Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:23, реферат
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.
Создание нового типа российской экономики и проведение структурных реформ в нашей стране требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата.
Введение
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………..….
1.1. Содержание, место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования…………………………………………..
1.2. Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России…………………………………………………………………………
1.3. Эволюция бюджетной политики в Российской Федерации ….
2. Анализ функционирования бюджетной политики России в современный период………………………………………………………….
2.1. Анализ управления доходами федерального бюджета в 2008-2010 гг………………………………………………………………………..
2.1. Анализ расходной части федерального бюджета 2008-2010 гг.
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России в современный период…………………………………
3.1. Проблемы совершенствования бюджетной политики в Российской Федерации…………………………………………………..
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Заключение…………………………………………………………….
Список используемой литературы……………………………………
- низкая 
прозрачность мер 
- недостаточное внимание к поддержке населения на начальном этапе кризиса, что снизило эффективность государственных мер;
- неритмичность 
кассового исполнения 
Осознавая 
невозможность в дальнейшем ежегодно 
наращивать государственные расходы 
в условиях посткризисного развития 
и стремясь обеспечить финансовую устойчивость  
бюджетной системы в 
2. Анализ функционирования 
2.1. 
Анализ управления доходами 
Экономический кризис затронул Российскую Федерацию в 2009 г. в гораздо большей степени, нежели чем прогнозировало Правительство РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире в России наблюдался наибольший спад - ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 г. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.17
Государственная политика в области бюджетных доходов является важнейшим звеном бюджетной политики, поскольку возможность реализации государственных обязательств напрямую связана с объемом и устойчивостью доходной базы бюджетной системы.
Бюджетная политика Российской Федерации области доходов приводит к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП. Влияют на это следующие факторы:
- ухудшение 
внешнеэкономической 
- снижение 
налогооблагаемой базы по 
- пенсионная реформа, приведшая к отмене с 2010 г. ЕСН.
Доходы федерального бюджета за 2010 г. составили 8 303,8 млрд руб. и увеличились по сравнению с 2009 г. на 13,1% (табл. 1). Практически полностью доходы федерального бюджета в период 2008-2010 гг. формировались за счет налоговых и неналоговых доходов (по итогам 2010 г. – 99,9%).
Таблица 1.
Доходы федерального бюджета за 2008-2010 гг.18
| 
   Доходы федерального бюджета  | 
  2008г  | 
  2009г  | 
  2010г.  | 
  Темп прироста, %  | ||||
Сумма, тыс. руб.  | 
  Удельный вес,%  | 
  Сумма, тыс. руб.  | 
  Удельный вес,%  | 
  Сумма, тыс. руб..  | 
  Удельный вес,%  | 
  2008-2009  | 
  2009- 2010  | |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ  | 
  3 879 656 686  | 
  41,8  | 
  2 617 512 016  | 
  35,6  | 
  3 049 316 386  | 
  36,7  | 
  -32,5  | 
  16,5  | 
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:  | 
  5 394 452 518  | 
  58,1  | 
  4 719 260 940  | 
  64,3  | 
  5 254 518 640  | 
  63,2  | 
  -12,5  | 
  11,3  | 
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ  | 
  761 128 758  | 
  8,2  | 
  195 419 818  | 
  2,6  | 
  255 026 142  | 
  3,1  | 
  -74,3  | 
  30,7  | 
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ  | 
  506 767 599  | 
  5,4  | 
  509 774 742  | 
  6,9  | 
  -  | 
  -  | 
  0,5  | 
  -  | 
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ  | 
  1 123 623 528  | 
  12,1  | 
  1 258 318 876  | 
  17,1  | 
  1 442 647 813  | 
  17,3  | 
  12  | 
  14,6  | 
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ  | 
  1 169 070 691  | 
  12,6  | 
  893 186 022  | 
  12,1  | 
  1 199 567 857  | 
  14,4  | 
  -23,6  | 
  34,2  | 
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ  | 
  
   
 
 1 637 515 092  | 
  
   
 
 17,6  | 
  
   
 
 1 006 261 320  | 
  
   
 
 13,7  | 
  
   
 
 1 408 315 527  | 
  16,9  | 
  -38,5  | 
  39,9  | 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА  | 
  33 679 525  | 
  0,3  | 
  32 681 076  | 
  0,4  | 
  63 123 110  | 
  0,7  | 
  -0,3  | 
  96,8  | 
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  | 
  176 208 074  | 
  1,9  | 
  829 055 344  | 
  11,3  | 
  905 118 017  | 
  10,9  | 
  79  | 
  9,1  | 
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ  | 
  1 335 853  | 
  0, 1  | 
  6 206 097  | 
  0,08  | 
  275 370  | 
  0,003  | 
  364  | 
  -95,6  | 
ВСЕГО ДОХОДОВ  | 
  9 274 109 204  | 
  100  | 
  7 336 772 956  | 
  100  | 
  8 303 835 026  | 
  100  | 
  -20,8  | 
  13,1  | 
В связи с произошедшими 
До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2 %. Начиная с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля нефтегазовых доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2008 году достигла уже 41% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном бюджете
В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составил 41,8% , на 2009 год 35,6%, на 2009 этот показатель увеличился на 1,1%(диагр.1.). В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год 3 879,6 млрд. руб., к 2010 году он достиг 3 049 ,3 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета. В связи с этим одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.
Диаграмма 1.
Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
В диаграмме 1. наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 254 млрд. руб., увеличившись на 11,3% по отношению к 2009 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
Среди неналоговых доходов значительная часть поступлений обеспечивается за счет использования и реализации государственной и муниципальной собственности.
Среди факторов, оказавших негативное влияние на доходы федерального бюджета в 2009 г. самым главным стало падение мировых цен на энергоносители, что привело к снижению доходов на 20% по отношению к 2008 г. Цена нефти в 2009 году оказалась существенно ниже (на 33,5 долларов за баррель) аналогичного показателя 2008 года и составила около 61 долларов за баррель. Свою роль сыграли налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки (снижение ставки налога на прибыль и увеличение необлагаемого минимума по НДПИ на нефть с 9 до 15 долларов за баррель), вступившие в силу в 2009 году.
Существенное падение импорта в 2009 году, составившее по данным ФТС 37,3%, привело к снижению налогов на импорт (НДС и акцизов на импорт), а также импортных пошлин на 0,8 п.п. ВВП. Совокупное влияние прочих факторов составило менее 0,1 п.п. ВВП.
Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета в 2010 г. стало ослабление рубля. Согласно данным Центрального банка, индекс реального курса рубля к доллару за рассматриваемый период составил -12,2%.19 В номинальном выражении рубль по отношению к доллару снизился на 22%. Ослабление рубля привело к росту нефтегазовых доходов и доходов от экспорта в рублевом выражении и прибавило федеральному бюджету почти 2,4 п.п. ВВП.
Таким образом, 
видно, что влияние финансово-
2.1. 
Анализ расходной части 
Проектировки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2008 - 2010 годы основаны на сформулированных в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2009-2011 годах" стратегических приоритетах 20:
- построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;
- наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;
- развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;
- повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества.
Важной задачей остается обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.
Реализация 
этих приоритетов требует 
Кроме того, 
предлагаемые основные направления 
расходов федерального бюджета обеспечивают 
в соответствии с базовыми принципами 
бюджетного законодательства безусловное 
выполнение как ранее принятых, так 
и предлагаемых новых решений, определяющих 
действующие и принимаемые 
С падением доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, Россия вынуждена в значительной степени изменять свою политику и в области бюджетных расходов. Причем это обусловлено ни только влиянием текущей мировой экономической конъюнктуры, но и всеми теми результатами, которые были достигнуты в ходе бюджетной политики предшествующих лет.
Расходы федерального бюджета в 2008-2010 гг. колебались в диапазоне от 18,2% (в 2008 г.) до 22,9% ВВП (2010 г.) (табл. 1). Резкий рост расходов произошел в 2009 году в связи с принятием антикризисного пакета мер по поддержанию национальной экономики в размере 1 трлн. 135 млрд. рублей (до 24,7% ВВП). По словам Премьер-министра В. Путина «с учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий - финансирование антикризисной программы превысило 3 трлн. рублей»21, в то время как в целом расходы федерального бюджета за 2009 год составили 9,6 трлн. рублей. В 2010 году на антикризисные меры израсходовано 195 млрд. рублей.
Таблица 1.
Расходы федерального бюджета22
(с 
учетом трансфертов 
Наименование показателя  | 
  2008 год  | 
  2009 год  | 
  2010 год  | 
Всего расходов  | 
  18,2  | 
  24,7  | 
  22,9  | 
Общегосударственные вопросы  | 
  2  | 
  2,1  | 
  2,7  | 
Национальная оборона  | 
  2,5  | 
  3  | 
  2,9  | 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность  | 
  2  | 
  2,6  | 
  2,5  | 
Национальная экономика  | 
  2,5  | 
  4,2  | 
  3,1  | 
ЖКХ  | 
  0,3  | 
  0,4  | 
  0,3  | 
Охрана окружающей среды  | 
  0,02  | 
  0,03  | 
  0,03  | 
Образование  | 
  0,9  | 
  1,1  | 
  0,9  | 
Культура, кинематография и СМИ  | 
  0,2  | 
  0,3  | 
  0,3  | 
Здравоохранение и спорт  | 
  0,7  | 
  0,9  | 
  0,8  | 
Социальная политика  | 
  0,7  | 
  0,8  | 
  0,8  | 
Межбюджетные трансферты  | 
  6,4  | 
  9,2  | 
  8,6  |