Ассиметричная Федерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:57, реферат

Описание

Статус этих субъектов тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрируют многие факты, в частности: республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ; о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого сказано не было; республика имела право на свои законы, другие субъекты - нет (хотя они и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но только права не получили; вопросы внутреннего административно-территориального деления республики были вопросом только ее ведения, для остальных субъектов - это совместное ведение с РФ; чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области - по согласованию с их органами власти, на территории автономной области, автономного округа - с уведомлением их органов власти и др.

Работа состоит из  1 файл

Ассиметричная федерация.docx

— 28.85 Кб (Скачать документ)

Асимметричная Федерация Наглядным примером А. ф. была Российская Федерация после официального провозглашения Федеративным договором от 31 марта 1992 г., а также конституционной реформой 21 апреля 1992 г. ее субъектами республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Статус этих субъектов тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрируют многие факты, в частности: республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ; о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого сказано не было; республика имела право на свои законы, другие субъекты - нет (хотя они и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но только права не получили; вопросы внутреннего административно-территориального деления республики были вопросом только ее ведения, для остальных субъектов - это совместное ведение с РФ; чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области - по согласованию с их органами власти, на территории автономной области, автономного округа - с уведомлением их органов власти и др. Конституция 1993 г, провозгласила, что субъекты РФ являются равноправными. И подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности остались историей. Однако некоторые продолжают существовать. Еще больше таких признаков асимметричности можно обнаружить в конституциях отдельных республик, которые провозглашают себя суверенными государствами, предусматривают, что земля и иные природные ресурсы являются исключительно достоянием народа республики, закрепляют за органами государственной власти республики право приостановления федеральных актов и др. Определенная асимметричность видна и в ряде двусторонних договоров между субъектами РФ и Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий; этими документами в ведение субъектов передаются некоторые полномочия, которые согласно федеральной Конституции относятся к компетенции РФ; соответственно другие субъекты не располагают такими полномочиями. Особенно болезненным на практике является вопрос о том, что в ряде случаев при внешнем правовом равенстве субъектов фактически некоторые имеют преимущества. Например, все равны в обязанности перечислять собираемые на их территории налоги в федеральный бюджет и получать далее свою долю отчислений из последнего. Однако одни субъекты в полном объеме выполняют свои обязанности и являются донорами федерального бюджета (т. е. дают больше, чем потребляют), другие же живут на дотации из федерального бюджета. Некоторые субъекты договариваются с центром таким образом, что значительную часть собираемых налогов не перечисляют в федеральный бюджет, а сразу же оставляют в своем распоряжении. Это вызывает недовольство остальных субъектов и желание получить такую же привилегию. 

Основные  аргументы сторонников ассиметричной  федерации 

1.Ассиметричная  федерация лучше соответствует  языково-культурному, этническому,  историко-географическому и социально-экономическому  разнообразию регионов РФ. Смысл  федеративного устройства в том,  чтобы, не разрушая эти естественные  различия регионов, объединить их  в одно государство, выражающие  их общую волю.

2.В идеале, федерация должна образовываться  снизу, методом делегирования  властных полномочий “снизу вверх”. По мнению сторонников асимметричности,  разные субъекты федерации вправе  делегировать Центру разные объемы  полномочий, т.к. они изначально  являются суверенными государствами.  Поэтому договоры по разграничению  предметов ведения, заключаемые Центром с субъектами РФ обладают правовым статусом, не уступающим статусу Конституции РФ.

3.Ассиметричная  федерация в России является  объективной реальностью, с которой  следует считаться. Субъекты РФ  между собой принципиально различаются,  и их уравнивание может провести  к обострению конфликтов, росту  сепараситских настроений и, в конечном счете, к развалу федерации.

4.Ассиметричность  соответствует историческим традициям  России, где разные территории  во все времена имели различный  государственный статус. Например, в Российской Империи существовали  царства (Царство Польское), великие княжества (Великое княжество Финляндское), ханства (Бухарское ханство).

5.Ассиметричная  федерация позволяет гражданам  быстрее реагировать на государственные мероприятия.

6.Ассиметричная  федерация позволяет реализовать  право наций на самоопределение,  не разрушая государственного  единства страны.  

М. В. Аксенова

ДВОЙСТВЕННЫЙ  ХАРАКТЕР ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА

КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Симметричными в науке конституционного права  называют федерации,

которые состоят  из субъектов, обладающих равным статусом, прежде всего в

сфере отношений  субъектов федерации с федеральным  центром.

Асимметричные федерации — это федеративные государства, состоящие из

субъектов с разным правовым статусом. Правоведами даются различные определения асимметричным федерациям. Так, М. В. Баглай и В. А. Туманов определяют асимметричность федерации как наличие некоторых неравенств в правовом статусе субъектов федерации. Авторы указывают, что асимметричность — это определенное отступление от такого основополагающего принципа федеративного государственного устройства, как равенство всех субъектов федерации2.  

Современная асимметричная федерация имеет  три разновидности.

Первая  разновидность характеризуется  тем, что наряду с равноправными

субъектами  федерации в ее состав входят и другие территориальные образования (зачастую не являющиеся субъектами). Это структурно-асимметричная федерация. При этом неравенство между составными частями заложено уже в самой структуре федерации, так как права не субъектов заранее ограничены по сравнению с субъектами. Примером такой асимметричной федерации могут служить США, где наряду с 50 штатами есть федеральный округ Колумбия, который не имеет своих представителей в сенате, а в нижней палате парламента представлен только делегатом с правом совещательного голоса, имеются в США также три федерально-управляемые территории (Гуам, Виргинские острова, Восточное Самао), ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Республика Палау).

Вторая  разновидность ассиметричной  федерации включает только субъекты, но они различны по своему статусу. Наиболее типичным примером является Российская Федерация.

Третья  разновидность асимметричной  федерации — это государство, являющееся декларативно симметричным и имеющим «скрытую асимметрию».

Такие государства  состоят из однородных субъектов, имеющих  одинаковые названия, но равны они  не во всех отношениях. Например, федерализм в Австрии и Швейцарии.

Стоит отметить, что асимметричные федерации  очень редко существуют в

«чистых»  формах. Так, например, в Индии соединены элементы всех трех форм.

Исторический  опыт показал, что  не всегда наличие в федерации однопорядковых субъектов гарантирует ее незыблемость и устойчивость. К примеру, распад Чехословацкой Федерации в 1993 году, Югославии в 1992 году и СССР в 1991 году показал, что наличие в их конституциях положений о равнозначности их субъектов не явилось решением проблем этих стран3. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что искусственное и слишком жесткое выравнивание статуса субъектов без учета их социально-экономических, исторических, национальных и географических особенностей может принести существенный вред государству. Стоит отметить, что проблемной стороной федерализма асимметричность становится тогда, когда и достигает существенных масштабов.

Асимметричность российского федерализма, как одна из его проблемных

сторон, привлекает внимание правоведов на протяжении последнего десятилетия.

Так, например, И, А. Умнова отмечает, что Россию «отличает ярко выраженный элемент асимметрии и разнородность с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик входящих в нее субъектов»4.

Говоря об асимметричности федерализма в  России, стоит иметь в виду, что 

Российская  Федерация является «глубоко» и всесторонне ассиметричной, то есть асимметричность российского федерализма проявляется в различных сферах государственной деятельности; правовой, властной, бюджетной, экономической и т.д. Таким образом, асимметричность федерализма-в Российской Федерации — это явление многогранное, представляющее реальную угрозу основам государственного строя. В первую очередь в российском федерализме можно констатировать правовою асимметрию. По мнению В. Б. Пастухова, «правовая асимметрия Российской Федерации есть индикатор ее нестабильности. Он свидетельствует о том> что нынешняя федерация пока еще в большей степени базируется на фундаменте старой советской государственности, чем на собственных основах»5.

Правовая  асимметрия Российской Федерации заложена в Конституции РФ и в основных законах субъектов РФ. В связи с установленным в ст. 5 Конституции РФ различным статусом субъектов Российской Федерации республики относятся к числу национально-государственных образований, края, области и города федерального значения — к числу административно-территориальных единиц, а автономная область и автономные округа — к числу национально-территориальных образований. Такое разнообразие правового положения субъектов территориального устройства РФ порождает ряд проблем практического и теоретического характера: проблему правового равноправия субъектов РФ, суверенитета и самоопределения народов, проблему асимметричности конституционного статуса субъектов и т. д.

Некоторые положения Конституции  РФ, определяющие территориальное  устройство РФ, очень неоднозначны, а потому противоречивы. Так, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ устанавливает равноправие всех субъектов РФ (республик, краев, областей и др.), в то время как ч. 2 ст. 5 Конституции РФ определяет статус республики как государства внутри государства, что само по себе исключает равнозначность республики с областью или иными субъектами РФ. На этот счет в науке конституционного права существуют различные мнения. По мнению В. Н. Иванова и М. М. Назарова, Российская Федерация — это государственное образование^ в котором всем республикам принадлежит полнота государственной власти на своей территории. Республики одновременно считаются и субъектами России и суверенными государствами в ее составе. Здесь наблюдается существенное противоречие, так как «...суверенное государство не может находиться в лоне другого государства, тогда первое не является таковым»6. Такого же мнения придерживается

Г. В. Игнатенко и  указывает: «Конституция РФ обозначила республику как государство, причем весьма деликатным образом «...республика (государство)...», но, не сопроводив словом в скобках перечень иных субъектов...», таким образом, получается, что «...то, что названо государством равноправно с тем, что таким термином не названо»7. С другой стороны, анализируя положения Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что она не предоставляет республикам больше самостоятельности, чем иным субъектам Федерации, и не ставит республики на «особое место» среди всех субъектов. Однако однозначный вывод о равенстве статуса всех субъектов РФ также сделать невозможно, так как правовая природа формулировки ст. 5 по поводу того, что республики являются государствами, не ясна.

Среди субъектов Российской Федерации, не являющихся республиками, также нет равенства в их статусе. Конституция РФ не решает проблему вхождения автономных округов в состав области или края. Положение о вхождении автономных округов в состав той или иной области или края сложилось исторически.

Однако  на протяжении длительного  времени, входя в состав той или иной области или края, округ подчинялся им не только территориально, но и административно.

Конституцией  РФ и Федеральным  договором установлено равноправие всех субъектов РФ и не регламентируется подчинение автономного округа тому региону, в состав которого он входит. В настоящее время единственными регуляторами отношений между областью и автономными округами признаются договоры между органами государственной власти автономного округа и области и заключенные на их основе соглашения.

Однако, с одной стороны, повышение статуса краев и областей до уровня  республик практически невозможно по причине различия в происхождения республик и иных субъектов РФ. Для республик источником происхождения является государственный суверенитет, реализующий право народов на самоопределение, а области и края функционируют на основе полномочий, переданных им федеральным центром. Таким образом, народ, проживающий в республиках, суверенен, и, следовательно, имеет больше прав, чем народ любого другого субъекта РФ. Очевидно, что различие в государственно-правовой природе и статусе субъектов было предопределено самой моделью российского федерализма. До тех пор, пока в России будет сохранен национальный признак в организации республик и автономий, будут существовать и все рассмотренные выше различия и неравенства. Причем, учитывая, что в России национальный признак представлен как «квазинациональный» (только в четырех из 21 республики титульная нация составляет большинство населения, а в Еврейской автономной области евреев всего 4 процента), вывод о несоответствии российского федерализма общепринятым моделям федерации очевиден.  

Информация о работе Ассиметричная Федерация