Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, автореферат

Описание

Целью работы является решение научной проблемы развития машиностроительного комплекса посредством формирования рациональной инвестиционной политики, предполагающей выстраивание приоритетности инвестиционных проектов, реализуемых в нем.
Для достижения цели исследования следует решить следующие задачи:
показать основные тенденции экономического развития машиностроительного комплекса, его отличительные особенности, выявить возможности повышения эффективности и конкурентоспособности машиностроения;
разработать принципы координации экономической деятельности в области машиностроения;
проанализировать специфику формирования инвестиционной политики в машиностроительном комплексе;
выявить основные проблемы, препятствующие функционированию эффективной инвестиционной политики машиностроения, предложить пути решения проблем;
определить основные методологические подходы к обоснованию целей, принципов и приоритетов инвестиционной политики машиностроения на современном этапе развития;

Работа состоит из  1 файл

makarenko (1).doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Источник: Росстат

 

Доля инвестиций в  машиностроение в общем объеме инвестиций в промышленность (8 %) не соответствует доле отрасли в общем объеме промышленного производства (20%). В развитых странах соотношение обратное – на заемные (привлеченные) средства приходится 70-80% инвестиций. Можно сделать вывод о том, что российское машиностроение, за исключением немногих подотраслей, отличается низкой инвестиционной привлекательностью.

Инвестиционный и производственный потенциал машиностроительных предприятий, несмотря на столь неутешительное состояние, остается способным к развитию. Проблема повышения инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности машиностроения требует пристального внимания и вынесения ряда эффективных решений как на макроуровне – с точки зрения разработки инвестиционной политики машиностроительного комплекса, так и на микроуровне – с точки зрения активности и вовлеченности предприятий машиностроения (отдельных предприятий и их объединений, производственных комплексов, кластеров) в разработку единой инвестиционной политики. При этом каждому машиностроительному предприятию или объединению необходимо разрабатывать свою локальную инвестиционную политику, которая, во-первых, будет коррелировать с общенациональной политикой и «встраиваться» в ее общую концепцию, во-вторых, будет учитывать специфику данного предприятия, его условия и особенности, и позволит достичь планируемого уровня эффективности.

Совершенно очевидно, что наиболее приоритетными производствами с точки зрения дальнейшего их развития являются производства, выпускающие продукцию пятого и четвертого экономического уклада. Учитывая все вышеперечисленные проблемы функционирования машиностроительного предприятия, также принимая во внимание сложную производственную специфику машиностроительной промышленности, нами предлагается модель построения машиностроительного кластера (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Функциональная модель машиностроительного кластера

 

На деятельность машиностроительного  предприятия оказывает влияние  множество факторов. Среди них  можно выделить наиболее приоритетные и ключевые факторы, влияющие на эффективность  работы предприятия в целом:

  1. Внешние факторы: развитие технологий и инноваций; инвестиционная политика подобных предприятий (партнеров или конкурентов); политика ценообразования и уровень цен; взаимодействие с поставщиками и подрядчиками; наличие на рынке труда специалистов требуемых профессий; наличие на рынке необходимых средств производства; наличие и уровень спроса на выпускаемую продукцию; структура потребителей; влияние конкурентов;
  2. Внутренние факторы: организационная структура и система управления; персонал предприятия; состояние маркетинга предприятия; состояние основных фондов; технологическое развитие и адаптивность производства к изменениям; развитие инноваций; уровень затрат на производство.

Основные направления  инвестиционной политики машиностроительного предприятия можно связать с ключевыми факторами влияющими на эффективность его работы (рис. 4).   

 

обновление

и модернизация основных производственных фондов (ОПФ)

 

состояние основных фондов

технологическое развитие и адаптивность производства к изменениям

наличие на рынке необходимых средств производства

     
   

Построение системы  управления предприятием:

организационная структура  и система управления

персонал предприятия 

наличие на рынке труда  специалистов требуемых профессий

 

Политика в области  маркетинга:

состояние маркетинга предприятия

политика ценообразования  и уровень цен

взаимодействие с поставщиками и подрядчиками

структура потребителей

влияние конкурентов

наличие и уровень  спроса на выпускаемую продукцию

 

Политика в области  производственных затрат и инвестиций:

инвестиционная политика подобных предприятий (партнеров или конкурентов)

уровень затрат на производство

совершенствование

системы управления

предприятием

 
     

развитие инноваций

 

развитие технологий и инноваций во внешней среде

развитие инноваций внутри предприятия


Рис. 4. Взаимосвязь основных направлений  инвестиционной политики машиностроительного предприятия и ключевых факторов деятельности

 

Таким образом, несмотря на наличие положительной динамики развития машиностроительных предприятий, остается ряд нерешенных проблем, которые являются причиной отставания российской машиностроительной промышленности по сравнению с западными конкурентами. Следует уделять больше внимания развитию системы управления предприятием, инвестировать средства в совершенствование управления. Необходимо пересматривать стратегические цели машиностроительных предприятий, которыми должны становиться разработка инновационной продукции и достижение конкурентных преимуществ в своей сфере деятельности, что является вторым защищаемым положением.

В третьей главе «Основные направления инвестиционной политики машиностроительного комплекса» рассматривается организационно-экономический механизм реализации инвестиционной политики как на макроуровне, так и на уровне отдельно взятого машиностроительного предприятия или комплекса. Сформулированы основные направления инвестиционной политики и механизм выбора приоритета того или иного направления в конкретных условиях функционирования машиностроительных предприятий.

При рассмотрении проблем формирования и реализации инвестиционной политики на макроуровне предполагается разработка инвестиционных программ по основным направлениям: обновление и модернизация основных средств; развитие инноваций; совершенствование системы управления предприятием. При разработке программ по представленным направлениям предполагается решение различных задач (табл. 5). Особая роль в формировании единой инвестиционной политики машиностроения на макроуровне отводится государственным структурам и институтам (рис. 5).

Развитие машиностроительного  комплекса должно происходить не просто в рамках обновления и расширения производств, но и в плане инновационного развития. Можно смело утверждать, что будущее только за теми предприятиями и производственными комплексами, которые реализуют грамотную маркетинговую стратегию, ориентированную на спрос, при этом производимая ими продукция должна не только пользоваться спросом на текущий момент, но и значительно его опережать. Для достижения данного условия необходимо проводить постоянное усовершенствование продукции с точки зрения внедрения технических инноваций и высоких технологий. Очевидно, что самостоятельно предприятиям достаточно сложно справиться с этой задачей, для этого необходимо постоянно отслеживать состояние научных разработок, сотрудничать с научными организациями. Проблема сотрудничества науки и производства стоит в данный момент особенно остро: предприятия не могут предложить на рынок никаких новинок по производимой продукции, т.к. просто не располагают информацией о научных разработках и не привлекают исследователей и разработчиков; научные предприятия вынуждены изобретать и разрабатывать «в стол», т.к. тоже не имеют выходов на производственные предприятия, либо получают эту возможность с трудом. В дореформенный период данная проблема решалась при прямом посредничестве государства, сейчас также достаточно важно участие и посредничество государства в вопросах взаимодействия   научных и производственных организаций. Но, тем не менее, важна и роль машиностроительных предприятий и комплексов, которые   должны   быть   прямо   заинтересованы   в   реализации научных разработок на своих производствах, и,

 

Таблица 5

Цели и задачи реализации основных направлений инвестиционной

политики на макроуровне

Обновление и 

модернизация основных производственных фондов (ОПФ)

Развитие инноваций

Совершенствование системы  управления предприятием

а) создание условий для обновления ОПФ:

  • установление целевых налоговых льгот для машиностроительных предприятий, осуществляющих обновление ОПФ (по налогу на прибыль, НДС, ЕСН);
  • разрешение применять коэффициенты для ускоренной амортизации;
  • предоставление кредитов и прямых государственных дотаций на обновление ОПФ;

 

б) поощрение и предоставление дополнительных льгот для предприятий, оказывающих помощь машиностроительным комплексам в перевооружении (поставщикам оборудования, лизингодателям, банкам и др.);

 

в) снижение таможенных платежей на ввозимое импортное оборудование и технологии, которое в дальнейшем будет использоваться не как предметы потребления, а как средства производства

а) помощь в активизации сотрудничества науки и производства (научных организаций, высших учебных заведений, производственных предприятий):

  • создание государственных программ поддержки подобного сотрудничества;
  • помощь в решении организационных проблем;
  • стимулирование и создание условий для функционирования экспериментальных производств;

 

б) организационная и юридическая помощь в создании научно-производственных инновационных комплексов: бизнес-инкубаторов, технопарков, наукоградов, инновационно-технологических центров и др. образований (располагающихся не только на территориях ОЭЗ, но и других);

 

в) помощь в продвижении созданной  наукоемкой высокотехнологичной продукции на внутренний и на внешние рынки;

 

г) создание сети венчурных фондов с полным или частичным участием государства; оказание поддержки частным венчурным фондам

а) улучшение качества образовательных услуг с целью подготовки профессиональных высококвалифицированных кадров:

  • учет требований к образовательным стандартам со стороны представителей высшего руководства машиностроительных предприятий;
  • развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования с целью повышения квалифика-ции и переподготовки кадрового состава машиностроительных предприятий;

 

б) стимулирование стажировок и обмена опытом между руководством машиностроительных предприятий как внутри страны, так и при сотрудничестве с зарубежными странами;

 

в) применение системы поощрений к руководству машиностроительных предприятий, демонстрирующих успехи в рациональной организации производств, в создании успешных управленческих систем на предприятии:

  • предоставление грантов на дальнейшее развитие,
  • награждение различными способами (грамоты, сертификаты, значки, медали и т.п.)

 

как следствие, в получении  инновационной востребованной рынком продукции.

Представленные основные направления инвестиционной политики машиностроения должны быть реализованы также на микроуровне. Для этого предлагается построить инвестиционную политику отдельного машиностроительного комплекса следующим образом.

Для начала следует оценить  текущее экономическое состояние  предприятия. Полученная оценка сможет показать, какие проблемы и кризисные моменты существуют на предприятии, следовательно, какие инвестиционные проекты наиболее   актуальны   и   востребованы   в   данный  момент. В качестве основы для оценки текущего экономического состояния предприятия предлагается использовать систему показателей ключевых факторов работы машиностроительного предприятия.

На основании ключевых факторов предлагается разработанная «Система агрегированных оценок приоритетности инвестиционных вложений          (САОПИВ)», которая затем может быть использована для составления инвестиционных программ и планов. Порядок получения оценок на основании «Системы агрегированных оценок приоритетности инвестиционных вложений (САОПИВ)» следующий.

Условные обозначения.

Внешние факторы (OFtotal):

aOF – развитие технологий  и инноваций; bOF – инвестиционная  политика подобных предприятий (партнеров или конкурентов); cOF – политика ценообразования и уровень цен; dOF – взаимодействие с поставщиками и подрядчиками; eOF – наличие на рынке труда специалистов требуемых профессий; gOF – наличие на рынке необходимых средств производства; hOF – наличие и уровень спроса на выпускаемую продукцию; kOF – структура потребителей; lOF – влияние конкурентов.

Внутренние факторы (IFtotal):

aIF – организационная  структура и система управления; bIF –персонал предприятия; cIF – состояние  маркетинга предприятия; dIF – состояние основных фондов; eIF – технологическое развитие и адаптивность производства к изменениям; gIF – развитие инноваций; hIF – уровень затрат на производство.

Для выставления оценок выбирается определенная шкала, каждому  из критериев проставляется определенное значение. Например, трехмерная шкала (-1, 0, 1): (-1) – отсутствует на должном уровне, нуждается в доработке; 0 – нормальный уровень, но есть возможности для улучшения; 1 – превосходный уровень, есть «запас прочности». В данном случае «0» – пороговая величина, ниже которой находится проблемная зона, выше значения «0» – «успешная» зона.   Оценщик может использовать любую шкалу: от -3 до 3 (порог – «0»); от 1 до 5 (порог – «3»); т.п. Главное условие при этом – правильно определить «порог».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.  Роль государственных структур и институтов в формировании инвестиционный политики машиностроительного комплекса

 

Оценки предлагается выставлять группе экспертов, затем  находить «усредненный» вариант. Экспертами могут быть: акционеры, высшее руководство, представители среднего и нижнего звена руководства, представители специалистов и рядовых сотрудников предприятия, внешние оценщики и т.д., определяются по усмотрению руководства предприятия. При этом следует обязательно сформировать единый перечень значимых критериев, использовать единые условные обозначения, единые согласованные правила выставления оценки, единую шкалу оценок.

Сроки проведения оценки могут быть различными, но все же рекомендуется проводить оценку не реже, чем 1 раз в год.

Вычисление полученных результатов оценок по каждому фактору  производится следующим образом. На примере фактора «lOF – влияние конкурентов»:

                                                 

,                                          (1)        

где  i – индекс критерия;

n – количество критериев; 

j – индекс конкретных  видов фактора (для lOF – конкурент,  для других показателей – виды продукции, виды основных производственных фондов (ОПФ), должностей и т.п., в зависимости от фактора);

m – количество видов  фактора (для lOF – конкурент,  для других показателей – виды продукции, виды ОПФ, должностей и т.п., в зависимости от фактора).

Предложенная система  САОПИВ является моделью, которую можно  изменять под конкретные нужды машиностроительного предприятия. Рейтинг приоритетности позволит более качественно подойти к выбору наиболее актуальных инвестиционных проектов. Определившись, в свою очередь, с рейтингом актуальности инвестиционных проектов, можно разрабатывать инвестиционную программу, в рамках которой оценивать достоинства и недостатки того или иного разрабатываемого проекта, производить расчет эффективности, рентабельности и окупаемости каждого отдельного проекта.

Разработанная модель выбора приоритетов инвестиций в развитие машиностроительного предприятия, основанная на системе агрегированной оценки приоритетности инвестиционных вложений (САОПИВ) является достаточно гибкой, адаптивной, ее можно разнообразить, корректировать, вносить дополнительные факторы. По нашему мнению, предложенную модель можно рассматривать как инструмент, применение которого поможет в разработке инвестиционной политики машиностроительного предприятия.

Информация о работе Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие машиностроительного комплекса