Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления и ее исторического развития;
2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
3. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
4. Охарактеризовать формы правления современных государств, их признаки и механизм функционирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие и историческое развитие формы правления……………………….4
Характеристика монархической формы правления…………………………7
Характеристика республиканской формы правления……………………..12
Формы правления современных государств……………………………......15
4.1 Парламентарная монархия в Японии………………………….............15
4.2 Президентская республика в Соединенных Штатах Америки.....…..16
4.3 Смешанные республиканские формы правления во Франции и Швейцарии……………………………………………………..…………......18
Заключение…………………………………………………………….……..…..20

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 49.94 Кб (Скачать документ)

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое  разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная у парламента. Последний, однако, в ряде случаев фактически подчиняется монарху. Он обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, «монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих, даже большую нормативную силу по сравнению с ними».

При ограниченной монархии дуалистическая монархия представляет форму правления, которая возникает  в переходные периоды развития общества, в частности, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма в прошлом существовала в Российской Империи (1905-1917), Австро-Венгрии, Италии, Румынии; в настоящее время - в Марокко, Иордании, Кувейте и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия (конституционная) обладает рядом юридических  признаков:

1. Характер власти монарха  наследственный и пожизненный;

2. Монарх лишь формально  обладает властью;

3. Режим взаимодействия  законодательной власти (парламента) и исполнительной (правительства) основан на принципе сотрудничества;

4. Правительство формируется  парламентом и ответственно перед  ним;

5. Монарх юридически безответственен  (принцип контрасигнатуры).

Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в чисто личных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное  утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира - все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

В настоящее время представителями  конституционной монархии являются: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Бутан, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Лесото.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика  республиканской формы правления.

 

Республика (от лат. Res publika - публичное, общенародное дело) - это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика - дело народа).

Юридическими свойствами республиканской формы правления  являются:

1. Ограничение власти  главы государства, законодательных  и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2. Выборность главы государства  и других верховных органов  государственной власти;

3. Ответственность главы  государства в случаях, определенным  законом;

4. Представительство главы  государства интересов государства  в международных отношениях по поручению избирателей;

5. Обязательность решений  верховной государственной власти  для всех других государственных органов;

6. Преимущественная защита  интересов граждан, взаимная ответственность.

Республиканская форма правления  сложилась в древнем мире (римская  сенатская республика в V-I вв. до н.э.).

Античные рабовладельческие  республики существовали в форме  аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц - аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Современные республики бывают трех видов:

I. Президентская республика;

II. Парламентская республика;

III. Парламентско-президентская  (смешанная) республика.

Главное различие между ними состоит в юридической ответственности  правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства. В классической президентской республике (США, Сирия) президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти. Он самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается населением, и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечения эффективного действия принципа разделения властей и взаимоотношений между президентом и парламентом в президентских республиках существует сдержек и противовесов.

Они включают в себя отлагательное  вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может  быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. Impeachment - досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Главным признаком президентской  республике является независимость  ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

В классической парламентской  республике правительство формируется  партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия.

Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальной главой государства.

Характерной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Формы правления современных государств.

 

4.1 Парламентарная  монархия в Японии

 

Примером парламентарной монархии может служить Япония.

В Японии формой правления  является  парламентарная  монархия,   введение   которой   вместо дуалистической  было  оформлено  конституцией  1947  г.   По   сравнению   с конституцией  1889  г.  новый  основной  закон Японии  явился  значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны.  Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только  резко сокращены,  но  и фактически  низведены  до  чисто   номинального   уровня: император  осуществляет  только  такие   действия,   относящиеся   к   делам государства,   которые   предусмотрены    Конституцией,   и    не    наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.

Как в сфере законодательной,  так  и  исполнительной  император  лишен самостоятельных  полномочий  и  ни  при  каких  обстоятельствах   не   может действовать без санкции кабинета. Японская конституция,  таким  образом,  сохранив  монархическую  форму правления, превратила императора в чисто  символическую  фигуру,  наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим  основным законом.  Он  лишен  каких-либо  “спящих”  прерогатив  или   подразумеваемых полномочий. Парламент   является   высшим   органом   государственной   власти   и единственным законодательным  органом  государства.   Парламент  состоит  из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Высший орган исполнительной власти в стране  -  правительство  Японии, Кабинет   министров.   Исполнительная   власть   осуществляется   Кабинетом. Полномочия правительства довольно обширны.  Оно  проводит  в  жизнь  законы, осуществляет  руководство  государственными  делами,   внешней   политикой.

 

4.2  Президентская  республика в Соединенных Штатах  Америки.

 

Классической  президентской  республикой  являются  Соединенные  Штаты Америки.  В  конституции  США,  а  именно  в  статье  IV  утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату  в  настоящем  Союзе республиканскую форму правления”.  Республиканская  форма  правления  в  США реализовалась в виде президентской республики: президент республики -  глава государства и правительства; правительство не  несет  ответственности  перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.  За основу построения системы государственной власти был взят  принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в  так называемую систему сдержек и  противовесов.  В  конституции  было  проведено организационное  разделение  между  тремя  ветвями  власти   -   конгрессом, президентом  и  верховным  судом,  каждому  из  которых была  предоставлена возможность   действовать   самостоятельно   в    конституционных    рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью  предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной  из  частей этой  системы  действовать  в  направлении,  противном  направлениям  других органов. Фактические отношения  между  тремя  основными  органами  власти  - конгрессом,  президентом  (он  именуется  не   президентом   республики,   а президентом США) и верховным судом  постоянно  изменяются,  но  сам  принцип разделения властей остается незыблемым. Все  установленные  полномочия  законодательной   власти   принадлежат Конгрессу  Соединенных  Штатов,  который  состоит   из   Сената   и   Палаты представителей. Но конституция говорит не о законодательной  власти  вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой  конституции. Следовательно,    Конгресс    обладает    ограниченными     законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50  законодательных собраний  штатов,  которые  законодательствуют  в  соответствии  со   своими полномочиями. Исполнительная  власть  осуществляется  Президентом,  его   полномочия весьма  объемны.  В   его   непосредственном   подчинении   находится   весь государственный   аппарат   управления:   министры,   главы   многочисленных ведомств, он непосредственно руководит  огромным  исполнительным  аппаратом. Президент республики и исполнительный  государственный  аппарат  образуют  в США  президентскую  власть.  Президент  формирует   администрацию,   кабинет министров,   исполнительные   правления.    Кабинет    министров    является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам.  Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов. Как  уже  упоминалось,  исполнительная  власть  в  Соединенных  штатах принадлежит  президенту.  Президент  США  является  главой   государства   и правительства. Его полномочия в сфере государственной деятельности  огромны. В отличие от императора Японии,  в  непосредственном  подчинении  президента находятся весь государственный аппарат управления. Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно  и  то же лицо может  избираться  президентом  не  более  двух  раз. 

В настоящее время в  состав кабинета министров  входят  главы  13  департаментов. Кроме  13  глав  исполнительных  департаментов  членами  кабинета   являются президент  и  вице-президент.  Президент  может  предоставлять  ранг   члена кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам. Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все решения в  пределах  полномочий  исполнительной  власти  принимаются  только единолично  президентом.   Фактически   процесс   принятия   решений   может осуществляться президентом и без участия  кабинета  в  полном  составе.  Для этой цели президенты  часто  создают  более  узкие  совещательные  коллегии, состоящие из наиболее доверенных людей.

 

 

4.3   Смешанные   республиканские  формы  правления   во  Франции  и  Швейцарии.

Смешанные республиканские  формы правления имеют две  модели.  Ярким примером первого  типа является Франция.  “Франция является неделимой, светской,  демократической  и  социальной Республикой”. Так  установила конституция  Франции  1958  г.  Основной  закон установил  республиканскую  форму  правления,  имеющую  смешанный  характер, поскольку  в  ней  наблюдаются   черты   президентской   республики   (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается  им же) и парламентарной республики (правительство несет  ответственность  перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках  исполнительных  органов.  Сосредоточение   власти   в   руках   главы государства  и   правительства   -   одно   из   проявлений   конституционно закрепленной авторитарной  тенденции  во  французском  политическом  режиме. Президент находится на  вершине  иерархии  органов  государственной  власти. Статья 5 Конституции  закрепляет  за  ним  обязанность  обеспечивать  “своим арбитражем нормальное  функционирование  государственных  органов,  а  также преемственность  государства”.  В  этой  же  статье   провозглашается,   что президент является  “гарантом  национальной  независимости,  территориальной целостности,  соблюдения  соглашений  Сообщества  и  договоров”.   Президент обладает широкими  прерогативами  в  области  законодательства.  Он  наделен правом  законодательной  инициативы.  В   отношении   парламента   президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента. Законодательный орган Республики -  парламент  -  играет  относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух  палат - Национального собрания и Сената. Основная функция  парламента  -  принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет  круг вопросов,  по  которым  парламент  имеет  право  издавать  законы.   Решение вопросов, не включенных в этот список,  отнесено  к  ведению  правительства.

Информация о работе Формы правления