Правоприменение как особая форма реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 08:57, реферат

Описание

Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие правоприменения 4
1.1 Признаки и модели правоприменения
1.2 Стадии правоприменения 5
Глава 2 Понятия и формы реализации права 9
Глава 3 Правоприменения при пробелах в праве 10
Глава 4 Правоприменение как особая форма реализации права 13
Заключение 15
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Kontrolnaja_rabota_No1_var_17.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

министерство  образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО  Тольяттинский государственный  университет

 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных образовательных  технологий

 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа №1_

 

по дисциплине «Теория государства и права »

 

Тема  «Правоприменение как особая форма реализации права »

 
 

Вариант № 17

 
 
 
 
 
 

Студент М.Ю.Саблина

 

Группа   ТБбз-331ДО

 

Преподаватель Д.А. Липинский

 
 

«03»  декабря  2011г.

 
 
 
 
 
 

Бузулук 2011г.

 
 

     Содержание

 

     Введение                                                                                                       3

 

     Глава 1 Понятие правоприменения                                                            4                                                 

                      1.1  Признаки и модели правоприменения                                 

                       1.2  Стадии правоприменения                                                       5               

     Глава 2  Понятия и формы реализации права                                           9

     Глава 3 Правоприменения при пробелах в  праве                                     10

     Глава 4  Правоприменение как особая форма реализации  права         13

 

     Заключение                                                                                                  15

 

     Список  используемой литературы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

                Одним из необходимых условий стабильного и устойчивого развития Российского государства является укрепление правовых основ функционирования его государственной и общественной жизни. В то время, как проводимые в России либеральные реформы настоятельно требуют оптимизации существующей правовой системы, эффективность демократических преобразований, осуществляемых в российском обществе, находится в прямой зависимости от качества применения нормативно-правовых предписаний. В своем обращении к делегатам съезда Ассоциации юристов России Президент РФ В.В. Путин определил главную задачу новой общероссийской общественной организации: «совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности»1. В связи с этим, изучение -  правоприменения как особой формы реализации права и его проблем на современном этапе актуально, теоретически и практически значимо. Без четкого понимания специфики, сущности правоприменения, его внутреннего строения и содержания элементов правоприменительной деятельности невозможна правильная оценка места правоприменения в механизме правового регулирования общественных отношений и грамотное его использование в качестве средства эффективного воздействия на различные сферы общественной жизни.

       Представляется, что деятельность  правоприменения позволит лучше понять его место, роль и значение среди других форм реализации права, а значит, позволит создать условия для повышения социальной значимости права, открыв при этом новые возможности и перспективы его осуществления в целях успешного формирования основных институтов гражданского общества, демократизации общественной жизни, утверждения основ правовой государственности и реализации прогрессивных правовых принципов свободы, справедливости, равенства на благо человека.

              Правоприменение в отечественной и зарубежной литературе всегда придавалось особое значение. Ибо право само по себе, как подчеркивал Р. Иеринг, «есть не чистая мысль только, но живая сила», «право - это неустанная работа, и работа не только государственной власти, но всего народа». Вся жизнь права, «в общем и целом, являет то же зрелище безостановочной борьбы и труда целого народа, какое представляет деятельность последнего в области экономического и умственного производства». Огромное поле «безостановочной борьбы и труда» за реализацию права находится в сфере правоприменения.

 

     Глава 1 Понятие правоприменения.

 

     Правоприменение - особая форма реализации права. В  форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

     Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

     а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

     б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

     в) когда речь идет о реализации санкции.

     1.1 Признаки правоприменения:

     1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);

     2) имеет государственно-властный характер;

     3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

     4) выступает формой управленческой деятельности государства;

     5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

     6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

     7) имеет творческий характер;

     8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.

     С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

     1.2. Стадии правоприменения

       Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.

     В качестве основных можно выделить три стадии:

     1) установление фактических обстоятельств  дела;

     2) формирование юридической основы дела;

     3) решение дела.

     В качестве дополнительной стадии может  выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.

     Первые  две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.

     Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

     Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:

     а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

     6) проверка подлинности нормы и  ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);

     в) проверка правильности текста нормативно-правового  акта («низшая» критика);

     г) уяснение содержания нормы права (путем  толкования).

     Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

     По  результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.

     Все правовые акты можно поделить на две  большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.

     Акты  применения права имеют общие  черты с нормативно-правовыми  актами:

     а) представляют собой письменные акты-документы;

     б) исходят от государства;

     в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

     В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания  общего характера, то содержанием правоприменительных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

     Решение юридического дела - это завершающая  фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой  умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего «властное слово». Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

     1. Его юридическое значение может  состоять в юридической констатации,  т.е. признание существования  определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

     2. После вынесения решения необходима  дополнительная деятельность компетентных  органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решений юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Информация о работе Правоприменение как особая форма реализации права