Федеративное устройство России. Состав Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Содержание

Введение……………………………………..…………………..…….. ... 3
Глава Федеративное устройство России. Состав Российской Федерации, взаимодействие субъектов.
Понятие и принципы федеративного устройства РФ………….. 6
Состав субъектов РФ …………….……………………………….. 13
Малые и малочисленные народы РФ ………………………… .. 15

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по КПРФ1.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………..…………………..…….. ...   3

 

    Глава Федеративное устройство России. Состав Российской Федерации, взаимодействие субъектов.

  1. Понятие и принципы федеративного устройства РФ………….. 6

  1. Состав субъектов РФ …………….………………………………..  13

 

  1. Малые и малочисленные народы РФ ………………………… .. 15

     Глава Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

  1. Краткое описание и комментарий. ……………………………  17

     

  1.  Хроника внесений изменений в Конституцию в связи с применением данного закона.  ………………………………….   21          

     

 

 

  Заключение……………….…………………..………………………..   24

 

   Список литературы .…………………………………………………   26

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

ВВЕДЕНИЕ.

Рассматривая  вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации хотелось бы для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

Под государственным  устройством понимается политико-территориальная  организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.

Различают две  основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарным государством является государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные  единицы не обладают политической самостоятельностью. На данном этапе исторического развития большинство государств мира обладают именно этой формой государственного устройства.

Унитарное государство  является централизованным, в нем  законодательная, исполнительная и  судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого  дробления распространяются на все части территории. Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет не подлежит разделу с какими-либо частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. Гражданство в таком государстве является единственным. Это, однако, не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно.

Федеративное  государство – это союз государственных  образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федерация в  основном объединяет субъектов с  одинаковым правовым статусом. Но в  определенных случаях возможна и асимметричная федерация, когда приходится считаться с объективной реальностью. Например, когда субъекты федерации имеют принципиальные различия и их принудительное уравнивание может привести к обострению конфликтов и, следовательно, к сепаратизму, развалу федерации. К асимметричным федерациям западные ученые относят, например Бельгию, Испанию и, конечно, Россию. Асимметричность Российской Федерации закреплена отчасти в Конституции Российской Федерации, но, главным образом, в договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Разделение  компетенций между федеральной  властью и субъектами федерации  является труднейшей проблемой федеративного  устройства. Субъекты федерации как  правило обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Федеративные  государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают  права выхода того или иного субъекта федерации из союза.

Существует  еще одна форма государственного устройства – конфедерация, которая предполагает собой объединение нескольких суверенных государств. Такая форма объединения носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. Конфедерацию нельзя назвать устойчивой формой государственного устройства, так как со временем она, как правило, либо распадается на ряд суверенных государств, либо трансформируется в федерацию, которая даже при номинальном сохранении статуса конфедерации несет в себе все основные федеративные свойства и признаки. Так, например, Канада и Швейцария по сути давно превратившиеся в федерации, формально сохраняют конфедеративное устройство.

Конституция Российской Федерации чрезвычайно жесткая, т.е., чтобы внести в ее текст изменения, нужно приложить огромные усилия, на этом пути очень много правовых ограничений, но лишь одна статья Конституции РФ всего за несколько лет претерпела несколько изменений – это 1 часть 65 статьи Конституции, речь в которой идет о конкретном численном составе и конкретном названии субъектов федерации , которую я в своей курсовой работе и буду рассматривать. Мне кажется это очень актуально на данный момент и достаточно интересно как начинающему юристу.

Исходя из вышесказанного мне видится цель этой курсовой работы – юридическое раскрытие через нормативно правовые акты такой сложной структуры – Российской Федерации,  рассмотрение через законодательную призму устройства, состава, принципов построения и проблем взаимодействия составных частей этого огромного механизма управления общественными отношениями.

Определяются задачи:

  1. Раскрыть понятие и принципы федеративного устройства.
  2. Определить состав  Российской Федерации, ее территориально-административные составляющие (субъекты).
  3. Показать через законодательный акты отношение в Российской Федерации к малым и малочисленным народам России.
  4. Обозначить проблемы разграничения полномочий РФ и ее субъектов, а также проблемы территориальной целостности РФ. 
  5. Рассмотреть Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ» №6-ФКЗ от 17.12.2001г. (в ред. Федерального конституционного закона от 31.10.2005 №7-ФКЗ.
  6. Проследить изменения в Конституцию в отношении изменения состава субъектов РФ.

Итак, по заданной теме, поставленной цели и по порядку  следования обозначенных задач начинаем данную  курсовую работу.

Глава Федеративное устройство России. Состав Российской Федерации.

  1. Понятие и принципы федеративного устройства России

Федеративное  устройство Российского государства  – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Государственное устройство Российской Федерации в  течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные  изменения, в том числе и существенные.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

 Федеративное  устройство России базируется  на принципах, закрепленных Конституцией  РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

 Первым Конституция  РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность – естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация – государственное  по своей природе объединение  всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось  как единое, централизованное, имеет  многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

В преамбуле  нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Второй принцип - единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.

Структура государственной  власти многосложна. Субъекты Федерации  пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции РФ эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных Конституции и законов и исполнять их.

     Система  государственных органов субъектов  Федерации устанавливается ими  самостоятельно, но в соответствии  с основами конституционного  строя РФ и общими принципами  организации представительных и  исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Информация о работе Федеративное устройство России. Состав Российской Федерации