Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель данной работы, проанализировать функции государства.
К задачам данной работы относятся следующие:
1) дать понятие, содержание и признаки функций государства;
2) проанализировать классификацию функций государства;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Функции государства как категория теории государства 5
1.1. Соотношение понятий «сущность» и «функция» государства 5
1.2. Содержание и признаки функций 7
1.3. Соотношение понятии "социальное назначение государства" и ''функции государства ..........................................................................................
Глава 2. Основные подходы к классификации функций государства 11
2.1. Виды функций по их значимости 11
2.2. Виды функций по времени их существования 13
2.3. Виды функций по сфере их реализации 17
2.4. Функции, реализуемые в современной внутренней политике 19
Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций………
3.1. Формы и методы осуществления государственных функций…………..
3.2. Антиправовые формыосуществления функций государства……………………………………………………
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТГП(Майстренко).doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

Экономическая   деятельность    современного    правового    государства имеет следующие направления:

1)              государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и кон­троле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышлен­ных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям мате­риальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учрежде­ния.   Такими   учреждениями   в   США   являются   Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны [8, c.149].

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осу­ществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финан­сирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных ме­ханизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за ка­кие услуги.

2)              Экономическая деятельность государства выражается также в
непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором
экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производ­ства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономи­ки, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и уче­те государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетво­рения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов [15, c.92].

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции вы­полняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, контроль за распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляе­мое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжало­вать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государствен­ные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мос­тов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют до­ходы и расходы денежных средств государственным и частным сектора­ми.

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сбо­ры и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход госу­дарства [13, c.85].

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использова­ния в интересах общества.

В современных условиях перехода к рыночным отношениям бытует пред­ставление, что рынок — сфера, свободная от вмешательства государства, порой даже можно услышать, что понятие «регулируемый рынок» — бес­смыслица, поскольку он якобы нерегулируем и неуправляем. Подобные высказывания весьма далеки от действительности. На всех этапах развития общества государство в той или иной мере оказывало влияние на рынок. А в современных условиях такое воздействие очень широко и в достаточной степени эффективно. В чем оно выражается? Именно государство уста­навливает и охраняет общие правила функционирования рынка, они скла­дывались в длительном процессе его становления. Среди основных памят­ников, закрепивших эти правила, — римское частное право, оно насчиты­вает более двух тысячелетий и принадлежит к числу общечеловеческих Ценностей. В нем закреплены те обязательные правила, которые отража­ют политическую роль рынка в общественном производстве на всех этапах развития нашей цивилизации. Эти правила: равенство положения участников; требования, предъявляемые к ним; свобода принятия решений и ответ­ственность за их результаты; ответственность за причиненный вред; недопус­тимость обогащения за счет обмана, насилия, использования чужой беды и т.п. Все они закреплены в четких, определенных, достаточно развитых пра­вовых формах. Общие правила функционирования рынка соответствуют объективным закономерностям товарно-денежных отношений. Именно они организуют рынок, не допуская превращения его в беспорядочную свалку и драку в погоне за выгодой. Они обеспечивают также свободу рынка — необ­ходимое условие выполнения его основной функции связи производства и потребления. Сложный правовой механизм охраняет участников рынка от попыток ограничивать свободу принятия решений каждым из них.

В тех странах, где не было воспринято (Англия, скандинавские стра­ны) римское частное право, в местных обычаях и судебной практике со­здавались подобные правила, облеченные в другие «правовые одежды», но в конечном счете приводящие к такому же результату.

Складываясь в жизни, эти правила санкционировались и охранялись го­сударством. Оно издавало гражданские и торговые кодексы, а также от­дельные законы либо поручало эту функцию судебной власти, как это было в странах «общего права», но в любой форме соблюдение правил обеспечи­валось санкцией государственного принуждения. Эту роль государства нельзя недооценивать [4, c.150].

Говорить о возможностях воздействия государства на рыночные отноше­ния путем установления и охраны соответствующих правил необходимо. Возможности эти явно недооцениваются. Как можно переходить к рынку, не создав адекватного механизма в виде основ гражданского законодатель­ства, Гражданского кодекса, Свода гражданских законов или иной фор­мы, закрепляющей выработанные тысячелетиями правила рынка?

Накопленные веками формы воздействия государства на рыночные отно­шения оказались недостаточными в условиях бурного развития науки и тех­ники Нового времени. Со второй половины XIX в. начинают создаваться новые формы непосредственного влияния государства на рынок — экономическими методами через систему налогообложения, что способствовало раз­витию отраслей, которые государство признавало приоритетными. С конца XX столетия начинается и непосредственное регулирование государством некоторых сторон и условий функционирования рынка. В той или иной мере это было свойственно каждой промышленно развитой стране [15, c.93].

Одной из первых форм прямого вмешательства государства в рыночные отношения является антимонопольное законодательство. Первый закон, запрещавший монополии, был принят в Канаде в 1889 г., но больше всего известен Закон Шермана (США, 1890 г.). Он объявлял преступлением попытку создания монополии или сговор с целью ее организации, угрожал за нарушение штрафом и тюремным заключением. Этот закон привлек очень большое внимание, он подавался как «хартия экономической свободы».

Значительное влияние на рынок оказывают государственные центральные эмиссионные банки. Уже в середине XIX в. в США была сформирова­на федеральная резервная система.

Значительные возможности воздействия на рынок создает также лицензирование экспорта и импорта отдельных видов товаров. Такие меры при­нимаются прежде всего в целях охраны внутреннего рынка. Лицензирова­ние в известной мере противоречит требованиям современного рынка, в котором широкое сотрудничество предприятий разных стран является объек­тивной необходимостью. Но, тем не менее оно реальность, эффективное средство воздействия на рынок.

Государство выступает и как субъект рынка, его участник. Государственные заказы могут оказывать существенное влияние на конъюнктуру рынка, способствовать развитию тех или иных отраслей экономики.

Государство вмешивается в рыночные отношения и с целью стимулиро­вания рациональной производственной эксплуатации природных ресурсов. В ряде стран (Франция, Япония и др.), регулируя отношения аренды зем­ли, закон предоставляет значительные преимущества арендатору, исполь­зующему землю для сельскохозяйственного производства. Причем в ряде случаев арендатор защищен законом гораздо полнее, чем собственник, не ведущий хозяйства на своей земле. Так, арендатор имеет право на продле­ние договора по окончании его срока даже в том случае, когда в связи с изменившейся конъюнктурой собственник мог бы извлечь больше дохода, прекратив договор аренды.

Государственное регулирование рыночных отношений выражается и в Установлении контроля за деятельностью их участников — физических и Юридических лиц. Законодательство о корпорациях, компаниях, обществах во всех промышленно развитых странах содержит ряд положений, обеспечивающих участие в этих отношениях только добросовестных субъектов, закрывающих путь авантюристам и жуликам. Устанавливается статус юри­дических лиц, строгий порядок принятия решений, организация деятель­ности, публичной отчетности. Примером может служить английский за­кон о компаниях 1989 г. Скрупулезно точно и подробно определяя содер­жание отчетности компании, закон вменяет в обязанность вести постоянный учет поступлений и расходов денежных сумм с указанием источника по­ступления и адресата передач, регистрировать все совершаемые сделки. Большое внимание уделяется аудиторской службе. Перечисляются подроб­но содержание и порядок представления отчетных документов. Ряд требо­ваний предъявляется к участникам совершаемых сделок. Существенное значение для нормальной деятельности рынка имеет и требование публич­ности всей отчетности. Она должна включать и данные о деятельности до­черних компаний и филиалов. Особые требования предъявляются к ли­цам, занимающим руководящие посты в компании [14, c.56].

Полагаю, что исходя из вышеизложенного можно обозначить основные направления деятельности государства в условиях перехода общества к рыночным отношениям. Государство должно стать:

гарантом (через законодательство и преимущественно судебный контроль за его соблюдением) правовых рамок хозяйственной жизни, строго правовых отношений всех субъектов производства и обращения;

непосредственным владельцем и управленцем строго ограниченного сектора экономики;

совладельцем, пайщиком — участником кооперативов, смешанных (совместных) предприятий, публичных корпораций — и не только в сфере материального производства, но и в других областях, например, средств массовой информации, учреждений культуры;

фискальным институтом, т.е. общенациональной казной и монет­ным двором, сборщиком налогов, контролером и регулятором — исклю­чительно на экономической и правовой основе — доходов всех участников гражданского оборота;

главным (но единственным) инвестором общенациональных экономических, экологических, научных и общенациональных программ;

гарантом осуществления общегосударственных экономических, финансовых, научно-технических интересов страны в международных отношениях;

инструментом гармонизации — через планирование, программирование, кооперацию, посредничество, арбитраж и т.п. - экономических и социальных интересов, потребностей, запросов как различных регионов, так и социальных групп, а также инструментом разрешения конфликтов [13, c.87].


Глава 3. Формы и методы осуществления государственных функций

 

3.1. Формы и методы осуществления государственных функций

 

 

    Решая какую-либо задачу, государство прежде  всего  устанавливает  общий порядок поведения участников  регулируемых  отношений,  т.е.  создает  нормы права – общеобязательные,  формально  определенные  правила  поведения.  Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так  же, как  и  деятельность  компетентных  органов  государства  по  подготовке   и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е.  являющихся их  источниками  в  юридическом  смысле.  Особое  значение  при  этом  имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента)  по  изданию законов,  т.е.  нормативно-правовых  актов,  обладающих  высшей  юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

     Затем  осуществление  функций  государства   перемещается   в   область правоприменения,     реализуемого     в     оперативно-исполнительной      и   правоохранительной нормах.

    Оперативно-исполнительная – это  властная  деятельность  исполнительно-распорядительных   органов   государства,    связанная    с    рассмотрением повседневных вопросов государственного  управления  и  осуществляемая  путем принятия в  пределах  права,  правовых  документов,  имеющих  индивидуальный характер  и  содержащих  решения  по  конкретным   делам.   В   этой   форме упорядочиваются отношения между  различными  субъектами  права:  гражданами, органами,  государствами,  общественными  организациями  и  др.   При   этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической,  социальной и иных сферах жизни общества.

    Правоохранительная форма осуществления функций государства  предполагает властную деятельность специально созданных государственных  органов  (органы внутренних  дел,  прокуратура,  суд,  арбитраж)  по  охране  норм  права  от нарушений   и   применению    предусмотренных    правовыми    нормами    мер государственного   воздействия   к   правонарушителям.   В   процессе   этой деятельности   принимаются   правоохранительные   акты   применения    права (приговоры и решения  судов,  протесты  прокуроров  и  др.),  служащие  цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности  в отношении нарушителей  велений государства.

Информация о работе Функции государства