Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:23, реферат
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Создание нового типа российской экономики и проведение структурных реформ в нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата.
Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………
Расходы федерального бюджета по итогам 2010 г. составили 10, 115 трлн руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 9,8%, в 2008 расходы составили 6,7 трлн руб. при в целом стабильной структуре расходов, отражающей объемы финансового обеспечения основных функций и полномочий органов публичной власти. Как видно из таблицы 2, основными статьями расходов в период 2008-2010 гг. были «Межбюджетные трансферты», «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность».
Таблица 2.
Основные параметры расходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
Наименование показателя  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
  темп прироста  | |
т.р.  | 
  т.р.  | 
  т.р.  | 
  2008-2009  | 
  2009-2010  | |
Общегосударственные вопросы  | 
  777 117 102  | 
  806 434 784  | 
  885 978 702  | 
  3,7  | 
  9,8  | 
Национальная Оборона  | 
  562 877 753  | 
  621 884 343  | 
  1 276 480 980  | 
  10,5  | 
  105  | 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  | 
  574 000 494  | 
  693 293 587  | 
  1 085 372 334  | 
  20,7  | 
  56,5  | 
Национальная экономика  | 
  1 013 983 267  | 
  1 638 062 806  | 
  1 222 712 321  | 
  61,5  | 
  -25,3  | 
ЖКХ  | 
  120 873 516  | 
  137 295 919  | 
  234 898 370  | 
  13,6  | 
  71  | 
Охрана окружающей среды  | 
  10 172 545  | 
  13 040 558  | 
  13 471 952  | 
  28,2  | 
  3,3  | 
Образование  | 
  345 081 857  | 
  405 922 220  | 
  442 809 280  | 
  17,6  | 
  9  | 
Культура, кинематография, СМИ  | 
  88 690 658  | 
  111 486 941  | 
  125 597 328  | 
  25,7  | 
  12,6  | 
Здравоохранение, физическая культура и спорт  | 
  268 723 035  | 
  341 961 217  | 
  347 345 804  | 
  27,2  | 
  1,6  | 
Социальная политика  | 
  293 626 133  | 
  323 432 752  | 
  344 973 670  | 
  10,1  | 
  6,6  | 
Межбюджетные трансферты  | 
  2 674 634 564  | 
  3 593 443 465  | 
  4 135 985 827  | 
  34,3  | 
  15  | 
Расходы всего  | 
  6 729 780 930  | 
  8 686 258 597  | 
  10 115 626 574  | 
  29  | 
  16,4  | 
Результат исполнения бюджета (дефицит/ профицит)  | 
  1 705 052 386  | 
  -2 322 310 491  | 
  -1 811 791 547  | 
  ||
Среднегодовой номинальный прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2008-2010 гг. составил 6,7%, в то время как реальный ВВП в среднем рос на 6,9%. В докризисный период, включая 2008 год приоритеты бюджетной политики году были в области финансирования национальной экономики, здравоохранения и спорта, а также усиления государственного управления. По сравнению с темпом роста общих расходов федерального бюджета меньшими темпами росли расходы на социальную политику, межбюджетные трансферты, СМИ, национальную оборону, международную деятельность и ЖКХ.
В кризисный 
2009 год усилилась роль бюджетной 
политики в регулировании экономических 
процессов и межбюджетных отношений: 
произошел резкий рост расходов по 
разделу «национальная 
Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают межбюджетные трансферты – 4,1 трлн. руб. в 2010 г. (40%) (табл.3). Это обусловлено несколькими факторами:
Во-первых, государство проводит политику централизации определенных денежных средств в федеральном бюджете с последующим их предоставлением бюджетам субъектов РФ в форме межбюджетных трансфертов для решения приоритетных социальных задач.
Во-вторых, существующей системой формирования государственных внебюджетных фондов, в которые в 2009 г. Было направлено их федерального бюджета 2 113,2 млрд руб. (58,8% от всей суммы межбюджетных трансфертов). Основная часть этих средств была направлена в Пенсионный фонд РФ.
Объем межбюджетных трансфертов с учетом трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов составил в 2009 году 3,5 трлн. рублей и увеличится по сравнению с 2008 годом на 865 млрд. рублей, или на 34 %.Характерной особенностью формирования межбюджетных отношений в 2008 - 2010 годах является существенное снижение количества субъектов Российской Федерации, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 71 в 2009 году до 45 в 2011 году.
В 2009 - 2011 
годах предусматривается 
Таблица 3.
Структура расходов федерального бюджета за 2008-2010 гг.
Наименование показателя  | 
  2008  | 
  2009  | 
  2010  | 
уд.вес  | 
  уд.вес  | 
  уд.вес  | |
Общегосударственные вопросы  | 
  11,5  | 
  9,3  | 
  8,7  | 
Национальная Оборона  | 
  8,3  | 
  7,1  | 
  12,6  | 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  | 
  8,5  | 
  7,9  | 
  10,7  | 
Национальная экономика  | 
  15  | 
  18,8  | 
  12  | 
ЖКХ  | 
  1,7  | 
  1,5  | 
  2,3  | 
Охрана окружающей среды  | 
  0,1  | 
  0,1  | 
  0,1  | 
Образование  | 
  5,1  | 
  4,6  | 
  4,3  | 
Культура, кинематография, СМИ  | 
  1,3  | 
  1,3  | 
  1,2  | 
Здравоохранение, физическая культура и спорт  | 
  3,9  | 
  3,9  | 
  3,4  | 
Социальная политика  | 
  4,3  | 
  3,7  | 
  3,4  | 
Межбюджетные трансферты  | 
  39,7  | 
  41,3  | 
  40,8  | 
Расходы всего  | 
  100  | 
  100  | 
  100  | 
Ежегодно возрастает финансирование национальной экономики из федерального бюджета. На эти цели в 2009 г. было направлено 1,6 трлн руб. (18,8%).Государство достаточно активно поддерживает различные отрасли экономики. В частности, сельское хозяйство, транспорт и дорожное строительство. Существенная доля расходов по этому разделу была направлена на осуществление федеральных целевых программ. Например, на ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», « Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» и др. Также часть средств пошла на взносы РФ в уставные капиталы компаний.
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов в целом снижаются в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 25%.
Это связано 
с тем, что по национальному проекту 
«Образование» в среднесрочной 
перспективе предусматривается 
завершение реализации ряда направлений, 
а также отражение отдельных 
расходов по Рособразованию и их передача 
субъектам Российской Федерации, по 
национальному проекту «
Отмечается 
недостаточная прозрачность расходов, 
связанных с подготовкой 
По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» было выделено более 1 трлн руб. в 2009 г. (10,7%). Данный показатель превысил аналогичный за предыдущий период в 2 раза Причем доля этого раздела в структуре расходов федерального бюджета ежегодно снижалась до 2008 г.
В 2010 году объем расходов претерпевает незначительные изменения. Это обусловлено тем, что большая часть антикризисных расходов были произведены в 2009 году. Тем не менее произошло изменение структуры расходов бюджета. С одной стороны, существенно сокращаются расходы по разделу «Национальная экономика» (-25% по сравнению с объемом расходов в 2009 году), а также по разделам «ЖКХ» (-3,6%), «Образование» (-3,5%), «Здравоохранение» (-4,5%), «Культура» (-5,7%), «Охрана окружающей среды» (-8,3%), а с другой, растут расходы на «Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам РФ» (25,4%) за счет роста трансфертов Пенсионному фонду, на «Общегосударственные вопросы» (23,7%) в основном из-за увеличения расходов на обслуживание государственного долга РФ (101,5 млрд. руб.) и на имущественный взнос в госкорпорацию «Олимпстрой» (102,0 млрд. руб.), а также по разделам «Национальная оборона» (3,4%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (5,6%).25
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период
3.1 Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации
Проведение бюджетной 
политики в кризисный период уже 
не идет в русле тех прогнозов 
социально-экономического развития, под 
которые изначально закладывались 
все бюджетные проектировки. Ухудшение 
всех наиболее значимых социально-экономических 
показателей ставит под сомнение 
достижение тех целевых параметров, 
которые закладывались в 
Одним из последствий кризиса стало отклонение реальной политики от ряда принципиальных положений, закрепленных в Бюджетном кодексе, в частности:
Кроме этого, исходя из публичных 
заявлений руководства Минфина 
России, можно заключить, что готовность 
к корректировке нормативно-
Все вышеперечисленное 
Воздействие финансово-экономического кризиса и значительное ухудшение макроэкономической стабильности привело к существенным изменениям, прежде всего, в текущей бюджетной политике.
Падение как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов федерального бюджета, вкупе с сокращением запланированных ранее расходов и увеличением финансирования мер антикризисной поддержки привело к образованию дефицита бюджета в 2009 году в размере 5,9% ВВП.
Тяжелая ситуация с региональными бюджетами потребовала усиления мер по оказанию им финансовой помощи. Произошло изменение механизма межбюджетных трансфертов, в частности, соотношение двух основных видов дотаций (на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность бюджетов) четко показывало сдвиг от формульного к «ручному» распределению федеральных средств: в 2008 г. объем дотаций на сбалансированность составлял 13,9% от дотаций на выравнивание, а в 2009 г. – чуть более 50%.
Фактически кризис подтолкнул федеральные власти к пересмотру приоритетов в социальной политике. Результатом монетизации льгот, проведенной в 2005 г., стал рост социальных обязательств регионов, и многие из них не могли с этими обязательствами справиться. До последнего времени федеральный бюджет вынужден был оказывать регионам значительную финансовую помощь, перечисляя трансферты на софинансирование региональных полномочий (на поддержку региональных категорий льготников). В 2009 г. эта система дала трещину – федеральное софинансирование региональных полномочий по социальной политике росло медленно. В 2010 г. произошел ее слом – в федеральном бюджете сохранено только федеральное софинансирование расходов по поддержке репрессированных и реабилитированных, а помощь остальным, более крупным по численности, категориям региональных льготников (ветераны труда, труженики тыла), малоимущим семьям с детьми (детские пособия), а также предоставление малообеспеченным гражданам субсидий на оплату ЖКУ полностью ляжет на плечи регионов. Сокращение финансирования этих обязательств может привести к росту социальной напряженности в регионах.26