Функции государства и его механизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:32, реферат

Описание

Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние внешние.

Содержание

Введение…………………………………………………………….............. ...…..…….3
Основные признаки и черты государства.......................……….................……..4
Основные функции государства......................... .................................................5
Понятие механизма (аппарата) государства..........................................................9
Заключение…………………………………………………………....…..………...…...22
Литература……………………………………………………………………….........…23

Работа состоит из  1 файл

реферат (Аппарат(механизм)государства) .docx

— 59.77 Кб (Скачать документ)

      В Российской Федерации большую роль играет власть президента. Ее трудно отнести  к исполнительной или законодательной  власти. Это особая форма, самостоятельная  власть, вытекающая из статуса главы  государства как гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом, правительством и парламентом, но и  созданием при президенте специальных  органов (администраций, управлений делами, комиссий, комитетов, аналитических  центров, аппарата представителей и  т.д.), содействующий президенту РФ в  осуществлении его полномочий главы  государства, гаранта Конституции, в реализации его законодательной инициативы.

      Таким образом, определяются две основные формы правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

      Вот как определил основные различия между монархией и республикой  проф. П.А.Сорокин: "В чем же главная разница между монархией и республикой. Она заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права.

      В монархии монарху предоставлено  окончательное решение по всем важнейшим  государственным актам. Народ здесь  не обладает никакой властью, или  обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе  устранен от управления, или участвует  в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая  форма государства, где власть принадлежит  самому народу и только ему.

      Здесь сам народ прямо или через  посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.

      Таково  главное различие между монархическим  и республиканским государствами. "6

      Следующим элементом формы государства  является форма государственного устройства, к странам с многонациональным  составом часто применяют термин «форма национально-государственного устройства». Именно в категории  «форма государственного устройства»  находит выражение территориальное  деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории. Форма государственного устройства – это административно-территориальное  деление государства, которым определяется взаимоотношения между ним и  его отдельными частями.

      Территория  государства представляет собой  пространство, на которое распространяется его власть. Это, следовательно, не только собственно территория, то есть суша, но также акватория (водные пространства) и воздушное пространство над  ними. Территориальное устройство, или территориальная организация, государства — это система, взаимоотношений  между государством в целом, то есть его центральной властью, и территориальными составными частями, точнее говоря —  их населением и действующими там  органами публичной власти.

      Итак, форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений межу его  составными частями и между центральными и местными органами государственной  власти.7

      Форма государственного устройства раскрывает внутренне строение государства, его  деление на составные части –  административно-территориальные единицы, автономные политические образования  или суверенные государства. Различают  внутригосударственное и межгосударственное устройство. Внутригосударственное  устройство подразделяется на унитарное  и федеральное государство. Межгосударственное устройство представлено разными видами конфедерации: союз, сообщество, содружество.

      Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

      Существуют  две разновидности унитарных  государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

      Федеративное  государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.8

      Составляющие  федеративное государство государственные  образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и  имеют свое собственное административно-территориальное  деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет  две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие  органы членов федерации. Федеральные  органы власти осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны.

      Государственные образования, составляющие федерацию, как правило, не являются государствами  в собственном смысле слова. Они  не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права  участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции, центральная власть имеет право  принятия принудительных мер по отношению  к субъекту федерации. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации  имеют свою собственную конституцию. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации, различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

      Данная  форма государственного устройства является также следствием добровольного  объединения нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство.9

      Европейский союз – межгосударственное объединение, сочетающее в себе черты международной  организации и федеративного  государства, возникшее в 1993 году, на базе Европейских сообществ. Договор  о Европейском Союзе, подписанный  в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств – членов Европейского сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 года. Он дополнен 17 протоколами и 33 заявлениями по различным вопросам договора, заявлением, в котором учтены результаты референдума в Дании и соглашением о социальной политике, предусматривающим создание единого социального пространства. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.

      Данная  форма государственного устройства является также следствием временного юридического союза суверенных государств, созданного для обеспечения их общих  интересов.10

      Содружество государств – это организационное  объединение государств, характеризуемых  наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой статус гражданина); в-третьих, языка (языковое единство может иметь лингвистический характер, как, например, у славянских стран СНГ, иногда привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных, чужеродных элементов); в-пятых, религии.

      Однако  содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых  государств. В основе содружества, как  и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация и иные юридические документы.

      Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они  затрагивают важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к  разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать свой суверенитет. Как правило, члены  содружества – полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных  отношений.

      В содружестве могут создаваться  надгосударственные органы, для координации  действий государств. Денежные средства для целей содружества объединяются добровольно, в тех размерах, которые  считаются достаточными и необходимыми. Правотворческая деятельность осуществляется в форме нормативных актов, которые  принимают главы государств. Содружество, как объединение государств может  носить переходный характер. Оно может  развиться в конфедерацию и, даже, в федерацию, а может, наоборот, при  нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной  дезинтеграции этого специфического союза.

      Содружество независимых государств (СНГ) – межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения о создании СНГ, подписанного в Минске 08.12.91 г. представителями трех республик СССР: РСФСР, Республики Беларусь и Украины. Устав СНГ принят в г. Минске 22.01.93 г. В соответствии с указанным Соглашением и Уставом СНГ целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, и иных областях. Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. В настоящее время членами СНГ являются 12 бывших республик СССР. Официальным местом пребывания межгосударственных органов СНГ является г. Минск. Некоторые государства- участники Содружества пошли по пути создания в рамках СНГ более узких союзов: так, например, Россия и Беларусь подписали соглашение о создании Сообщества суверенных республик; учрежден Таможенный Союз в составе России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана.

      Межгосударственные  образования знают и такую  форму, как Сообщество государств. В  основе Сообщества, как правило, лежит  межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой государственной  организации общества. Оно в большинстве  случаев усиливает интернациональные  связи государства, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (Европейские сообщества).

      В Сообщество могут входить ассоциированные  члены – государства, принимающие  те или иные правила, действующие  в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами этого  образования. В Сообществе может  быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в  него, а также объединение условий  этих государств, для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых  и других барьеров.

      Европейские Сообщества – объединения трех формально  самостоятельных, но взаимосвязанных  региональных экономических организаций: Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС), созданного в 1951 году, Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданных в 1957 году. К настоящему времени в систему Европейских Сообществ входит также значительное количество других Европейских интеграционных институтов. В 1965 году в соответствии с Брюссельским договором созданы единые органы трех Сообществ. С 1986 года Европейские Сообщества используют введенный в 1955 году Советом Европы европейский флаг, неизменное расположение звезд на котором символизирует совершенное единство народов Европы. В Европейских Сообществах применяются 9 официальных языков.

      В связи с заключением в 1992 году Маастрихтских соглашений, предусматривающих  создание к концу XX века политического  союза, включая общую оборону  и валютно-финансовую систему, Европейские  Сообщества стали именоваться Европейским  Союзом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Механизм  государства, как система органов  и учреждений, посредством которых  обеспечивается выполнение внешних  и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно  развивающийся организм. Эволюция его  в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления  государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными  особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в  мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач  любой конституции. Весь огромный разветвленный  горизонтально и вертикально  механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни  общества. Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и т.д.

Информация о работе Функции государства и его механизмы