Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Как будущего юриста, меня не случайно заинтересовала тема «Понятие, классификация и содержание основных функций Российского государства». На мой взгляд, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку на современном этапе построения правового государства, когда старая система практически изжила себя, а новая еще окончательно не сформирована, юристу необходимо знать основные направления деятельности государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1)Понятие функций государства 6
2)Классификация функций государства 9
2.1)Внутренние функции государства 10
2.2)Внешние функции государства 20
3)Формы осуществления функций государства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

                                 Внутренние функции.

Внутренние  функции государства определяют деятельность государства на его территории и в рамках его суверенитета. Функции государства подразделяются на несколько типов, каждый из которых характеризует определённую сферу государственной деятельности в управлении внутренней жизнью общества. 

Экономическая функция государства.

Она выражается в выработке координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном  режиме.

Данная  функция зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики.

В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии равенстве всех форм собственности,  добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе самоуправления,  дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства.

Экономическая деятельность современного правового  государства имеет  следующие  направления:         

1)государственное воздействие экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием  определении стратегии экономического развития общества, обеспечении равных условий для существования различных форм собственности финансировании программ промышленных и научных исследований, выдаче - субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства и т.д. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны.2

В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Стимулирующее воздействие, на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти таким образом развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство, земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны; в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги;

2) непосредственное  хозяйственное руководство государственным сектором экономики (на государственных предприятиях и в учреждениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы  его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране. 

Функция развития научно – технического прогресса и культуры.

С экономической  функцией государства тесным образом  связана его функция развития научно – технического прогресса  и культуры. Эта связь носит  двусторонний характер. Возможности  осуществления этой функции напрямую зависят от экономического благосостояния общества и связанных с ним финансовых возможностей государства. 3

Государство, не способное осуществлять функцию  развития научно – технического прогресса, тем самым значительно снижает  возможности страны успешно разрабатывать и создавать современные высокопроизводительные станки и механизмы, конкурентоспособные товары народного потребления, находить способы замены дорогостоящего сырья или исчезающих материалов. Без развития научно – технического прогресса трудно решать задачи в сфере обороны страны от внешнего агрессора. Закономерность, согласно которой войну выигрывает тот, кто обладает наиболее совершенными видами вооружения, убедительно доказана многовековыми войнами, в том числе и второй мировой войны. Только обладая современными и совершенным вооружением Россия сможет достойно сохранить свою независимость и статус ведущей державы мира.

Государство всемерно заинтересовано в развитии всех форм культуры: литературы, театра, кинематографии, телевидения и других средств массовой информации, сохранности памятников истории и культуры, в развитии сети библиотек и музеев, полиграфии. Эта духовная сфера общества – показатель его способности усваивать лучшие образцы мировой культуры и вносить в нее свой весомый вклад, она является принципиально важной и для государства.

Развивая  культуру и искусство, все их формы, государство создает необходимые  условия для воспитания и образования, духовного развития подрастающего  поколения, приобщение его к мировой  культуре. При получении надлежащей  поддержки со стороны государства творческая личность может свободно работать и способствовать дальнейшему развитию национальной, а через нее и мировой культуры.

Социальная  функция.

Социальная  функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. Социальная функция — это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам, с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени «социальности» государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, — скорость и степень «включения» гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень «социальности» современного социального государства.

Современное социальное государство—это этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство — это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом. Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как «атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления»4, и толкуют о «фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия»5. Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества.

Функция налогообложения.

Эта самостоятельная  функция современного Российского  государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется в экономической, социальной, юридической, внешнеполитической сферах и др. В настоящее время создана целая система государственных органов, призванных осуществлять эту функцию (налоговые инспекции налоговая полиция и т.п.), принято специальное законодательство (НК РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства).

Функция финансового контроля.

Эта функция  вступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и пр. Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и<устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Высший  финансовый контроль за доходами и расходами является прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов (например, Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов — в Англии, Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по  решению обеих палат Конгресса, — в США, Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный таможенный комитет,  контрольно -ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти — в России).

Специфические функции финансового контроля осуществляет государственная таможня, которая контролирует проводимость материальных ценностей через государственную границу и взимает таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству  накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования  в интересах общества.

Экологическая функция государства.

Это жизненно важная деятельность любого государства, мирового сообщества в целом. Земля  как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального  и нравственного отношения. Охрана природы, окружающей среды — насущная необходимость современного мира. Человек в результате хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания.

Охрана  природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.

В статье 9 Конституции Российской Федерации  говорится: “Земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов  проживающих на соответствующей территории”. В основе осуществления экологической функции лежат следующие принципы:

1. Природные  богатства подлежат охране со  стороны государства независимо  от того, вовлечены ли они в  хозяйственный оборот или нет.

2. Использование  природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3. Неукоснительное  соблюдение природоохранительных  законодательств и строгая ответственность  за его нарушение.

Они затрагивают  интересы всех народов и государств. Чем разумнее используются богатства, тем больших успехов добьются промышленность и сельскоё хозяйство. Охрана природы выдвигает в число наиболее острых социальных  проблем и представляет собой одну из  важнейших общегосударственных задач. В современных государствах разработано обширное; природоохранительное законодательство которое четко рёгулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение  активных мер воздействия к нарушителям ее целостности вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В России, Великобритании, Казахстане, на Украине,  во Франции, ФРГ, Швеции и других странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроля за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

Информация о работе Функции государства