Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления и ее исторического развития;
2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
3. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
4. Охарактеризовать формы правления современных государств, их признаки и механизм функционирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие и историческое развитие формы правления……………………….4
Характеристика монархической формы правления…………………………7
Характеристика республиканской формы правления……………………..12
Формы правления современных государств……………………………......15
4.1 Парламентарная монархия в Японии………………………….............15
4.2 Президентская республика в Соединенных Штатах Америки.....…..16
4.3 Смешанные республиканские формы правления во Франции и Швейцарии……………………………………………………..…………......18
Заключение…………………………………………………………….……..…..20

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.94 Кб (Скачать документ)

Правительство Франции - Совет  министров, согласно ст. 20  Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства  входят  премьер-министр -  глава  правительства,  министры,  возглавляющие  министерства,  и государственные    секретари,    руководящие    подразделениями  отдельных министерств. Правительство  ответственно  перед  Национальным  собранием.  В случае принятия резолюции порицания  абсолютным  большинством  Национального собрания правительство должно подать в отставку. В  Конституции   специально обозначены полномочия премьер-министра. На  него  возложена  ответственность за  национальную  оборону,  он  должен  обеспечивать   исполнение   законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный  совет  -  особый  орган,  контролирующий   соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом  и  регламенты  палат до их принятия должны поступать  на  рассмотрение  Конституционного  совета, который  дает  заключение  о  том,  соответствуют   ли   Конституции.   Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит  Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия  Конституционного  совета  входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Ко второму типу смешанной  республиканской форме  правления  относится  форма правления установленная в Швейцарии.  В Швейцарии существует  конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления.  Хотя парламент и избирает правительство, но оно не  может  быть  отозвано  им.  В свою  очередь  правительству  не  принадлежит  право  решения  в   отношении парламента.  Правительственный  пост  и  депутатский  мандат   несовместимы. Правительство образует   коллегиальный   орган,   а   также   имеет   –   в противоположность   президентской   системе   –    формальную    возможность законодательной инициативы.

Заключение.

 

Проведенное исследование формы  правления позволило сформулировать следующие выводы.

Форма правления - это организация  высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

 

Монархия - это форма правления, при которой во главе государства  стоит единоличный монарх, который  занимает престол по наследству юридически бессрочно и не несет ответственности  перед населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит  органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распуская парламент. Повеление монарха приобретают юридическую силу лишь, будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха является существенно ограниченным.

 

Республика - это форма  правления, в которой высшая государственная  власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и  несущим ответственность перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент - глава государства, но не глава правительства. Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

 

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской  и президентской республики не всегда способствуют согласованности и  взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

Достаточно широкое распространение  и признание получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские и полупарламентские республики.

Все сказанное позволяет  сделать следующие выводы: институт монархии - это феодальный пережиток, а для некоторых стран - пережиток  еще более давних времен. Но использование  данной формы правления в той  или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать  и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. Смешанные «гибридные» формы современной государственности создаются для устранения негативных проявлений. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996года и 17 октября 2004 года).

 

2. «Президентская модель разделения властей (на примере США) »,       В.В. Лузин. Государство и право. – 1999. - №3.

 

3. В. С. Нерсесянц «Общая теория права и государства». Москва – 1999.

 

4. «Общая теория права государства и права»  Учебник под ред. Вишнев-    ский, Горбаток, Кучинский. Минск – 2001.

 

5. Философский энциклопедический словарь.  Москва – 1983.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы правления