Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, проанализировать функции государства.
К задачам данной работы относятся следующие:
1) дать понятие, содержание и признаки функций государства;
2) проанализировать классификацию функций государства;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Функции государства как категория теории государства 5
1.1. Соотношение понятий «сущность» и «функция» государства 5
1.2. Содержание и признаки функций 7
1.3. Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства ..........................................................................................
Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства 11
2.1. Виды функций по их значимости 11
2.2. Виды функций по времени их существования 13
2.3. Виды функций по сфере их реализации 17
2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике 19
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций………
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций…………..
3.2. Антиправовые формыосуществления функций государства……………………………………………………
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП(Майстренко).doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

     В  этой  форме   наиболее   существенно   проявляется   государственное принуждение,  которое  применяется  к  тем,  кто  добровольно  не  выполняет требование правовых норм.

    Помимо рассмотренных правовых  форм  осуществления  функций  государства выделяются  неправовые  (организационные)  формы,  которые  в   отличие   от правовых не влекут юридических последствий. Это, например,  подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации  при  разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.

      Думается,   наиболее   предпочтительным   для   государства   является добровольное  и  сознательное  соблюдение  участниками  регулируемых  правом общественных отношений, требований правовых норм и  индивидуальных  правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении  в  справедливости  и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

    Однако метод убеждения  может  основным  методом  осуществления  функций государства  только в том случае, если оно опирается на  широкую  социальную базу.  Это  происходит  тогда,  когда  политика  государства   соответствует интересам большинства общества и, кроме  того,  понятна  населению.  Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения  масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством,  и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.

     Для  некоторых   функций   характерно   сочетание   государственных   и общественных  начал.  Общественные  организации   и   объединения   помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных  групп,  имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их  в  управлении  делами общества.

   Следует указать, что в решении вопросов  о  функционировании  государства могут быть и новые направления. Высказываются, что  функции  государства  не являются всегда застывшими и неизменными.

    В  зависимости  от  конкретно-исторических  условий  меняются  и  методы осуществления функций государства. Обратимся к правовой функции  государства и непосредственно к правоохранительной деятельности.

     Правоохранительная  деятельность  включает  в  себя  принятие  мер   по предупреждению правонарушений, привлечению  к  юридической  ответственности, охране прав и свобод граждан и т.д. правовое регулирование   проявляется  не только в установлении прав и  обязанностей.  Нередко  бытует  представление, что достаточно издать нормативный акт  и цель по  упорядочению  общественных отношений будет достигнута. Однако правовое  регулирование  предполагает  не только движение в одном направлении (от государства к субъектам  права),  но и  обратную  связь.  Поэтому  при  отсутствии  добровольной   (сознательной) реализации  норм  права   возможно   применение    государственным   органом принуждения. В процессе саморегулирования  гражданами  своего  поведения  на страже эффективного использования, исполнения задуманных ими  решений  стоит их собственный интерес. Если интерес оказывается  недостижимым,  то  решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в  случае  причинения ему ущерба возможно обращение за защитой в  соответствующие  государственные органы. Иными словами, правовое регулирование есть прежде всего  юридическое воздействие.  Оно  дополняется  воздействием,  которое  охватывает   другие, помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения.

     К ним можно отнести:

    - ориентационное воздействие, т.е. выработка  у  членов  общества  таких направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом  развития общественной жизни;

    -  привентивное  воздействие,  связанное   с   необходимостью   человека воздерживаться  от  совершения  деяний,  причиняющих  вред   обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для  него неблагоприятные последствия;

    - психологическое  воздействие,  которое,  с  одной  стороны,  подавляет агрессивное поведение личности, а с другой –  дает  ей  уверенность  в защите ее интересов со стороны государства.

 

3.2. Антиправовые формыосуществления функций

  Кроме  правовых  форм  и   методов  реализации функций государства, в России существуют, к  сожалению,  антиправовые  формы осуществления функций государства. Например,  расстрел  мирной  демонстрации рабочих в Новочеркасске, в годы  перестройки  в  Риге  ОМОН  расправлялся  с демонстрантами. Но вопреки заверениям высоких милицейских  чинов,  что  ОМОН не будет избивать невинных людей, применение  силы  остается  реальностью  в милицейской практике и  в  наше  время.

Социальная  роль  милиции,  органов безопасности, внутренних войск,  государственных  инспекций  не  может  быть правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней  необходимости к физическому  принуждению.  Это  говорит  о  нарушении  прав  человека,  и, следовательно, антиправовые  методы  должны  регулироваться  и  подвергаться контролю.

    По этой причине  основные  принципы  применения  силы  и  огнестрельного оружия  должностными  лицами  по  поддержанию  правопорядка,  принятые  VIII Конгрессом   ООН   по   предупреждению   преступности    и    обращению    с правонарушителями, требуют  от  государств  –  членов  ООН  законодательного нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения  соответствующих правовых норм до сведения населения.

    Ю.П. Соловей в статье «Правовое регулирование применения милицией  силы» отмечает, что  «перестроечные  процессы  явственно  обнаружили  отмечавшуюся ранее   лишь   некоторыми    специалистами    несостоятельность    правового регулирования применения милицией силы и огнестрельного оружия. Причем  речь шла не только о его формах, представленных исключительно  ведомственными,  а не законодательными,  как того требовала специфика  предмета  регулирования, актами.  Нуждается  само  содержание  такого   регулирования   в   серьезном пересмотре  из-за  его  противоречивости  и  двусмысленности,  а  потому   и работники милиции и  законопослушные  граждане  не  могли  чувствовать  себя достаточно защищенными».

Применением  силы  являются  и  принудительное  извлечение  из   салона автомобиля управляющего им водителя, имеющего  внешние  признаки  опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому  освидетельствованию,  взлом замка  квартиры,  когда  находящиеся  в  ней  отказываются   открыть   дверь милиции; физические усилия,  направленные  на  сдерживание,  оттеснение  или рассредоточение толпы в ходе поддержания порядка на митингах,  демонстрациях или в случае их незаконности, ликвидации подобных нарушений и т.п.

    Специальные средства милиция может использовать на  законных  основаниях тогда,   когда   участники   несанкционированных   митингов   прибегают    к насильственным действиям.

     Главной целью функций государства является установление такого  порядка в общественной жизни,  который  бы  максимально  соответствовал  предписанию правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

 

Таким образом, множество функций государства классифицируется по областям общественных отношений.

Государство осуществляет свою деятельность в обществе, выполнение функций государства - процесс воздействия государства на различные сферы жизни общества, в зависимости от сферы деятельности выделяют конкретные функции государства [12, c.59].

Все функции государства можно разделить на две группы: внутренние и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства.

К внутренним функциям можно отнести:

экономическая функция. В экономической сфере смысл действия государства - обеспечение нормального развития экономики, защита собственности, согласование интересов производителей и потребителей и т. п. Экономическая функция может осуществляться по-разному:

в рыночной экономике государство действует экономическими методами (создает условия (и наоборот) для определенных видов производств и т. д.).

в плановой экономике государство управляет экономической жизнью административными методами (определяет направление движения товаров и т. д.).

Политическая функция - обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д. Нужно подчеркнуть, что государство не должно полностью брать общество на иждивение, оно призвано обеспечить минимум социальных возможностей, создать равные стартовые возможности для индивидов [8, c.75].

Экологическая функция (обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.).

Функция борьбы с последствиями стихийных бедствий.

Функция охраны правопорядка, прав, свобод и собственности граждан.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, государство осуществляет и иные направления деятельности.

К внешним функциям относятся: обеспечение обороны и безопасности; координация экономического и политического взаимодействия с иными государствами; проведение единой внешней политики.

Можно отметить условность деления на внешние и внутренние функции, так как все функции взаимосвязаны, внутренние функции могут выступать как составляющая часть внешних функций (борьба с преступностью).

Функции делят на основные и неосновные, временные и постоянные. Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Неосновные функции - мелкое или частное направление деятельности в рамках той или иной основной функции (например, строительство дорог).

Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции). Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества.

 

 

 


Список литературы

 

1.      Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л. 2004.

 

2.      Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: Новый Юрист, 1998.

 

3.      Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник. М.: Юрист. 2002. 

 

4.      Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика: Учебное пособие. СПб.: Питер. 2004.

 

5.      Любащиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. М.: ИКЦ МарТ. 2003.

 

6.      Манов Г.Н. Теория права и государства. М: Бек. 1995. С. 246.

 

7.      Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., Изд-во политической литературы, 1985.

 

8.      Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права «Проспект-Н». М., 1999.

 

9.      Основы государства и права в схемах и таблицах: Практическое пособие.  М.: Белые альвы, ТЕИС, 1996.

 

10. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под. Ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.

 

11. Темнов Е.И. Теория государства и права: Учебник. М.: Норма. 2004.

 

12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова. М.: Юристъ, 1997.

 

13. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие. М.: Экономист. 2004.

 

14. Четвернин В.А. Демократическое конституционное госу­дарство. Введение в теорию. М.: Просвещение. 1993.

 

15.    Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ. 2004.

 



Информация о работе Функции государства