Совершенствование бюджетной политки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:23, реферат

Описание

Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Создание нового типа российской экономики и проведение структурных реформ в нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 133.73 Кб (Скачать документ)

- низкая  прозрачность мер государственной  поддержки, в частности, отсутствие  правил распределения помощи  предприятиям;

- недостаточное  внимание  к поддержке населения  на начальном этапе кризиса,  что снизило  эффективность  государственных мер;

- неритмичность  кассового исполнения расходных  обязательств, затрудняющая эффективное  и своевременное  освоение  бюджетных ассигнований.

Осознавая невозможность в дальнейшем ежегодно наращивать государственные расходы  в условиях посткризисного развития и стремясь обеспечить финансовую устойчивость  бюджетной системы в среднесрочном  периоде, правительство РФ еще при  планировании федерального бюджета  на 2010-2012 гг. провозгласило курс на сокращение расходных обязательств как доли ВВП при одновременном повышении  их эффективности. Выполнение государством ранее взятых обязательств в полном объеме привело бы  к сохранению размера дефицита  на уровне 6-7% ВВП  в ближайшие два-три года. Сокращение бюджетного дефицита не требовало  частичного отказа  от уже принятых решений и обязательств. В бюджетном  послании на 2011 г.  в качестве главной названа задача  обеспечить макроэкономическую стабильность, для чего нужно сокращать бюджетный дефицит. Ограничивая государственные расходы.

 

 

 

 

 

2. Анализ функционирования бюджетной  политики России в современный  период

 

2.1. Анализ управления доходами федерального  бюджета в 2008-2010 гг.

 

Экономический кризис затронул Российскую Федерацию  в 2009 г. в гораздо большей степени, нежели чем прогнозировало Правительство РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире  в России наблюдался наибольший спад -  ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 г. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.17

Государственная политика в области бюджетных  доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и устойчивостью доходной базы бюджетной системы.

Бюджетная политика Российской Федерации области доходов приводит  к снижению доли доходов федерального бюджета  в ВВП. Влияют на это следующие факторы:

- ухудшение  внешнеэкономической конъюнктуры   на сырьевом рынке, способствующее  уменьшению поступлений по таможенным пошлинам  налогу на добычу полезных ископаемых. Хотя к началу 2010 г. цены на мировом сырьевом рынке немного восстановились, но пока рано говорить о скором возращении на докризисный уровень;

- снижение  налогооблагаемой базы по многим  налогам;

- пенсионная  реформа, приведшая к отмене  с 2010 г. ЕСН.

Доходы  федерального бюджета  за 2010 г. составили 8 303,8 млрд руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 13,1% (табл. 1). Практически полностью доходы федерального бюджета в период 2008-2010 гг. формировались за счет налоговых  и неналоговых доходов (по итогам 2010 г. – 99,9%).

Таблица 1.

Доходы федерального бюджета  за 2008-2010 гг.18

Доходы федерального бюджета

2008г

2009г

2010г.

Темп прироста, %

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес,%

Сумма, тыс. руб..

Удельный вес,%

2008-2009 

2009-

2010

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ

3 879 656 686

41,8

2 617 512 016

35,6

3 049 316 386

36,7

-32,5

16,5

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:

5 394 452 518

58,1

4 719 260 940

64,3

5 254 518 640

63,2

-12,5

11,3

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

761 128 758

8,2

195 419 818

2,6

255 026 142

3,1

-74,3

30,7

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

506  767 599

5,4

509 774 742

6,9

-

-

0,5

-

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ

1 123 623 528

12,1

1 258 318 876

17,1

1 442 647 813

17,3

12

14,6

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ

1 169 070 691

12,6

893 186 022

12,1

1 199 567 857

14,4

-23,6

34,2

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ  ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

 

1 637 515 092

 

 

17,6

 

 

1 006 261 320

 

 

13,7

 

 

1 408 315 527

16,9

-38,5

39,9

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

33 679 525

0,3

32 681 076

0,4

63 123 110

0,7

-0,3

96,8

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

176 208 074

1,9

829 055 344

11,3

905 118 017

10,9

79

9,1

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

1 335 853

0, 1

6 206 097

0,08

275 370

0,003

364

-95,6

ВСЕГО ДОХОДОВ

9 274 109 204

100

7 336 772 956

100

8 303 835 026

100

-20,8

13,1


 

В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. В состав  нефтегазовых доходов включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений.

До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета  составляли платежи за пользование  природными ресурсами. В конце 90-х  гг. их доля не превышала 1-2 %. Начиная  с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля нефтегазовых доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2008 году достигла уже 41% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном бюджете

В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2008 год составил 41,8% , на 2009 год 35,6%, на 2009 этот показатель увеличился  на 1,1%(диагр.1.). В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 3 879,6 млрд. руб., к 2010 году  он достиг 3 049 ,3 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета. В связи с этим одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.

 

Диаграмма 1.

 Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.

 

В диаграмме 1. наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составит 5 254  млрд. руб., увеличившись на 11,3% по отношению к 2009 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

  1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
  2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году они составляли 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составит 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя вырастла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд.руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
  6. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Нна 2008 год доходы от данных поступлений достигли 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб.
  7. Неналоговые доходы. Этот источник доходов на 2008 году составил 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
  8. Прочие доходы. В связи с тем, что в прогнозе  поступлений доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы не были указаны остальные статьи раздела и прогнозирование данные этих показателей (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей). Я объединила их в группу - прочие доходы. А разница между указанными разделами и  всего доходов, вписала в этот раздел, а также возможные изменения, которые не были разнесены по всем разделам доходов федерального бюджета. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.

Среди неналоговых  доходов значительная часть поступлений  обеспечивается за счет использования и реализации государственной и муниципальной собственности.

Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета в 2009 г. самым главным стало падение мировых цен на энергоносители, что привело к снижению доходов на 20% по отношению к 2008 г. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель. Свою роль сыграли налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель), вступившие в силу в 2009 году.

Существенное  падение импорта в 2009 году, составившее  по данным ФТС 37,3%, привело к снижению налогов на импорт (НДС и акцизов  на импорт), а также импортных  пошлин на 0,8 п.п. ВВП. Совокупное влияние  прочих факторов составило менее 0,1 п.п. ВВП.

Самым главным  фактором увеличения доходов федерального бюджета в 2010 г. стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил -12,2%.19 В номинальном выражении рубль по отношению к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.

Таким образом, видно, что влияние финансово-экономического кризиса оказалось достаточно существенным, в связи с чем, новые цели и  задачи бюджетной политики России на 2011-2013 годы в области бюджетных доходов основаны уже на более пессимистичных или, лучше сказать, на умеренно оптимистичных прогнозах социально-экономического развития.

 

 

2.1. Анализ расходной части федерального  бюджета 2008-2010 гг.

 

Проектировки  бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 - 2010 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах 20:

- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;

- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;

- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.

Важной  задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Реализация  этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования  ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также  проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

Кроме того, предлагаемые основные направления  расходов федерального бюджета обеспечивают в соответствии с базовыми принципами бюджетного законодательства безусловное  выполнение как ранее принятых, так  и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные  обязательства Российской Федерации.

С падением доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, Россия вынуждена в значительной степени изменять свою политику и  в области бюджетных расходов. Причем это обусловлено ни только влиянием текущей мировой экономической конъюнктуры, но и всеми теми результатами, которые были достигнуты в ходе бюджетной политики предшествующих лет.

Расходы федерального бюджета в 2008-2010 гг. колебались в диапазоне от 18,2% (в 2008 г.) до 22,9% ВВП (2010 г.) (табл. 1). Резкий рост расходов произошел в 2009 году в связи с принятием антикризисного пакета мер по поддержанию национальной экономики в размере 1 трлн. 135 млрд. рублей (до 24,7% ВВП). По словам Премьер-министра В. Путина «с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий - финансирование антикризисной программы превысило 3 трлн. рублей»21, в то время как в целом расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. рублей. В 2010 году на антикризисные меры израсходовано 195 млрд. рублей.

Таблица 1.

Расходы федерального бюджета22

(с  учетом трансфертов внебюджетным  фондам) % ВВП

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Всего расходов

18,2

24,7

22,9

Общегосударственные вопросы 

2

2,1

2,7

Национальная оборона

2,5

3

2,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2

2,6

2,5

Национальная экономика

2,5

4,2

3,1

ЖКХ

0,3

0,4

0,3

Охрана окружающей среды

0,02

0,03

0,03

Образование

0,9

1,1

0,9

Культура, кинематография и СМИ

0,2

0,3

0,3

Здравоохранение и спорт

0,7

0,9

0,8

Социальная политика

0,7

0,8

0,8

Межбюджетные трансферты

6,4

9,2

8,6

Информация о работе Совершенствование бюджетной политки