Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:50, доклад

Описание

Налоговая система Республики Беларусь начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основной объем поступлений в бюджет. При этом основная задача налоговой системы было формирование бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП).

Работа состоит из  1 файл

реферат НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РБ.docx

— 42.63 Кб (Скачать документ)

     Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики последовательного проникновения в сущность процессов и явлений, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их концентрацией в общегосударственном централизованном фонде денежных средств - государственном бюджете.

     В настоящее время налоги, подобно  государственному кредиту, расходам государства  и т. д., являются одним из элементов  системы финансовых отношений и  находятся во взаимосвязи и взаимозависимости  с другими финансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другим финансовым категориям и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их из всей совокупности финансовых категорий.

     Налоговая система государства - это совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

     Налоговая система любого государства создается  сообразно общественно-политическому  устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям  и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы  особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания, обеспечения стабильности системы  законодательных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы.

     Налоговая система Республики Беларусь начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основной объем поступлений в бюджет. При этом основная задача налоговой системы было формирование бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии способствовала созданию дополнительных источников дохода в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. В результате налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью, наличием большого количества неэффективных форм налогообложения.

     В основу налоговой системы Республики Беларусь положены две группы принципов. Первые - всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Вторые - функциональные, или организационно-правовые, принципы построения налоговой системы, которые формулируются в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Очевидно, что лишь некоторые фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применяются в нашей стране (например, принцип всеобщности), некоторые – лишь частично (например, принцип удобности и справедливости), а некоторые вовсе не входят в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством (например, принцип простоты).

     В настоящее время систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, а также основные принципы налогообложения, устанавливает  Налоговый кодекс Республики Беларусь. Также он регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

     Налоговая система Республики Беларусь еще  достаточно молода, и в настоящее  время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям.

     Одним из направлений совершенствования  налоговой системы должно стать  осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.

     К наиболее существенным недостаткам формирования белорусской налоговой  системы следует отнести:

     - отсутствие системного подхода  в формировании концепции налоговой  политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост и соответствующей национальной модели экономики;

     - высокий уровень фискального  изъятия за счет применения  налоговых и параналоговых инструментов;

     - нестабильность налогового законодательства, приводящую к произволу в системе  налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений и к налоговому уклонению в сфере бизнеса.

     За  последние годы в  республике были предприняты  реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:

     - введена в действие с 1 января 2004 года Общая часть Налогового  кодекса, являющегося основным  правовым документом, регламентирующим  сферу налоговых отношений;

     - сокращено значительное число  индивидуальных льгот и преференций;

     - ведется постепенное снижение  ставок оборотных налогов и  налогов на фонд оплаты труда и упрощается механизм их исчисления и уплаты.

     Основные  направления реформирования системы налогообложения  в соответствии с  новым переходным этапом экономического развития национальной экономики можно  определить следующим образом:

     - снижение общего уровня централизации  в бюджете финансовых ресурсов  для дальнейшей стабилизации экономических процессов и экономического роста;

     - оптимизация структуры налоговой  системы путем сокращения целевых  платежей, отчислений в целевые бюджетные фонды, уменьшения налоговой нагрузки косвенными налогами с целью создания благоприятного налогового климата для инновационных и инвестиционных процессов и снижения уровня инфляции;

     - реформирование системы подоходного  и социального налогообложения  как реального фактора улучшения  благосостояния населения;

     - упрощение и модернизация методик  исчисления налогов, введения  специальных режимов налогообложения  для малого и среднего бизнеса  с целью развития предпринимательства,  негосударственного сектора экономики, привлечения инвестиций;

     - ориентация методов налогового  регулирования на создание инновационной  экономики;

     - введение Специальной части Налогового  кодекса, закрепляющей правовые  основы налогообложения и обеспечивающей равные условия деятельности субъектов налоговых отношений. 
 

     Подоходный  налог с физических лиц

     Подоходным  налогом облагается доход физических лиц, полученный в  течение календарного года:

  • физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь – от источников в РБ и (или) за ее пределами;
  • физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

     Есть  несколько видов дохода, не облагаемого  этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

     Подоходный  налог с физических лиц взимается  по ставке 12 процентов.

     Плательщики при наличии оснований могут  воспользоваться стандартными, социальными  и другими налоговыми вычетами.

     При определении размера  налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих  стандартных налоговых  вычетов:

  • в размере 292 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;
  • в размере 81 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;
  • в размере 410 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

     Плательщик  имеет право на получение социального  налогового вычета:

  • в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;
  • в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.
 

     Налог на прибыль

     Плательщиками налога на прибыль являются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

     Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая  сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая  основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

     Ставка  налога на прибыль составляет 24 процента.

     Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены  в законодательном  порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов);
  • организаций, получающих прибыль от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

     От  налога на прибыль  освобождаются:

  • прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики Беларусь, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
  • организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • другие организации, указанные законодательством.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь