Цели, задачи и методы укрепления федерализма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:45, реферат

Описание

Федерализм (фр. federalisme) - 1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Роль и значение федерализма……………………………………………..4
Принципы российского федерализма ……………………………............6
Территориальная организация государства………………………………8
Субъекты РФ………………………………………………………………10
Цели укрепления федерализма…………………………………………..11
Задачи укрепления федерализма…………………………………………12
Методы укрепления федерализма……………………………...………..12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Реферат2.doc

— 109.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Территориальная организация  государства

 

Термин «территориальная организация государства» употребляется в двух смысловых значениях соответственно двум смысловым значениям термина «государство». В одном случае речь идет о территориальной организации государства как географического явления, о совокупности составных частей территории государства. В другом о территориальной организации государства, как совокупности органов публичной власти, государства, как политического явления, о территориальной организации государственного аппарата.

В первом случае объект организации — территория, составные элементы территориальной организации — определенные части территории. Во втором — объектом организации является государственный аппарат, а составными элементами организации выступают определенные части государственного аппарата. Эти два вида территориальной организации тесно взаимосвязаны. Иногда составные элементы каждого из них носят одно и то же наименование, но представляют собой разные явления (сельсовет, как территориальная единица и сельсовет как территориальный орган государственной власти).

 
         Каждое государство имеет свою территорию, границы которой четко определены законодательно и признаются другими государствами и на которую распространяется власть государства. Размеры территорий различных государств значительно отличаются друг от друга. Например, огромная Россия и малое островное государство Науру... В подавляющем большинстве государств их территория делится на отдельные составные части — территориальные единицы.

Это обусловлено, прежде всего, стремлением повысить эффективность управления общественными  процессами. В связи с этим возникают  определенные взаимоотношения между государством в целом и его составными частями, между центральной властью и властью в отдельных территориальных «образованиях». Эти взаимоотношения могут быть различны и зависят от того, какой статус имеют составные территориальные части единого и целостного по территории государства.

 
           Необходимость определённым образом территориально организовать государство вытекает из обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, где проживают граждане. Для выполнения своего социального назначения — организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. — государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но заниматься всем этим из одного центра при значительной численности населения и больших размерах страны однажды становится объективно невозможным... Условия меняются! 
 
         После определённого порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д. Приходится создавать в этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти.

 

Возникает потребность  распределить полномочия между центральными и территориальными органами власти и управления. 
 
         Естественно, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства  и этот аспект. 
 
         Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:

 а) отношением власти  и подчинения;

 б) монопольным  использованием насилия теми, кто  владеет властью; 

в) наличием юридического порядка;

 г) относительным  постоянством;

д) институциональным  измерением.

 

Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях.

Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

         Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

 

 

 

 

 

Субъекты РФ

Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава[1].

С 1 марта 2008 года, после объединения регионов, субъектов федерации в России — 83 (в 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, их было 89).

В России существует несколько  видов субъектов Федерации, что  составляет ее особенность – 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округов, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения.  
 
         Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.  
 
         Пути изменения состава Российской Федерации  
 
• Добровольное вхождение в РФ иностранного государства.  
• Образование на территории РФ нового субъекта, которое может быть осуществлено:  
— путем объединения двух или более субъектов в один;  
— путем разделения одного субъекта с образованием новых;  
— путем выделения нового из состава одного субъекта или нескольких субъектов, граничащих между собой;  
— путем вхождения одного субъекта в состав другого, в результате чего один из них утрачивает статус субъекта РФ.  
 
         Основы конституционного статуса субъектов РФ:  
 
1) Национально-территориальный принцип образования:  
 
- республика - государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

Признаки статуса:         

   Конституция республики, республиканское законодательство; система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ; территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; республиканское гражданство; государственный язык; собственные символы государства;  
 
- автономная область, автономный округ.  
 
2) Территориальные принцип образования: край, область, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) - государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Признаки: устав субъекта РФ; законодательство субъекта РФ; система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ; территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.  
 
          В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов, охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный.  
 
          В каждый из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.  

 

Цели укрепления федерализма:

 

  1. Серьезные различия, экономические и социально-культурные, между регионами;
  2. Огромные территории, жесткое централизованное управление которыми неэффективно;
  3. Необходимость укрепления статуса региональных элит – реальных хозяев региона, а не временщиков;
  4. Активизация экономических сил, нового бизнеса в развитии территорий;
  5. В условиях глобализации федерация позволяет сохранить своеобразие регионов; 
  6. Федерализм – реальная школа реальной демократии;
  7. Выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  8. Создание единого экономического и правового пространств;
  9. Обеспечение социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты граждан, гарантированных Конституцией РФ;

 

 

Задачи укрепления федерализма:

  1. Действия федеральной государственной власти и властных структур регионов, направленных на защиту и обеспечение интересов Федерации в целом, сохранение единства и территориальной целостности России;
  2. Децентрализации и демократизации власти, расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и повышения степени их ответственности перед населением;
  3. Выравнивание правовой и экономической компетенции субъектов Российской Федерации;
  4. Разработки мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность регионов;
  5. Сочетание государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России;
  6. Реальное обеспечения каждому гражданину России гарантированных конституционных прав и свобод на всей территории государства.

Рассмотрев  поставленные цели и задачи для укрепления федерализма, можно приступить к самим методам его укрепления.

Методы укрепления федерализма:

  1. Реформирование государственно-территориального устройства Российской Федерации;
  2. Разграничение полномочий между уровнями публичной власти;
  3. Создание условий для социально-экономического развития регионов;
  4. Усиление федерального центра, который доминирует над субъектами РФ по властным полномочиям и финансовым ресурсам;
  5. Обеспечение региональной безопасности
  6. Формирование единого правового пространства

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подведем итог. Исходя из перечисленных выше целей и задач можно сказать, что укрепление нашей федерации, т.е. укрепления федерализма для государства очень важно. Для такой большой страны избежать разногласий и поддерживать связь с субъектами является необходимым, иначе существование страны как федерации ставится под угрозу.

Мы должны приложить  больше усилий для укрепления и подержания нашей страны. Но так же мы должны дать возможность реализоваться  малому и среднему бизнесу страны. Чем больше будет страна развиваться, тем больше шансов, что она станет сильной федерацией, и укрепить все существующие регионы не составит труда. От укрепления федерализма зависит наше будущее, и будущее Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. – 270 с.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. – 671 с.
  3. Современный федерализм / Под ред. М. Г. Миронюк. – 280 с.
  4. Российский федерализм и местное самоуправление / Ю. М. Алпатов.,-292 с.
  5. Российский федерализм / Хакимов Р.С. Учебное пособие. – Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2011. – 204 с.

Информация о работе Цели, задачи и методы укрепления федерализма в России