Роль государственного бюджета в экономической жизни страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание

Варьируя основные показатели государственного бюджета, Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы, регулировать экономические отношения связанные с денежными фондами, движение денежных средств. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория и его формирование…………………………………………………………………5
1.2. Функции бюджета…………………………..….……………………….10
1.3. Принципы государственного бюджета ………....……………………..13
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………..……….16
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические показатели развития страны…………...…………………………………………………….………16
2.2. Бюджетный федерализм – принципы и проблемы реализации………20
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства…………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам11111.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

 

      2.3. Проблемы функционирования  бюджета государства

     Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств с целью финансового обеспечения задач и функций государства. В связи с этим бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Принципы формирования и расходования средств бюджета обусловлены задачами, решаемыми государством в соответствующий период. Таким образом, обеспечение эффективного  формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства  является важнейшей целью бюджетной политики.  

       В 2000-х годах Правительством  Российской Федерации были утверждены  и реализованы среднесрочные  программы бюджетных реформ. В  то же время не все заявленные  планы были реализованы. Не  удалось на практике применить  ряд законодательно введенных  норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.

     Как следствие, в сфере управления общественными  финансами сохраняется ряд системных  недостатков и нерешенных проблем.

     Главной проблемой является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов.

     На  динамику основных экономических показателей  и доходов бюджета существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура  мировых цен на товары традиционного  российского экспорта, прежде всего  на нефть.

     В настоящее время все средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы в целом. Вместе с тем, требуется перевод операций государственных внебюджетных фондов на обслуживание Федеральным казначейством.

     Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. В целях удовлетворения вышеуказанных требований, а также повышения качества управления государственными и муниципальными финансами, необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая бы обеспечила прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления.

     Во  многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты. Необходим переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, что в свою очередь требует комплексного реформирования системы государственного и муниципального финансового контроля, которая была бы основана на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.    Назрела необходимость перехода к системе государственного аудита, что непосредственно связано с современными направлениями развития системы государственного финансирования.

     Продолжает  зачастую необоснованно расти бюджетная  сеть, которая  до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности для оказания государственных услуг. Расходы на ее содержание  планируются, как правило, не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. В результате, на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества государственных услуг и оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение. В целях улучшения качества государственных услуг населению необходимо решать вопросы модернизации бюджетного сектора, в первую очередь образования, здравоохранения, развития жилищного строительства и дорожной инфраструктуры.

     Имеются нерешенные проблемы в сфере социальной защиты населения. Проблемы бедности и крайне неравномерного распределения доходов населения сохраняют остроту и актуальность. Международные сравнения свидетельствуют, что суммарные расходы на социальные нужны в России можно назвать сопоставимыми с другими странами, однако часть этих средств расходуется недостаточно эффективно.  Важнейшей задачей в среднесрочной перспективе является повышение адресности социальной помощи.

     Система здравоохранения в России на данном этапе сталкивается с целым рядом  проблем, которые в долгосрочной перспективе могут привести к серьезным последствиям. Существуют трудности, связанные с доступом к медицинскому обслуживанию.

     Несмотря  на важные преобразования, имевшие  место в последние годы и увеличение финансирования в сфере образования, еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности отрасли.

     Растут  расходы на аппарат, поскольку  низка  мотивация руководителей органов  исполнительной власти местного самоуправления в отношении оптимизации предельной численности работников аппаратов и сокращения бюджетных расходов на их деятельность.

     Требует дальнейшего совершенствования  система межбюджетных отношений, направленная на повышение качества управления региональными и местными бюджетами, обеспечение их сбалансированности.

     Действующая система разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями требует дальнейшего развития в целях повышения эффективности осуществления соответствующих полномочий.

Информация о работе Роль государственного бюджета в экономической жизни страны