TQM как основа стратегического планирования и менеджмента бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:37, реферат

Описание

TQM (всеобщее управление качеством)- подход к руководству организацией, направленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.
На предприятии планируются все процессы: производство, финансы, маркетинг и так далее. Стратегичес

Работа состоит из  1 файл

5,60.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

 

60. TQM как основа стратегического планирования и менеджмента бизнеса

 

TQM (всеобщее управление качеством)- подход к руководству организацией, направленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.

На предприятии  планируются все процессы: производство, финансы, маркетинг и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и другие планы, при его проведении необходимо согласовывать все процессы, происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в компании принималось с четкой привязкой к определенной цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования. Цели могут быть самые разные, от введения нового товара или услуги на рынок до захвата большей его части.

Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих

целей. Процесс  стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.

Планирование – со стандарта!!!

Менеджмент – это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.

Менеджмент- это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов.

 

 

  1. Интеграция задач TQM с задачами бизнеса и интересами общества.

В настоящее  время для подавляющего числа  отечественных предприятий решение проблемы повышения конкурентоспособности организации, совершенствования менеджмента и систем качества продукции и услуг приобретает жизненно важное значение, поскольку состоявшееся вступление России во Всемирную торговую организацию, безусловно, повысит риски их банкротства и разорения. В современном конкурентном мире уже недостаточно, чтобы предприятие было просто хорошим, оно должно стать совершенным и производить отличные товары при оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов и преимуществ.

В этой связи, применение частных подходов, основанных на отдельно взятых концепциях, моделях, методах менеджмента качества (например, реинжиниринг бизнес - процессов (BPR), сбалансированная система показателей (BSC), статистическое управление процессами (SPC), управления отношениями с потребителями (CRM), модели международных стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 14000:96, ИСО/ТУ 16949, ХАСПП, методологии «Пять S», «Шесть сигм», TQM и т.п., должно уступить место системным методам, максимально учитывающим специфику организации и охватывающим все виды и условия ее деятельности.

Опыт показал, что даже признанные специалисты  и консультанты в области качества и менеджмента, игнорируя вопросы  комплексности и системности  управления, терпят неудачи в попытках совершенствования управления частными компаниями, правительственными учреждениями и учебными заведениями. Например, не принесло должного эффекта внедрение по отдельности таких подходов, как контроль и управление качеством, бездефектное производство, методы реинжиниринга производственных процессов. Терпит определенные неудачи и методология «Шесть сигм». В этой связи возникает естественный вопрос: почему все эти широко разрекламированные подходы, столь успешно стартовав, были вскоре преданы забвению, подобно тому, «как ребенок забрасывает в дальний угол старую куклу, обнаружив новую под рождественской елкой?»[1].

Главная причина  неудач указанных подходов состояла в том, что они представляли разрозненные попытки совершенствования отдельных  аспектов деятельности организаций, которые на самом деле нуждались в тотальной перестройке. Образно говоря, подобное «латание дыр» было похоже на лечение больного пневмонией аспирином, который снимает головную боль, но не борется с самим воспалением.

В последние  годы в России существенно возрос интерес к вопросам качества и конкурентоспособности продукции и организаций, совершенствования менеджмента и систем управления предприятий. К сожалению, этот интерес проявился поздно и отечественным менеджерам, управляющим бизнесом, предприятиями, подразделениями, будет невероятно трудно в короткие сроки овладеть теми знаниями и получить тот опыт, которые накоплены в ведущих странах мира. Сложность заключается в колоссальном объеме информации в области качества и менеджмента, поскольку почти весь XX век был потрачен на поиски моделей эффективного управления бизнесом, причем в среде, быстро меняющейся под воздействием результатов самого бизнеса.

В сложившейся  ситуации наиболее эффективным направлением совершенствования менеджмента  предприятия является поэтапная интеграция применяемых систем управления различными видами деятельности и получение, в конечном итоге, интегрированной системы управления предприятием на основе одной из моделей менеджмента качества.

Интеграция [от лат. Integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый] – объединение в целое каких-либо частей, элементов

Зарубежный опыт внедрения  и применения различных моделей  менеджмента показывает, что интегрированную  систему управления предприятием целесообразно  выстраивать и совершенствовать, прежде всего, на принципах «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM - Total Quality Management) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM - Lean Thinking and Manufacturing), комплексной безопасности, потому что, остальные подходы можно рассматривать как частные случаи на фоне вышеуказанных.

Достоинства идей TQM состоят  в том, что согласно им в основе менеджмента должны находиться не машины, а люди и бизнес - процессы, включая  процессы взаимоотношений поставщиков  и потребителей. Наиболее значительным достижением TQM является осознание бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, инвесторов, менеджеров, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества)

В свою очередь, для российских компаний освоение принципов и методов  «Бережливого Производства и Мышления»  позволит последовательно и методично  преодолевать проблемы, связанные с  менталитетом «бескрайности и неисчерпаемости», который все еще присутствует в сознании большинства российских людей и приводит к расточительности и необоснованным затратам времени и ресурсов в производстве. Применение в менеджменте и управлении качеством подхода LTM (Lean Thinking and Manufacturing) может обеспечить долговременную конкурентоспособность предприятия, прежде всего, за счет внутренних инвестиций на повышение качества и совершенствование менеджмента, обеспеченных рациональной экономией различных видов ресурсов

Поскольку от обеспечения  экономической, экологической, информационной и физической безопасности предприятия зависят не только поддержание его нормального функционирования, но и риски возникновения различных потерь и ущерба, которые могут привести как к снижению конкурентоспособности предприятия, так и к его банкротству, то эти вопросы также должны находиться под контролем руководства предприятия. Наиболее эффективным путем обеспечения необходимого и достаточного уровня безопасности предприятия является интеграция отдельных или всех элементов его системы безопасности в единую систему управления и регламентация процессов деятельности в этой области в соответствии с требованиями международных и отечественных стандартов.

Так как подходы TQM и LTM пока не имеют своего выражения в стандартах, а системы управления, построенные на их принципах, не могут быть сертифицированы, то в качестве достаточно эффективного средства реализации указанных подходов в реальных системах управления предприятием могут использоваться стандарты ИСО 9000, ИСО 14000, В этих документах собран мировой опыт систем управления качеством, экологией, персоналом, охраной труда и промышленной безопасностью, информационным обеспечением систем.

Таким образом, в состав интегрированной  системы управления предприятием могут  быть включены следующие подсистемы:

    • общеадминистративное управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью предприятия
    • управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью производства конкретных видов продукции (так называемые «продуктовые» системы менеджмента)
    • стратегическое планирование и маркетинг
    • управление материально-техническим снабжением и подготовкой производства (в том числе техническим обслуживанием и ремонтом сложного производственного оборудования)
    • управление активами (финансами) и рисками
    • управление персоналом.

Такой подход к  повышению эффективности менеджмента  выбрали лучшие зарубежные предприятия - лидеры в области качества, успешно  завоевывающие мировые рынки, в  том числе, к сожалению, и российский.

И последнее, что следует  учитывать руководству и коллективу предприятия при подготовке к серьезной конкурентной борьбе за своего потребителя – это то, что все существующее подвержено устареванию, любое лидерство на рынке преходяще и скоротечно, а лидирующая позиция является лишь временным преимуществом.

Таким образом, принимая во внимание остроту складывающейся ситуации и масштаб вызовов российскому  бизнесу, главная цель отечественных предприятий должна заключаться в максимизации накопления конкурентных преимуществ и наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых видов ресурсов для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

Опыт показывает, что необходимым  условием и предпосылкой для достижения данной цели является освоение и внедрение  системного подхода к управлению предприятием. Именно системы увязывают в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности предприятий, направляют работу подразделений на достижение главной цели бизнеса - получение прибыли путем удовлетворения требований и ожиданий потребителей. При этом обеспечивается эффективное управление качеством и экологическими аспектами, персоналом и ресурсами, финансами и информацией, процессами и сроками, рисками и безопасностью на основе новых информационных технологий, в результате чего повышается конкурентоспособность продукции и фирмы [3].

Для изучения системного подхода  к управлению предприятием необходимо, прежде всего, разобраться с понятийной основой деятельности в данной области, поскольку еще Р. Декарт писал: «Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений». В последующих разделах будут рассмотрены основные этапы развития менеджмента качества, обусловленного влиянием различных факторов, показана суть системного управления качеством, издержками и безопасностью, а также изложен общий подход к разработке интегрированной системы управления предприятием на базе менеджмента качества.


Информация о работе TQM как основа стратегического планирования и менеджмента бизнеса