Действующая судебная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:11, лекция

Описание

Правовой основой действующей национальной судебной системы Республики Беларусь являются Конституция, Кодекс о судоустройстве и статусе судей и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.
Статья 5 Кодекса о судоустройстве и статусе судей устанавливает, что судебную систему Республики Беларусь составляют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды. Образование чрезвычайных судов запрещается.
К общим судам действующее законодательство относит районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды, областные (Минский городской), Белорусский военный суды, Верховный Суд (трехзвенная система); к хозяйственным – хозяйственные суды областей (г. Минска), Высший Хозяйственный Суд (двухзвенная система).

Содержание

1. Общая характеристика действующей судебной системы Республики Беларусь.
2. Конституционный Суд Республики Беларусь.
3. Районные (городские) суды.
4. Областные, Минский городской суды.
5. Военные суды.
6. Верховный Суд Республики Беларусь.
7. Хозяйственные суды.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИЯ № 6.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

    Верховного  Суд:

  • осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;
  • является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;
  • дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;
  • вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;
  • рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;
  • имеет самую разветвленную по сравнению с другими судами организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы 
    (Пленум  и Президиум),  аппарат суда,  обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;
  • обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и интеллектуальной собственности, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе;
  • изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
  • оказывает помощь судьям по применению законодательства.

    Верховный Суд состоит из судей, в том числе председателя, первого заместителя, заместителей председателя и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, военной коллегии, судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, президиума, пленума.

    Судебные  коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

    Президиум Верховного Суда образуется в составе  Председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости.

    Президиум Верховного Суда рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляет ряд организационных полномочий (рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов и др.).

    Пленум  Верховного Суда — коллегиальный  орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству. Пленум действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей председателя и судей, председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов.

    Пленум  созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание правомочно при наличии  большинства его членов. Постановления  принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума.

    Основное  полномочие Пленума – дача в порядке судебного толкования общим судам разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

    Пленум  также выполняет ряд организационных полномочий (утверждает составы судебных коллегий и их председателей, избирает квалификационную коллегию судей Верховного суда и др.).

    Председатель  Верховного Суда назначается из числа судей Верховного Суда Президентом с согласия Совета Республики. Первый заместитель и заместители Председателя суда назначаются из числа судей Верховного Суда Президентом по представлению Председателя Верховного Суда.

    Председатель (его заместители) Верховного Суда:

    - рассматривает в судебных заседаниях дела;

  • опротестовывает судебные решения и приостанавливает их исполнение;
  • созывает Пленум Верховного Суда, организует работу Президиума Верховного Суда и председательствует на их заседаниях;
  • вносит предложения по совершенствованию законодательства;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, осуществляет иные полномочия.

    Аппарат Верховного Суда состоит из секретариата Пленума и Президиума; управления жалоб и приема граждан; отдела обобщения судебной практики; отдела работы с законодательством; организационного управления; сектора кадровой работы и судебной статистики; финансово-хозяйственного управления; научно-консультативного совета; редакционной коллегии журнала «Судовы веснік». 

7. Хозяйственные суды. 

    Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

    Основные  задачи хозяйственных судов:

  • защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • обеспечение  правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

    Хозяйственные суды областей (хозяйственный суд  г. Минска) представляют низшее (второе) звено системы хозяйственных судов. Они состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В них образованы судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, апелляционная судебная коллегия, судебная коллегия по банкротству, судебная коллегия по налоговым спорам, судебная коллегия по административным делам.

    Хозяйственные суды:

  • рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

    - готовят предложения по совершенствованию законодательства и т.д.

    При необходимости Президентом по представлению  Председателя Высшего Хозяйственного Суда в хозяйственном суде области (г. Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

    Составы судебных коллегий хозяйственного суда области (г. Минска) назначаются Председателем  Высшего Хозяйственного Суда по представлению председателя хозяйственного суда области (г. Минска). Руководство работой судебных коллегий осуществляется заместителями председателя суда, входящими в состав соответствующих коллегий. В судебных коллегиях председателями суда формируются составы суда для коллегиального рассмотрения дел.

    Председатель  суда и его заместители назначаются на должность Президентом. Председатель суда (его заместитель) организует деятельность суда; формирует судебные коллегии и судебные составы; осуществляет руководство аппаратом суда; выполняет иные полномочия.

    Высший  Хозяйственный Суд возглавляет  систему хозяйственных судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

    Высший  Хозяйственный Суд:

    - рассматривает дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам;

  • осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих хозяйственных судов;
  • обращается в Конституционный Суд по вопросам конституционности нормативных актов;

    - дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;

    - разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет судебную статистику и анализирует судебную практику;

    - осуществляет иные полномочия.

    Высший  Хозяйственный Суд состоит из судей, председателя, первого заместителя  и заместителей председателя. Высший судебный орган судов хозяйственной  юрисдикции действует в составе: Пленума, Президиума, кассационной коллегии, судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции, судебной коллегии по банкротству, судебной коллегии по налоговым спорам.

    Кассационная  коллегия данного суда проверяет  законность и обоснованность судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой и апелляционной инстанций.

    Хозяйственным судом надзорной инстанции в  отношении судебных постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, является Президиум Высшего Хозяйственного Суда.

    Хозяйственным судом надзорной инстанции в отношении постановлений Президиума Высшего Хозяйственного Суда является Пленум этого суда.

    Для рассмотрения материалов обобщения  судебной практики разрешения споров, судебной статистики и дачи в порядке судебного толкования судами разъяснений по вопросам применения законодательства в сфере отношений, затрагивающих компетенцию общих и хозяйственных судов, могут проводиться совместные заседания пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда по предложению соответственно их председателей по мере необходимости.

    Совместное  постановление пленумов данных судов  является нормативным правовым актом.

    В Высшем Хозяйственном Суде имеется  аппарат суда. Он включает в себя: секретариат председателя суда; управление законодательства и международных  отношений; управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики; управление контроля за исполнением судебных постановлений; управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения; управление организационной и кадровой работы; отдел информации.

Информация о работе Действующая судебная система Республики Беларусь