ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 10:56, курсовая работа

Описание

Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгому соблюдению юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ право реализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие реализации права……………………………………………...6
Глава 2. Формы реализации права……………………………………………….7
Глава 3. Применение права, как особая форма его реализации….……….......16
3.1. Понятие применения права и его признаки…….……………………..16
3.2. Стадии правоприменительного процесса..………….……………..... 20
3.3. Акты применения права, их виды. Отличие от нормативно-правовых актов………………………………………………………………………………24
3.4 Требования к правоприменительной деятельности………………..….28
Глава 4. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права…..…………...32
Заключение …………………………………………………………………...… 35
Библиография ……………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

формы реализации права.docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)
tify">  Реализация  права как процесс может быть охарактеризована с объективной  и субъективной стороны. С объективной  стороны она представляет собой  совершенствование определёнными  средствами в известной последовательности, в сроки и вместе, предусмотренных  нормами права правомерных действий. С субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установками и  волей в момент совершения предписываемых действий. Он может быть заинтересованным в реализации права, осуществлённого  долга или из страха неблагоприятных последствий. Но главное в этом процессе – скрупулезное следование образу 
действий условиям места и времени их совершения. Реализация не состоится, если одно какое- либо из обязательных условий будет нарушено. 
Реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей. Выделяются четыре такие формы деятельности по реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение права. В чётком определении этих форм заключается большое научное завоевание теории права, так как анализ позволяет установить способы активной деятельности самих субъектов права в обществе, развитие правовой коммуникации, другие аспекты воплощения права в повседневное социальное бытие.

  Соблюдение  права предполагает обычное рутинное, но очень важное для упорядоченности, стабильности общества поведение субъектов  права. Именно в этом смысле говорится  о законопослушных гражданах, которые  воздерживаются от действий (бездействия), нарушающих норму права. Это одна из распространённых форм правомерного поведения. Но какая? Соблюдение – это пассивная форма реализации права, осознанное или неосознанное поведение по привычке: « Так поступают все '' свои '', так положено» и   т.п.

  Пассивная в том смысле, что не требует  от субъекта каких-либо активных действий в правовой сфере. Просто соблюдаются  известные принципы или нормы  правового поведения – и этим соблюдается право. Мы соблюдаем  право, когда учитываем права  и законные интересы граждан. Сама формула – учёт законных интересов – говорит о том, что действительно существует законные социальные интересы.

  Соблюдать свои и чужие законные интересы –  это значит как раз обеспечивать баланс, меру между своими правами  и свободами и правами и  свободами другого человека, сообщества. Соблюдение права обоими субъектами и есть одна из форм социальной реализации этого права. Соблюдение права становится попутной формой обычной жизнедеятельности  людей в рамках установленных  прав и обязанностей.

  Исполнение  права предполагает активное выполнение обязанностей. Эти обязанности возникают  из требований закона или условий  договора. Поэтому их реализация определяется как исполнение права. Эти обязанности, наряду со своей юридической формой, имеют и социальное содержание. Исполнение права предполагает механизма, принуждающего  в случае необходимости к выполнению обязанностей.

  Обращения, жалобы в соответствующие государственные  органы приводят в действие этот механизм для того, чтобы заставить гражданина исполнять свои обязанности.

  Исполнение  права как формы реализации имеет  своим субъектом не только гражданина, но и коллективное образование, а  также должностное лицо. В сложной  взаимозависимости и взаимодействии граждан между собой, граждан и государственных органов и происходит феномен исполнения права.

  Использование права –  это ещё один активный способ воплощения права в жизнь, форма активного, даже творческого обеспечения субъектом своих законных интересов.

  Например, субъект ставит перед собой социальную цель – приватизировать квартиру и для этого начинает поиск правовых средств   (нормативно – правовых актов, документов; органов, осуществляющих правовую процедуру и т.п. ) , которые бы позволили ему осуществить своё социальное намерение. Он пишет соответствующее заявление, обращается с ним в соответствующий орган, участвует в определённых процедурах – он использует своё право, осуществляет тем самым его воплощение в жизнь.

  Использование права действительно предполагает активное, сознательное отношение к  своим правам и свободам – субъект  имеет возможность осуществить  выбор разных вариантов поведения. Он становится свободным, независимым  гражданином, настоящим членом общества – это ведь то, что и требуется  на современном этапе общественного  развития.

  Но  с этим выбором, с интенсивностью использования своих прав органично  связан и такой неожиданный юридический  феномен, как злоупотребление правом.

  Употребление ( использование ) права '' во зло'', в ограничение прав и свобод других появляется там и тогда, где и когда нарушается мера разумного социального поведения, нарушается баланс своих и чужих прав.

  Злоупотребление правом может приобретать и такие  извращённые формы социального  поведения, когда оно становится даже уголовным преступлением. Злоупотребление правом – явление малоизученное в теоретическом плане, но приобретающее подчас зловещее, даже гибельное свойство для правовой системы. Это как злоупотребление алкоголем, которое становится гибельным для индивида, а подчас при массовом злоупотреблении и для общества. Вот почему сам подход к изучению этого

явления с позиции использования права, его меры предоставляются весьма социально важными и теоретически плодотворными. Злоупотребление правом – это как раз тот случай, когда нарушается именно субъективное право – мера возможного поведения, нарушаются границы, устанавливаемые этой мерой.

  Особое  место занимает применение права  как властная комплексная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие  акты.

  Классификация форм реализации законодательной воли в практическом отношении тесно  связана с избранием методов  обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

  Успех или неуспех перевода нормативных  требований права в реальное поведение  связан, в конечном счете, с созданием  материальной базы, научно-техническим  и ресурсным обеспечением благоприятного морально-политического климата, организационными мерами и т. п. Вместе с тем большое  значение имеет субъективная сторона  процесса осуществления права и  средства прямого воздействия на волю и сознание людей. Если люди решительно отказываются повиноваться предъявленному требованию, то последнее никогда  не будет осуществлено в их поведении. Поэтому государство использует ряд методов для того, чтобы  и граждан, должностных лиц и  коллективных субъектов права потребность, желание или необходимость совершить  предусмотренные в нормах права  действия.

  История знает два основных средства понуждения воли людей к реализации государственных велений – это обещание награды и угроза физическим принуждением или лишением каких-то благ. В правовом государстве значительно меняются сфера и объём репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного ''самообеспечение '' правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

  При таком условии глобальная перспектива  состоит в постепенном отпадении  необходимости специализированного  государственного принуждения. Само содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

  Однако ''самообеспечение'' норм права в  обществе нельзя принимать упрощенно , нельзя видеть также, что в определённые периоды развития ряда государств получили гипертрофированное использование  метода командно-волевого, административного  нажима, принудительное и даже репрессивное методы. Заинтересованность участников общественных отношений состоит  в реализации принадлежащих им прав в сфере действия управамачивающих норм, а более широко - за пределами  действия запретов, ограничений и  обязывающих велений.

  Государство не обещает наград за сам факт реализации управамачивающих норм. Тем более  не грозит лишениями на случай отказа от реализации предоставленных прав. Содержащие управамачивающих норм удовлетворяют  волю их адресатов, а сам результат  осуществления прав приносит желаемые блага.

  При осуществлении обязывающих норм затрагиваются человеческие силы. В  качестве определённой компенсации  государство обещает какие-то блага. Исполнение обязанностей под угрозой  возможно, но оно не будет качественным. Какой-то круг людей в обществе исполняет  юридические обязанности по внутреннему  убеждению, чувству долга.

  Правовые  запреты реализуются преимущественно  под угрозой наступления неблагоприятных  последствий в случае их нарушения. 
Это могут быть лишение свободы, штраф, исправительные работы и др.

  В целях обеспечения процесса реализации правовых норм широко используются политические (например, средства партийного воздействия) и идеологические (пропаганда, убеждение) методы. 
Несмотря на департизацию государственного аппарата, большое значение они имеют в воздействии на должностных лиц и представителей власти. Но решающее значение имеет другое. За надлежащее исполнение ими своих юридических обязанностей государство платит заработную плату. Неисполнение обязанностей влечёт применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения с должности. Нарушение запретов образует состав должностного преступления или проступка и наказывается в соответствии с санкцией закона.

  В этой главе мы разобрались, что собой  представляют собой формы реализации правовых норм. Но указанные формы  считаются непосредственными, так  как правовые предписания реализуются  самими участниками общественных отношений. Если же данные формы не позволяют  в полном объёме реализовать права  и обязанности, предусмотренные  правовыми нормами, возникает необходимость  в использовании применения права  как особой формы его реализации. 
 
 

     
 
 
 
 

  Глава №3. Применение права как особая форма его реализации 

     3.1.Понятие применения права 

  Применение  права – это властная деятельность компетентных государственных органов  по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и  индивидуально- определённых лиц. 
Путём применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения.

  На  этом основании выделяют две формы  применения права: оперативно - исполнительную и правоохранительную.

  Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путём создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права.  
Указанная форма деятельности есть основной способ организации исполнения положительных велений права.

  Правоохранительная  деятельность – это деятельность компетентных органов по охране норм права, о каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны – контроль за соответствием деятельности субъектов  права юридическим предписаниям, за её правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения – принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение государственного принуждения к  правонарушителям, создание условий, предупреждающих  правонарушения.

  Применение  права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных  черт.

  Во-первых, по своей сущности применение права  выступает как организующая властная деятельность государства, посредством  которой упорядочивается общественная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотношений  между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения  определённых вопросов в руках компетентных органов.

  Эта деятельность связана с особыми  приёмами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. 
Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации, прокурор, следователь и т. д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

  Граждане  не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это  не умаляет роли граждан в правоприменительной  деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приёме на работу или назначении пенсии и т. д.)

  Следовательно, применить норму права – это  не просто осуществить, реализовать  её. Это властная деятельность компетентного  органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Информация о работе ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА