Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:12, реферат

Описание

Конкуренция является одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментом управления рыночной экономикой. Под свободной конкуренцией понимается законодательно гарантированная свобода деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или размеров предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой имеется целый ряд нормативных (законодательных) актов, создающих правовой коридор для развития конкуренции. Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники,

Работа состоит из  1 файл

Антимомнопольная политика в РБ.docx

— 26.23 Кб (Скачать документ)

Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь

Конкуренция является одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментом управления рыночной экономикой. Под  свободной конкуренцией понимается законодательно гарантированная свобода  деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или  размеров предприятия. В странах  с развитой рыночной экономикой имеется  целый ряд нормативных (законодательных) актов, создающих правовой коридор  для развития конкуренции. Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области  демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации  по отдельным видам выпускаемой  продукции (АО "Горизонт" - выпускающий  телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.). Во-вторых, государственный  сектор экономики остается преобладающим, в то время как класс собственников  только формируется. В-третьих, созданные  в процессе разгосударствления структуры  типа концернов, ассоциаций и других организаций нового типа во многом определяют положение на рынке и  отрицательно влияют на развитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование  цен на товары естественных монополий  приводит к необоснованному росту  цен практически во всех отраслях народного хозяйства. И последнее, антимонопольная политика пока не получила должной поддержки со стороны  ряда органов государственного управления. Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной  перестройки хозяйственного механизма  и сложившейся на рынке ситуации. В Беларуси основным документом, регламентирующим конкурентные отношения, является Закон  Республики Беларусь "О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции" (введен 1 марта 1993 года). Кроме этого закона антимонопольная  политика РБ регулируется и другими  законодательными актами: Законами РБ "О предприятиях", "Об аренде", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности" (данный закон пока частично пересматривается), "О предпринимательстве", "Об акционерных обществах, обществах  с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "Об инвестиционной деятельности", " О защите прав потребителей", а также рядом постановлений  Совета Министров РБ.

Первым государственным  органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической  деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный  комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в  Министерство по антимонопольной политике. Его основные задачи сводились: к  разработке и осуществлению мероприятий  по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, к  осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своей компетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей.

Основное  содержание антимонопольного законодательства РБ, направленное на основные виды противозаконной  монополистической деятельности, можно  сформулировать в следующем виде: действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции (либо законных интересов других хозяйственных  субъектов), соглашения хозяйствующих  субъектов, которые ограничивают конкуренцию, акты и соглашения органов управления, ведущие к ограничению конкуренции. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической  деятельности" контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть осуществлен посредством разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие позиции. Предусматриваются меры и к недопущению создания, слияния и объединения хозяйствующих субъектов, а также меры по содействию развития товарных рынков и конкуренции.

 

Монополизм  в РБ: предпосылки и особенности

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и  противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной  системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к  рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная  система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных  структур в промышленности, да и  в экономике в целом, практически  носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными  группами, корпорациями и т.п. нередко  именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике.

Их  отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации  управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и производственного потенциала.

В рыночной экономике акционерные  общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая  ступень и развитии индивидуального  частного капитала. В Беларуси они  создавались при отсутствии капитана, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные  общества. Настоящие же акционерные  общества существуют лишь тогда, когда  их акции могут свободно продаваться  на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая  эффективность, однообразие принципов  и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства.

В бытность СССР белорусский народнохозяйственный комплекс был включен в систему  союзного разделения труда и специализировался  на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности. До распада СССР 20 крупнейших предприятий  республики выпускали около 60% всей продукции. В промышленности Республики Беларусь достигнут высокий уровень  концентрации производства на предприятиях и в объединениях-монополистах.

Как и везде в мире, в Беларуси государственная  монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и  управления выполнение функций, связанных  с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством  и реализацией ряда товаров и  услуг, в числе которых -- оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы.

Большинство предприятий автомобильного, тракторного  и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и  приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции. выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант» и т.д[2, с 67].

На  начало 2012 г. в Государственный реестр субъектов естественных монополий  республиканского уровня включено 27 хозяйствующих  субъектов, осуществляющих деятельность в условиях естественных монополий  следующих сфер:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по магистральным  и распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической  и тепловой энергии;

- централизованное водоснабжение  и водоотведение;

- услуги электрической и почтовой  связи общего пользования;

- услуги, оказываемые коммуникациями  железнодорожного транспорта, обеспечивающими  движение транспорта общего пользования,  управление движением поездов,  железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, аэропортов;

- обслуживание и эксплуатация  воздушных трасс сообщения, управление  воздушным движением.

Высокая степень монополизации республиканского рынка характерна для крупных  предприятий высокотехнологичных  отраслей машиностроения и нефтехимического комплекса. У потребителя этой продукции, как правило, отсутствуют возможности  ее замещения, что порождает жесткую  зависимость от поставщиков-монополистов. По конечной машиностроительной продукции (автомобили, тракторы, станки, другие виды) подобная зависимость менее  заметна. Такая особенность свойственна  рынкам, которые характеризуются  высокой взаимозаменяемостью товаров  и значительным их ввозом из-за пределов республики.

В деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности преобладают  средние и малые предприятия, продукция которых в целом  однородна, нет жесткой технологической  зависимости потребителей от поставщиков, что благоприятствует конкуренции. Однако и здесь складываются монополизированные рынки в силу неразвитости складской, сбытовой, информационной и транспортной инфраструктуры. Предприятия этих отраслей, работая в значительной мере на потребительский  рынок, зачастую не имеют прямых контактов  с покупателями, поскольку реализация большей части продукции происходит через систему торговых и оптово-закупочных организаций, что сдерживает развитие конкурентных отношений.( «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат»)

Вместе  с тем в результате процессов  реформирования собственности, развития предпринимательства, демонополизации  экономики в республике сформировались рынки с удовлетворительной конкурентной структурой в таких отраслях промышленности, как пищевая, легкая промышленность строительных материалов, лесная и  т.д.

Для многих рынков сельского хозяйства  характерна монопсония. Это в полной мере относится к местным локальным  рынкам областей, районов. В качестве такого покупателя выступают предприятия  по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

Монопсония  сложилась в значительной мере исторически  в силу того, что поставка сельскохозяйственной продукции предприятиям по ее переработке  и хранению осуществляется не на экономической  основе, а путем административного  закрепления поставщиков к потребителю. При данной форме реализации сельскохозяйственные предприятия имеют возможность  продажи своей продукции только конкретному покупателю. Последний, в свою очередь, может закупать сельскохозяйственную продукцию в строго определенных сырьевых зонах. К этому следует добавить и ограниченность (отсутствие) специальных транспортных средств для доставки скоропортящейся продукции (овощей, плодов, ягод, молока) на предприятия по ее переработке и хранению. В такой ситуации зачастую отсутствует свобода в выборе поставщиков и потребителей.

Факт  доминирования, в соответствии с  Инструкцией по определению доминирующего  положения хозяйствующих субъектов  на товарных рынках, утвержденной постановлением Министерства экономики РБ от 17 октября 2002г. № 229, устанавливается в случае, если величина доли на соответствующем рынке превышает предельные величины.

Если  доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину: факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих  конкурентам долей, возможности  доступа на этот рынок конкурентов  или иных характеризующие его  критериев.

По  состоянию на 23 января 2012 г. в Госреестре состоят 161 хозяйствующий субъект. В сравнении с 2000г. прослеживается четкая тенденция сокращения количества хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на различных товарных рынках РБ. По состоянию на 19.08.2008 г. находятся 153 хозяйствующих субъекта[4].Наибольшее их количество зафиксировано в машиностроении и металлообработке (56), отраслях производственной и социальной инфраструктуры (24), химической и нефтехимической (19), пищевой (17) и в промышленности строительных материалов (14). В этом списке значатся крупнейшие отечественные предприятия, в т.ч. МАЗ, МТЗ, Амкодор, БелАЗ, Гомсельмаш, Белкалий, Белшина, Нафтан, Мозырский НПЗ, БМЗ, Велком, МТС и др.

На  сайте Минэкономики также размещен госреестр естественных монополий. Таковыми в соответствии с Законом 2034-XII являются организации, которые, с точки зрения антимонопольного органа, при отсутствии конкуренции способны удовлетворять спрос на товарном рынке эффективнее. Сейчас в списке "эффективных монополистов" 29 организаций: в сфере услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам (10), по электро-, тепло-, водоснабжению и водоотведению (6), связи (2), по услугам транспортных терминалов, аэропортов, железной дороги, обслуживанию воздушного движения (11).

Таким образом, по мнению Департамента ценовой  политики Минэкономики, позитивным для  белорусской экономики является монопольное положение Белтелекома, Белпочты, БЖД и некоторых других.

Реальный  путь преодоления монополизма - демонополизация  экономики, децентрализация управления, разгосударствление и приватизация, создание альтернативных производств, формирование необходимых элементов  инфраструктуры[5].

Цель, основные задачи и принципы демонополизации  экономики отражены в первом в  истории Беларуси антимонопольном  законе «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 1992г., действующего в редакции закона от 10 января 2000г. комплексных  программ демонополизации народного  хозяйства РБ на 1993-1994 гг., в Программах демонополизации и на 1998-1999 г.

Одним из приоритетных секторов экономии при  проведении демонополизации были определены торговля и общественное питание. Продолжающаяся структуризация сферы торгового  обращения создала условия для  формирования конкурентной среды внутренней и внешней торговли.

Главным в проведении демонополизации должна быть не борьба с монополизмом вообще, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции.

Конкурентоспособность экономики любой страны во многом определяется наличием сектора многоотраслевых  или вертикально интегрированных  корпораций, в рамках которых достигается  концентрация промышленного капитала, инвестиционных ресурсов, наукоемких технологий и высококвалифицированных  кадров. Такой корпоративный сектор может по праву рассматриваться  базис современной конкурентной экономики.

Информация о работе Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь