Формы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 08:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в раскрытии содержания понятия реализации права, в определении и характеристике путей и форм реализации права

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. Понятие и пути реализации права 5
1.1 Понятие реализации права 5
1.2. Пути реализации права 9
2. Формы реализации права 13
2.1. Понятие и виды форм реализации права 13
2.2. Применение права как особая форма реализации права 16
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

      Практика  правого регулирования выявила  две крупные области, где реализация норм идет не через правоотношения. Во-первых, это область прав человека. Правовое регулирование в этой сфере по мере продвижения к правовому государству будет развиваться и усугубляться. Во-вторых, область применения запретов, прежде всего область уголовной и административной ответственности. Будущее развитие выявит и новые области.

 

2. Формы реализации  права

2.1. Понятие и виды  форм реализации  права

 

      Реализация  права  - это процесс воплощения правовых предписаний в поведении  субъектов права.

      По  этому признаку – критерию обычно выделяются четыре основных формы реализации права: осуществления (использование) норм права, исполнение норм права, соблюдение норм права, применение норм права. Рассмотрим каждую форму реализации права.

      Осуществление (использование) представляют собой такую форму их реализации, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Использование прав выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений.

      Пример  – осуществление гражданами России своих конституционных прав на образование, прав на объединение3, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов4; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования5; право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами6.

      Речь  идет также  о реализации правомочий государственными и иными органами  и  организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя  в соответственных со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.

      Существует  значительное различие в осуществлении  прав гражданами и использованием правомочий государственными органами и должностными лицами. Рассмотрим их.

      Использование и не использование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто  не может   принуждать     их к использованию ими своих прав и  никто  не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав.

      По-иному  обстоит дело с осуществлением правомочий государственными органами и должностными лицами. Здесь осуществление является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например  в соответствии с Конституции России и специальным законом Высшей Арбитражный Суд Российской Федерации имеет  не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по  разрешению  экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики.

        Исполнение норм права – это  такая форма их реализации, которая  требует активного поведения  субъекта права по осуществлению  возложенных на него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения.

      Так, согласно трудовому законодательству администрация предприятий, организаций  обязана представлять всем рабочим  и служащим ежегодные отпуска  с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

      В качестве примера обязательств, содержащихся в нормах права, могут служить, в  частности, конституционные обязанности  граждан. Они содержатся в текстах  самих конституций, а также других конституционных актов. Это  обязанность соблюдать действующее законодательство, своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Обязанность сохранять природу и окружающую. Среду, бережно относиться к природным богатствам.7

      Исполнение  обязательств путем  совершения определенных действий  в ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается – путем активных действий или же  воздержания от них, путем бездействия, всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

      Соблюдение  норм права – это  такая форма  их реализации, которая  заключается  в воздержании субъекта права  от совершения запрещенных правом деяний. Иногда  соблюдение норм права рассматривают  лишь как соблюдение обязанностей. Однако  смысл  вкладывается всегда один и тот же : воздержание от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами права.

      Социальная  роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы  не допустить совершения действий, которые бы причинили вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий. Примером может служить правовое предписание, обязывающее граждан не нарушать правил уличного движения.

      Применение  норм права – это форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов применительно  к конкретным случаям жизни. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления.

      Применение  норм права является одной из важнейших  форм реализации норм права.

2.2. Применение права  как особая форма  реализации права

 

      Существует  неоднозначность и множественность  подходов к понятию «применение права». Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах и компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строго соблюдения законности8. Другое трактование как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои социальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества9. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному существованию правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов отношений реальной общественной жизни в рамках закона10.

      После этих понятий хотелось бы рассмотреть, что выделяет правоприменительный  процесс как форму реализации нормы права среди других форм реализации права, каковы ее особенности и черты.

      Правоприменительная деятельность, в отличии от других форм реализации права, в которых  участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические  лица, может осуществляться уполномоченным на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.

      Правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение. Применение права как государственное властное деяние всегда осуществляется от имени государства. Различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.

      Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.

      Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений.

      Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким  образом, всегда, когда осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей невозможно без использования государственно-властных полномочий.

      Применение  норм права осуществляется не в произвольной форме, а строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинаковы.

      Правоприменительная деятельность государственных органов  и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах  принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

      Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.

      Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан  или групп, а в интересах всего  общества.

      Принцип целесообразности в правоприменительной  деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного  нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся  ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

      Принцип обоснованности правоприменительной  деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование  всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов.

      Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в  противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.

      Правоприменительной процесс осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике выделяются ряд относительно самостоятельных ступеней, или стадий, данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действие ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

      Правоприменительная деятельность государственного органа или должностного лица всегда связана  с принятием решения по  конкретному делу и его стремлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права  к конкретному случаю или лицу.

      А актах применения норм права или  индивидуальных актах всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государственно-властной характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.

Информация о работе Формы реализации права