Форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить разнообразие форм, понять их особенности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1)рассмотреть понятие формы правления;
2) рассмотреть исторический аспект данной темы;
3) проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
4) выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
5) проанализировать взаимосвязь формы правления с другими компонентами формы государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по тгп.docx

— 66.55 Кб (Скачать документ)

К парламентарной форме правления можно отнести все вышесказанное о парламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.

Здесь мы наблюдаем слабого  президента, избранное либо собрание выборщиков, либо непосредственно народом. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительство, которое в лице своего главы или министра контрассигнуют акты президента. Часть 1 статьи 74 Конституции Республики Индия 1949г. в редакции 42- ой и 44-ый поправок утверждает: «Совет Министров оказывает помощь и дает советы Президенту».

Достоинство парламентарной республики - единство высших элементов власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер министр) и его кабинет назначаются и контролируются парламентом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. Президент играет незначительную роль; исполнительная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Также существуют и недостатки парламентарной республики . При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может привести в тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти. Другим недостатком является то, что стабильность парламентских форм правления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте (угроза тирании).

К числу парламентарных республик  можно отнести Германию, Венгрию, Италию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах где многопартийность обуславливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 г. : «Франция является неделимой, светской,  демократической  и  социальной Республикой»22. Основной  закон установил  республиканскую  форму  правления,  имеющую  смешанный  характер, поскольку  в  ней  наблюдаются   черты   президентской   республики   (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается  им же)23 и парламентарной  республики  (правительство  несет  ответственность перед нижней палатой парламента)24.

Также к этому типу относятся  Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая  форма правления получила в постсоциалистических государствах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдова). Здесь сильнее проявляются черты президенциализма. Парламент может выразить недоверие правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает президент. Он вправе не согласиться с парламентом. Например, если в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие правительству (по конституции), то тем самым поставит себя под удар: президент вправе выбрать - уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Смешанная форма правления эффективна только в том случае, если правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. Иначе может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, Союзная Республика Югославия и входящие в ее состав Сербия и Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.

По ряду формально-юридических  признаков к республике смешанного типа можно отнести и Российскую Федерацию. На сегодня в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления». Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1). Т.е. Конституция устанавливает смешанную форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики, призывая тем самым обеспечивать стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольное парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

Как было сказано, существуют так называемые гибридные формы республики. Положительные моменты: они обеспечивают стабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным, партийным соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторым парламентарным республикам.

 Так в современных условиях «чистые» формы президентских парламентарных республик значительно редки. Существуют так называемые гибридные формы полупрезидентских, полупарламентских республик. Первый путь характерен для отдельных стран Латинской Америки (это Венесуэла, Перу, Уругвай, Колумбия и др.), где конституциями предусмотрена ответственность министров перед парламентом. Второй путь создания смешанных, гибридных форм был указан французской конституцией 1958 года и со значительными изменениями воспринят Грецией (1975), Португалией (Конституция 1976 г. до последующих изменений) и т. д.

Существует некая разновидность республиканской формы правления - советская республика. Применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный. Первоначальными признаками были такие, как производственно-территориальный принцип формирования представительных органов, обеспечивавший «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступеней нижестоящими. Данная форма правления напоминает парламентарную республику, правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним. Но никакого баланса властей здесь нет: роспуск парламента не предусмотрен. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенный в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные, и исполнительные функции. Реальная же власть принадлежит часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды, инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь формы  правления с формой государственного устройства и политическим режимом

Форма государства может  быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства  и формы государственного режима .

Форма государственного устройства – территориальная организация  государственной власти, соотношение  государства как целого с его  составными частями25. Она раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический режим –  это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом26.  Характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют  в нем государственно-властные структуры (органы государства).

На первый взгляд между  формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом  нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. На самом же деле, категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными политическими режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма; для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство; для федерации характерна президентская или смешанная форма правления);

2) политический режим  показывает действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

Необходимо отметить, что  один и тот же режим может быть при разных формах правления. Так, по форме правления Англия - конституционная монархия, ФРГ и Италия - парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же - буржуазная демократия.

Для того, чтобы понять закономерности взаимосвязей элементов формы государства, нужно рассматривать соотношение формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследования темы курсовой работы автор пришел к следующим  выводам:

Форма правления - это организация  высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности

Формы правления делятся  по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо (монарх). Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей и представительных органов власти.

Существует несколько  разновидностей монархической формы  правления: абсолютная монархия – всевластие главы государства; ограниченная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены. На сегодняшний день абсолютной монархии в ее «чистом» виде практически не сохранилось. На протяжении веков монархия была господствующей формой правления и в специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и  смешанная, или полупрезидентская, хотя существуют и другие: рабовладельческая, аристократическая, советская, теократическая и др.

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской  основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом.

Второй достаточно распространенной формой республиканского правления  является президентская республика. Ее отличительный признак состоит  в том, что в ней президент  одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней  политикой и является верховным  главнокомандующим вооруженных  сил.

Третьей основной разновидностью республики является смешанная или  полупрезидентская (полупарламентская) республика. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Полупрезидентская республика не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская, и в различных странах тяготеет к одной из этих форм. Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

Помимо названных форм правления существуют и нетрадиционные, которые имеют ряд достоинств по сравнению с «чистыми формами правления». К нетрадиционным формам относят выборные монархии, президентско-милитаристские республики, формы правления, в которых происходит слияние монархической и республиканской формы правления и т.д

Не может быть одной  модели формы правления для всех государств. Форма правления зависит  от многих факторов и на территории каждого конкретного государства  с учетом определенных предпосылок (национальный состав, религия, менталитет, исторические традиции) следует применять  оптимально соответствующую форму  правления именно для данного  государства, с учетом мнений и требований народа, проживающего на территории данного  государства. Еще И.А.Ильин говорил, что каждому народу причитается своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Как нет одинаковых народов, так и не должно быть одинаковых форм и конституций.

Список использованной литературы

    1. Конституция РФ 12 декабря 1993 года.
    2. КОНСТИТУЦИЯ СУЛТАНАТА ОМАН. ч.1, ст.5., 1996.
    3. Конституция США,ст. IV, разд.4 // Современные зарубежные конституции. - сост. В.В.Маклаков, М.,1992.
    4. Конституция Франции, ст.2, разд.1 //Современные зарубежные конституции.- сост. В.В.Маклаков, М.,1992.
    5. Конституция Японии, Гл.1, ст.2 //Современные зарубежные конституции. - сост. В.В. Маклаков, М.,1992.
    6. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. М., 2003.
    7. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х т. М., 1983. Т. 4
    8. Арон Р. Истоки тоталитаризма, М., 1996.
    9. Благож И. Форма правления и права человека в буржуазных государствах. М.,1985.
    10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2009.
    11. Каменская Г.В.Генезис идеи демократии. // Полис. 1994. №4.
    12. Ильин И.А. О монархии и республике. // Вопросы философии. 1991.№4.
    13. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1996
    14. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.
    15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права, 1998г.
    16. Морозова Л.А.Теория государства и права. М., 2004.
    17. Петров В.С.Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. 
    18. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. М., 2006.
    19. Теория государства и права / Под ред. Л.В.Смирнова. -М., 2005
    20. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.// Государство и право. 1994. №1.

Информация о работе Форма правления