Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

В теории государства и права, равно как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи. Множество теорий связано не только со сложностью государства как социального явления, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
Для такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытия ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
«Форма – содержание» индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Вот почему форму государства можно определить как такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристика и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и значение формы государства 4
Глава 2. Форма правления 5
2.1. Монархия 5
2.2. Республика .9
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 13
3.1. Унитарное государство 13
3.2.Федерация 15
3.3. Конфедерация 17
Глава 4.Политический (государственно-правовой) режим 20
4.1 Демократический режим 23
4.2 Антидемократический режим 23
4.3 Режим чрезвычайного положения 25
Глава 5. Форма государства в Российской Федерации 27
Заключение 32
Список источников и литературы. 33
Приложение 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 69.31 Кб (Скачать документ)

     Более   чем   двухвековой   опыт   развития   подобных   государственных

объединений, состоящих из особых административно-территориальных  единиц, либо национальных образований, либо соединяющих и то, и другое, свидетельствует о жизненности  таких структур, если избрана адекватная модель федерализма. Современный федерализм в том виде, как он представлен  во многих странах Европы, Америки, Азии и других континентов, является плодом длительного развития, результатом  осуществления метода «проб и  ошибок». Как ни различны были его  пути (в ряде случае от конфедерации к федерации, в других – от унитаризма к федерализму), сложились определенные общие закономерности. Они в совокупности составляют обязательный комплекс, без  которого нет того, что принято  называть федеративным государственным  устройством.  К ним следует  отнести:

  • компетенция компетенции, т.е. право федерации путем изменения конституции устанавливать и регулировать свои полномочия;
  • верховенство федерального права, его приоритет над законами субъектов федерации, выражающийся в том, что в случае расхождения закона последних с федеральным законом действует федеральный закон;
  • право контроля федерации за соответствием конституций (уставов) ее субъектов федеральной конституции;
  • право федерации на представительство ее субъектов в международных отношениях.21

     В современных федерациях характерна тенденция к расширению полномочий ее субъектов, что постепенно сказывается  на уровне собственной суверенности страны во внутригосударственных отношениях.

     Законодательную власть в субъектах федерации  осуществляют советы, формируемые из числа членов национального парламента или избираемые прямым голосованием. Для принятия федеральных законов  по наиболее важным вопросам жизни  государства требуется квалифицированное  большинство в каждой языковой группе обеих палат парламента. Такие  законы имеют статус «специального  закона». Кроме того, в парламенте действует правило «колокола тревоги», согласно которому любая из языковых групп имеет право вето на решения, противоречащие ее интересам. Разбором конфликтов правотворческих полномочий между субъектами федерации и центром занимается специально созданный для этой цели Арбитражный суд.22

3.3. Конфедерация

 

     Для того чтобы конфедерацию можно было рассматривать в качестве особой разновидности формы государственного устройства, она должна являться государством, самостоятельным субъектом международного права, т.е. непосредственно от имени  конфедерации вступать в различные  международно-правовые отношения. Если этого нет – нет и конфедерации, а имеет место то или иное объединение  государств.23

     Конфедерация  представляет собой государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию. Остаются субъектами международно-правового  общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную  конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения  высшими органами государственной  власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные  источника дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств – членов конфедерации, направляемых по их решению  в распоряжение общего командования.24

     Конфедерация  возникает  в  процессе  заключения  договора (соглашения)

между двумя или несколькими полностью  суверенными государствами, создания на этой основе системы органов(конфедерации) и наделения их необходимой компетенцией для реализации целей, послуживших причиной образования данного государства. Так, в соответствии с Договором о Европейском  Союзе, подписанным в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды), главами государств и правительств 12 государств (сейчас в ЕС входят 16 государств) – членов Европейского Сообщества, который вступил в силу 1 ноября 1993г., фактически создана конфедерация. В ЕС входят следующие органы:

  1. Европейский Совет;
  2. Европейский Парламент;
  3. Совет Европейского Союза;
  4. Европейская комиссия;
  5. Европейский Суд.

     При этом важно отметить, что суверенитет  сохраняется за всеми членами  конфедерации, каждый из них имеет  право выхода их конфедерации и нуллификации, т.е. отмены действии актов органов  конфедерации на своей территории.25

     Вряд  ли обоснованно считать универсальными такие традиционно выделяемые признаки конфедерации как отсутствие общих  законодательных, исполнительных и  судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой  системы. В том же Европейском  Союзе дополнительно к национальному  введено гражданство ЕС, а к  концу ХХ в. планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта – евро уже  создана). Безусловно, столь высокая  степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и  федерацию. Аналогичная тенденция  имеет место и в отношениях России и Белоруссии.

     Как  свидетельствует  история,  существовавшие  ранее конфедеративные

образования являлись недолговечными: они либо распадались на самостоятельные  государства, либо преобразовывались  в федеративные государства. Так, конфедерацией  были США в начальный период своего существования. Когда-то Канада была конфедерацией  англо-канадцев и франко-канадцев. Теперь Канада – это федерация из 10 провинций  и 2 территорий и т.д. До настоящего времени  формально (по Конституции) продолжает оставаться конфедерацией Швейцария. Хотя по целому ряду признаков она  уже давно преобразовалась в  федерацию. Содружество независимых  государств (СНГ) вряд ли оправданно на сегодняшний день относить к конфедерации, поскольку данное  объединение  не соответствует основным признакам  рассматриваемой разновидности  формы государственного устройства.26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Политический (государственно-правовой) режим 

     Появившись  в научном обороте в 60-е гг. ХХ в., категория «политический режим», по мнению некоторых ученых,  в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.27

     Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или  иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов:  сущность и форма государства, характер законодательства, фактические  полномочия государственных органов  и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени. Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические,  олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также  «фашизмоподобный», например корпоративный или расистко-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах – клерикально-фундаменталистский.28

     Опыт  социализма свидетельствует о возможности  появления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

     В настоящее время в политологии  и юриспруденции категория «политический  режим» используется в трех значениях.

     В первом значении политический режим  полностью отождествляется с  формой государства, является ее синонимом  и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму  государственного устройства.

     Во  втором значении политический режим  рассматривается не только  и  не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющее особенности функционирования политической системы общества в целом.

     В третьем значении политический режим  используется для характеристики различных  способов, приемов и методов осуществления  государственной власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она используется, прежде всего, в юриспруденции в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государственного устройства.29

     Таким образом, для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав м политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни). 30

     Таким  образом,  политический  режим   –   это   методы   осуществления

политической  власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.31

     Особенность формы государства состоит в  том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более  того, в целом ряде современных  ограниченных монархий существует значительно  более демократических режим, чем  в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или  иной формой государственного устройства.

     Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обуславливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемой формы государства.

     Известная преемственность и наличие некоторых  неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов  к двум большим разновидностям –  демократическому и антидемократическому политическому режиму.32 
 

     4.1. Демократический режим

 

     Демократическому  политическому режиму присущи: наличие  в государстве демократии, т.е. такой  формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника  власти; выборность и сменяемость  высших органов государственной  власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и с соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.33

     4.2. Антидемократический режим

 

     Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование – с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Корейской Народно-демократической Республике и на Кубе.

Информация о работе Форма государства: понятие, основные элементы и их характеристика