Антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Работа состоит из  1 файл

ХОЗ. ПРАВО.docx

— 29.41 Кб (Скачать документ)

     Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

     Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

     Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

     Антимонопольная служба Республики Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.

     К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике Беларусь, особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ - естественных монополий;
  • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
  • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
  • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

     Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

     Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относителньо более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

     Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

1. Санько, Г.Г. Монополизм и антимонопольное  регулирование 1997

2. Санько, Г.Г. Монополизм и конкурентная  политика в трансформируемой  экономике/ Бел. эконом. журнал. - 1999. - №2. - с.100-111

3. Хиль, М. Правовое регулирование антимонопольного  законодательства в Республике  Беларусь и других государствах - членах ЕврАзЭС / М. Хиль; М.  Хиль // Вестник Ассоциации белорусских  банков. - 2006. - N 5. - С. 34-44.

4. Шимов,  В.Н. Экономика РБ на рубеже  столетий: итоги, тенденции, направления  развития. Белорусский экономический  журнал. - 2001. - №1. - 4-21 с.

5. Юданов, А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. - М.: Тандем.гном-пресс, 1998. - 384 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тест

1.Антимонопольное  регулирование –  это:

а) целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений;

б) система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена;

в) система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство. 

2. Демонополизация  экономики предполагает:

а) свободную  реализацию предприятием своей продукции  любому нуждающемуся в ней потребителю;

б) злоупотребление  предприятием доминирующим положением на товарном рынке;

в) принудительное разукрупнение, осуществляемое по решению хозяйственного суда. 

3. Недобросовестная  конкуренция –  это:

а) любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, требованиям добросовестности и разумности и причинили или создали угрозу причинения убытков другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо могут нанести или нанесли ущерб их деловой репутации;

б) злоупотребление  доминирующим положением;

в) распространение  в рекламных изданиях ложных, недостоверных  сведений о научно-технических возможностях конкурента. 

4. Основу антимонопольного законодательства РБ составляет:

а) Закон  РБ «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции»;

б) Конституция  РБ;

в) Гражданский  кодекс РБ. 

5. В РБ предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если:

а) его  доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления;

б) создает  препятствия для доступа на товарный рынок другим предприятиям;

в) устанавливает  цены для получения монопольно высокой  прибыли.

Информация о работе Антимонопольная политика в Республике Беларусь