Форсированные модели управления экономикой в первые годы советской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 04:19, контрольная работа

Описание

Она разделена на три основных и главных вопроса:
1) методы и результаты управления экономикой в период «военного коммунизма»;
2) управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты;
3) причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. Методы и результат управления экономикой в период «военного коммунизма»……………………………………………………………………..5
2. Управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты……………..6
2.1 Промышленность…………………………………………………………….7
2.2 Торговля……………………………………………………………………...7
2.3 Финансы……………………………………………………………………...8
2.4 Сельское хозяйство………………………………………………………….9
2.5 Результаты нэпа……………………………………………………………...10
3. Причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики……………………………………………………12
3.1 Промышленность……………………………………………………………..15
3.2 Сельское хозяйство…………………………………………………………..15
3.3 Принудительный труд………………………………………………………..17
3.4 Экономическая политика правительства……………………………………17
3.5 Социальная политика…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

Работа состоит из  1 файл

история России.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      АННОТАЦИЯ 

Контрольная работа выполнена на тему «Форсированные модели управления экономикой в первые годы советской власти».

Она разделена  на три основных и главных вопроса:

  1. методы и результаты управления экономикой в период «военного коммунизма»;
  2. управленческая модель нэпа, ее противоречия и результаты;
  3. причины отказа от нэпа и перехода к форсированному строительству социалистической экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4

1. Методы  и результат управления экономикой  в период «военного коммунизма»……………………………………………………………………..5

2. Управленческая  модель нэпа, ее противоречия  и результаты……………..6

2.1 Промышленность…………………………………………………………….7

2.2 Торговля……………………………………………………………………...7

2.3 Финансы……………………………………………………………………...8

2.4 Сельское хозяйство………………………………………………………….9

2.5 Результаты нэпа……………………………………………………………...10

3. Причины  отказа от нэпа и перехода  к форсированному строительству  социалистической экономики……………………………………………………12

3.1 Промышленность……………………………………………………………..15

3.2 Сельское  хозяйство…………………………………………………………..15

3.3 Принудительный  труд………………………………………………………..17

3.4 Экономическая  политика правительства……………………………………17

3.5 Социальная  политика…………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

     После завершения гражданской войны перед  Советской Россией встали крайне сложные проблемы. Экономика была почти полностью разрушена. Уровень  промышленного производства к 1921г. упал до 14% довоенного, большинство заводов стояло. Население городов сокращалось: голодающие горожане, в том числе и рабочие, уходили в деревни. Однако и на селе положение было нелегким. Уровень производства сельскохозяйственной продукции был на треть ниже, чем до войны. Крестьянство, обязанное сдавать хлеб государству, едва сводило концы с концами. Весной и летом 1921г. разразился страшный голод в Поволжье, унесший жизни 5 млн. человек. На помощь пришли зарубежные благотворительные организации, однако их возможностей оказалось недостаточно для предотвращения катастрофы. В стране насчитывалось около 7 млн. бездомных, беспризорных детей, живущих попрошайничеством и воровством.

     Из-за этого нужно было приступать к  форсированным моделям управления экономикой.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Методы  и результаты управления экономикой в период «военного коммунизма» 

     В условиях разгорающейся гражданской  войны советская власть использовала методы, вошедшие в историю как  политика военного коммунизма. Были национализированы  практически все предприятия, государство установило жесткий контроль над сферой производства, обмена и потребления.

       Была отменена плата за жилье,  транспорт, коммунальные услуги. Зарплата рабочим выдавалась продуктами питания и товарами широкого потребления. Была предпринята попытка сократить сферу распространения товарно-денежных отношений. На деле она привела к невиданному расцвету черного рынка и спекуляции.

     Власть  была жестоко централизована, с ноября 1918г. Все полномочия сосредоточились  в руках Совета рабочей и крестьянской обороны. Вводилась не только всеобщая воинская, но и трудовая повинность, население принудительно направлялось на лесозаготовки, строительные работы.

Принятые  меры позволили за короткие сроки  увеличить численность Красной  Армии.

     Удачно  использовались преимущества центрального положения контролируемых большевиками губерний по отношению к белым армиям. Практиковался и такой метод, как заключение временных союзов против наиболее опасных противников. Так, в ходе боев с армией белых на Украине большую помощь Красной Армии оказали впоследствии разгромленные отряды анархистов, возглавленные Н. И. Махно.

     Для укрепления власти, борьбы с дезертирством  и проявлениями анархии в армии  широко использовались методы террора. Главным инструментом его осуществления  стали войска внутренней охраны.

     Политика  террора была не единственным средством  укрепления власти большевиков. Они  проявляли гибкость, если того требовали  обстоятельства. Так, в конце 1918г. Были распущены комбеды, насильственные реквизиции хлеба в деревне сменились продразверсткой. На каждую губернию, уезд, волость спускался план обязательных поставок сельскохозяйственной продукции, излишки оставались в распоряжении крестьянства.  Эта мера отчасти ослабила его недовольство политикой большевиков.

     Весной 1918г. начала проводиться политика привлечения бывших царских офицеров на службу в Красной Армии. «Буржуазные специалисты» привлекались к управлению экономикой, работе в новых органах власти.

     Сотрудничество  «бывших» с большевиками объяснялось  не только страхом перед репрессиями и террором, но и идейными соображениями. После расторжения 13 ноября 1918г. Брест - Литовского договора Советским правительством многие граждане России стали воспринимать его как основного защитника интересов и целостности страны.

     В то же время политика большевиков, стремившихся к победе мировой революции, не могла в полной мере опереться на рост патриотических настроений. 

     Управленческая  модель нэпа, ее противоречия и результаты 

     Режим военного коммунизма рассматривался многими  лидерами партии большевиков как этап на пути к полной реализации социалистического идеала. Существовали надежды, что с помощью централизованного контроля над ресурсами удастся найти выход из кризисной ситуации.

     Однако  терпение населения России было исчерпано. Чрезвычайные меры, выкачивание ресурсов из деревни, карточная система воспринималась как оправданные в условиях военного времени, но с завершением войны стали вызывать возмущение. В 1920-1921 гг. начались крестьянские восстания в Тамбовской деревни, на Дону, в Поволжье, в Сибири, Карелии, Белоруссии, на Урале. Участились забастовки рабочих. Выдвигались лозунги созыва Учредительного собрания, создания советов без большевиков.

     В марте 1921г. на 10 съезде РКП (б) В. И. Ленин провозгласил переход к новой экономической политике (нэпу). Продразверстка заменялась продналогом, размер которого был примерно вдвое ниже. Крестьяне получили возможность распоряжаться остающимися в их распоряжении излишками продукции, в том числе свободно продавать их на рынке. Для восстановления денежного обращения была проведена реформа, в стране вводилась твердая денежная единица-золотой червонец.

     Государство оставило за собой командные высоты в экономике: собственность на землю, крупную промышленность, транспорт, банковское дело, монополию внешней торговли.

Промышленность.

     Проводится  разгосударствление промышленности. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы объединили в тресты, работавшие на основе хозяйственного расчета. Трестовские системы отличались жесткой централизацией. На правление треста возлагались функции непосредственного оперативного управления.

     На  государственном снабжении первоначально  остались металлургия, топливно-энергетический комплекс, частично транспорт. Уравнительная  оплата труда заменялась новой тарифной политикой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. «Пайковая» система снабжения вытесняется денежной формой зарплаты. Отменяется всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Главный комитет по всеобщей трудовой повинности ликвидирован в марте 1921г.

Торговля.

     Развитие  товарно-денежных отношений вело к  восстановлению всероссийского внутреннего  рынка. Воссоздаются крупные ярмарки, открываются торговые биржи, разрешается  создание частных предприятий с  числом рабочих не более 20. Допускается госкапитализм в форме концессий, аренды, смешанный обществ. Стимулируется развитие потребительской, сельскохозяйственной, кустарно-промысловой форм кооперации. По условиям хозяйственной деятельности кооперация была поставлена в более выгодное положение, чем частный капитал. В конце1923- начале 1924г. переводится на добровольное членство потребительская кооперация(на остальные кооперативные системы обязательное членство в годы гражданской войны не распространялось).

 Финансы.

     В 1921-1924 гг. создается банковая система: Государственный банк, сеть кооперативных банков, торгово-промышленный банк, Банк для внешней торговли, сеть местных коммунальных банков и др.

     Денежная  эмиссия как основной источник доходов  государственного бюджета заменяется системой прямых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, сельскохозяйственный, акцизы на товары массового потребления, местные налоги), вводится плата за услуги (транспорт, вязь, коммунальное хозяйство и др.)

     Реформы нэпа тормозились неустойчивости денежного обращения. С1921г. Начинается работа по приспособлению денежной системы (вернее, того, что от нее осталось, - в стране свирепствовала инфляция) к условиям рыночного хозяйства. Работу вначале возглавила специальная финансовая комиссия ЦК СНК, затем Наркомат финансов.

     В1922г. Правительство приступило к денежной реформе. В1922-1923 гг. проводятся две деноминации (изменение нарицательной стоимости  денег). В конце 1922г. В обращение  была выпущена устойчивая валюта, применявшаяся  для краткосрочного кредитования в промышленности и торговли – червонец.

     Червонец обеспечивался золотом и другими легко реализуемыми ценностями и товарами. Один червонец приравнивался к 10 дореволюционным золотым рублям. Для покрытия бюджетного дефицита продолжался выпуск старой валюты – обесценивающихся советских знаков. Червонец стремительно вытеснял из обращения совзнаки.

     Денежная реформа завершилась в 1924г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. В ходе реформы удалось ликвидировать бюджетный дефицит. А с октября 1924г. Выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был запрещен законом.

     Завершение  восстановления народного хозяйства  обусловило необходимость увеличения капиталовложений с длительным сроком оборота. Но внешние источники накопления были скудны, а внутренние частично блокировались «антикапиталистической» политикой правительства (1924-1925 гг. различные виды обложения поглощали от 35 до 52% всего дохода в городском частнопредпринимательском секторе). В условиях острой нехватки капиталов усиливается тенденция к их централизованному перераспределению и административному вмешательству в экономику. 29 июня 1927г. ЦИК и СНК СССР приняли новое положение о государственных промышленных трестов. В определение треста было введено указание на подчинение деятельности треста плановым заданиям органа, в ведении которого он находится (ВСНХ), и исключено указание на извлечение прибыли как цели деятельности треста. Чуть позже усиливается экспансия административных методов в аграрном секторе.

Информация о работе Форсированные модели управления экономикой в первые годы советской власти