Сбалансированность бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:12, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Глава I. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………………...3
1.2 Бюджетная система: состав и принципы построения………………………...7
1.3 Сущность и особенности государственного бюджета………………………...9
1.4 Доходы и расходы бюджета………………………………………………........16
ГЛАВА II. Проблемы госбюджета Кыргызской Республики
2.1 Дефицит бюджета КР. ………………………………………………………….19
2.2 Государственный долг КР. …………………………………………………….24
Глава III. Сбалансированность бюджета.
3.1 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета……29
3.2 Перспективы госбюджета КР. ………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….......37
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание 1.docx

— 366.54 Кб (Скачать документ)

·        Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде

·        Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния

·        Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж

·        Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

У Кыргызстана, по последним данным, общая сумма государственного долга достигла $3 млрд 275 млн. Из них $2 млрд 992 млн приходятся на внешний долг, а $283 млн – на внутренний. Как заверяют в Министерстве финансов, особого повода для беспокойства пока нет. Наша республика отнесена к странам с устойчивым уровнем задолженности, так как внешний долг составляет 47,2% к ВВП.

Крупнейшие страны-доноры Кыргызстана - Россия, Япония, Китай, Германия, Турция, а международные финансовые институты – Азиатский банк развития, Международная ассоциация развития из группы Всемирного банка и Международный валютный фонд.

Кредиты международных финансовых организаций предоставляются на льготных условиях. Сроки погашения по ним - 15-40 лет, включая льготный период - 5-10 лет. Процентная ставка колеблется в пределах 0,75-2,5% годовых.

Заимствования стран-доноров также большей частью выданы на льготных условиях. Срок погашения - от 10 до 30 лет, включая льготный период - от 5 до 10 лет. Процентная ставка установлена на уровне 0,1-5% годовых.

Как сообщили в Минфине, в этом году на обслуживание внешнего долга планируется выделить 4 млрд 454 млн сомов, а внутреннего - 10 млрд 989 млн сомов.

Наиболее сложная ситуация возникала в 2002 году, когда из-за нехватки бюджетных средств правительство вынуждено было впервые обратиться в Парижский клуб кредиторов с просьбой реструктуризировать внешний долг. В результате были сокращены объемы обслуживания внешнего долга перед двусторонними кредиторами в среднесрочном периоде.

 

Причины возникновения государственного долга

Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета, который составил в 1991 году 20,4 % (к расходной части бюджета), в 1992 году – 8,6 %, в 1993 году – 11,9 %, в 1994 году – 10,4 %, в 1995 году – 17,4%, в 1996 году – 15,4 %, в 1997 году – 16,1 %, в 1998 году – 15,6 %, в 1999 году – 14,3 %. При этом, наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом: экономические развитые страны имеют значительный внутренний долг. Однако существует значительная разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга в зависимости от страны. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые займы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации.

В связи с вышеизложенным невозможно сказать однозначно, что появление государственного долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации в стране, более того грамотно распорядившись возможность привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) возможно не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.

 

3.1 Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета

 

  В основе концепции  сокращения бюджетного дефицита  должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в  развитии экономики и повышения  ее эффективности невозможно  добиться финансовой устойчивости  государства, оздоровления государственного  бюджета, какие бы прогрессивные  меры не применялись.

      Следует  отметить, что в бюджетной политике  нашего государства реализуется  пассивная форма дефицита, которая  носит потребительский характер. Это значит, что большая часть  бюджетных средств направляется  на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных  предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть  этих расходов носит общегосударственный  характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно.

      В перечень  конкретных мероприятий по сокращению  бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток  денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.

      Итак, сокращение  бюджетного дефицита должно осуществляться  по специально разработанной  программе. Она должна предусматривать  следующие меры:

    ▪ повышение  эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать  росту финансовых ресурсов —  основного источника увеличения  доходов бюджета;

    ▪ дальнейшее  развитие и укрепление рыночных  отношений, проведение рыночных  реформ; разгосударствление и приватизация  собственности, имея в виду, что  рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

    ▪ расширение  круга плательщиков должно осуществляться  одновременно с улучшением налогового  законодательства. В условиях развития  рыночных отношений налоговые  ставки должны гарантировать  стабильные перспективы хозяйствования  и в то же время создавать  возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в  повышении производительности труда, рациональном использовании материальных  и финансовых ресурсов, изыскании  резервов роста эффективности  производства — основы увеличения  доходов бюджета;

    ▪ развитие  территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов  позволяет пересмотреть сферы  влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов  власти. Необходимо провести тщательные  расчеты возможностей развития  регионов в максимальной степени  за счет собственных средств;

    ▪  оптимизацию  объема и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом  и прежде всего направляемых  в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли  экономики должны решать задачи  структурной ее перестройки, концентрироваться  в перспективных отраслях, определяющих  научно-технический прогресс. Это  потребует изменения направлений  инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики  с целью значительного повышения  финансовой отдачи от каждого  бюджетного рубля. Изменение в  политике бюджетного финансирования  отраслей экономики в целом  должны осуществляться по пути  постепенного сокращения направления  бюджетных ресурсов в сферу  материального производства. Этот  процесс должен осуществляться  одновременно с развитием и  укреплением хозяйственного расчета  и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут  быть направлены на развитие  социальной сферы, решение ряда  задач, связанных с повышением  жизненного уровня населения;

    ▪  в целях  изыскания дополнительных источников  финансирования социально-культурных  расходов следует рассмотреть  целесообразность и возможность  сокращения некоторых расходов  государства, в частности, на военные  расходы, управление и т.п. Это  позволит профинансировать в  начальный период развития рыночной  экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения;

    ▪ обоснованное  принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного  финансирования, сохранение финансирования  лишь важнейших социальных программ;

    ▪ совершенствование  планирования и развитие системы  платных услуг в непроизводственной  сфере. Имеется в виду, что в  условиях дальнейшего развития  рыночных отношений и ограниченных  возможностей государства обострится  вопрос об источниках финансирования  социально-культурных учреждений  и социальных программ, поскольку  возможности перераспределения  финансовых ресурсов в пользу  социальных потребностей за счет  сокращения других расходов имеют  экономический предел. Поэтому весьма  своевременным является переход  к планированию расходов учреждений  непроизводственной сферы по  научно обоснованным финансовым  нормативам, скорректированным с  учетом возможностей бюджета - нормативам  бюджетной обеспеченности. При этом  определенная часть расходов  в непроизводственной сфере должна  покрываться за счет внебюджетных  источников, прежде всего, доходов  от оказания платных услуг  населению;

    ▪ корректировка  трансфертной политики, предполагающая  уменьшение трансфертных выплат  отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных  платежей;

    ▪ реформирование  бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции  приоритета бюджетных расходов  и дефицитного финансирования; расходы  сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете раз вития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;

    ▪ составление  бюджета на многовариантной основе  с целью формирования оптимальной  структуры доходов и расходов;

    ▪ развитие  рынка государственных ценных  бумаг, что позволит финансировать  расходы государства без увеличения  денежной массы в обороте;

    ▪ принятие  мер, направленных на привлечение  в страну иностранного капитала  в форме инвестиций. С их помощью  решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и  экономического характера: сокращаются  бюджетные расходы, предназначенные  для финансирования капитальных  вложений, расширяется база для  производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит и увеличиваются платежи в бюджет.

      Для достижения  реального эффекта и сокращения  бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

      Таким образом, разработка и последовательная  реализация мер, направленных на  увеличение доходов и сокращение  расходов, регулирование бюджетного  дефицита, целенаправленное управление  его размером в совокупности  с другими экономическими антикризисными  мерами будут способствовать  стабилизации финансового положения  республики.

      Возможно  и другое решение - составление  бюджета в двух вариантах в  виде:

    ▪ текущего  бюджета;

    ▪ бюджета развития.

      Текущий  бюджет составляется по принципу  баланса, т.е. с нулевым сальдо, а  расходы сверх предполагаемых  доходов найдут отражение в  бюджете развития, который будет  иметь отрицательное сальдо.

      В том  и другом вариантах достигается  цель: узаконить целевой характер  бюджетного дефицита, обеспечить  возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

      Переход  к частично бездефицитному составлению  бюджета потребует привести расходы  бюджета в соответствие с прогнозируемыми  доходами, а не наоборот. Вместе  с тем это не означает, что  правительство не может предусмотреть  дополнительные расходы, они лишь  будут указаны отдельно (за балансом  бюджета или в бюджете развития).

      Опыт составления  двухвариантных бюджетов уже  имеется. По такому варианту был  составлен бюджет СССР на 1989 г. В данном случае важно, чтобы  включенные в бюджет развития  дополнительные расходы предусматривали  возможность в перспективе получить  дополнительные доходы от вложения  средств, которые могли бы быть  направлены на компенсацию задолженности  государства.

      Таким образом, в странах с переходной экономикой  целесообразно отказаться от  дефицитного составления бюджета. В условиях действия стихийных  рыночных сил государство должно  усилить свои функции по регулированию  экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

3.2 Перспективы  государственного бюджета

Доходная часть бюджета

     Формирование доходной базы бюджета Кыргызской Республики на 2012-2014 годы осуществлялось на базе прогноза социально-экономического развития страны на эти годы, фактических поступлений за ряд лет, оценки поступления доходов в 2011 году и на основе действующего законодательства Кыргызской Республики.

Расчет доходов бюджета производился с учетом действия налоговых льгот до 2013 года, введенных декретом Временного правительства от 19 июня 2010 года №.77. Также были учтены мероприятия по увеличению налоговых сборов на 1 % к ВВП в соответствии с Меморандумом об экономической и финансовой политике на 2011-2014 годы.

В сфере управления государственной собственностью предлагается внедрение процедур согласования бюджетирования и отчетностей государственных предприятий с государственными органами.

     Кроме того, в целях укрепления доходной базы местных бюджетов и повышения их самостоятельности в проекте бюджета на 2012-2014 гг. предлагается изменение нормативов отчислений в местные бюджеты по отдельным общегосударственным налогам. Так, предлагается:

-увеличить нормативы  в местные бюджеты по подоходному  налогу и установить: для городов  республиканского значения – 50 % от общего контингента поступлений, городов областного подчинения, городов районного подчинения  – 40 %, в районный бюджет – 30 % и  айыл окмоту – 10 %;

 

-налог на основе обязательного  патента зачислять в местные  бюджеты в полном объеме;

-в целях повышения  контроля над использованием  полезных ископаемых и администрирования  налогов предусмотреть 50 % отчислений  в местные бюджеты текущих  платежей (роялти) по налогу за  пользование недрами (за исключением  стратегических полезных ископаемых - золото, нефть, газ).

Информация о работе Сбалансированность бюджета