Роль государственного бюджета в экономической жизни страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание

Варьируя основные показатели государственного бюджета, Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации могут определенным образом влиять на экономическую ситуацию в стране, решать наиболее важные государственные проблемы, регулировать экономические отношения связанные с денежными фондами, движение денежных средств. Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации и реализации финансово-бюджетной политики страны. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория и его формирование…………………………………………………………………5
1.2. Функции бюджета…………………………..….……………………….10
1.3. Принципы государственного бюджета ………....……………………..13
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………..……….16
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические показатели развития страны…………...…………………………………………………….………16
2.2. Бюджетный федерализм – принципы и проблемы реализации………20
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства…………………27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам11111.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

     Непроизводственная  сфера не учувствует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работника этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение, образование и т.д.)

       Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения инвестиций производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и др. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

     При распределении финансовых средств  через бюджет важное значение имеет  социальная направленность бюджетных  средств. В социальной политике основными  приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров. инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение жилищной проблемы.

     Таким образом, распределительная функция  бюджета проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50 % ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

     Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Данная функция бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства.

     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства «информировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизация денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

     Контрольная функция бюджета выражается в  том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход  процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как  успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

     Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который показывает направление бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

     - перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет  на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое  обеспечение социальной политики;

     - контроль за образованием и использованием денежных средств.

 

      1.3. Принципы государственного  бюджета

     Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как  сложны и все ее составляющие: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.

     Следовательно оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного  построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета:

    • единство бюджетной системы РФ;
    • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ;
    • самостоятельности бюджетов;
    • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    • сбалансированности бюджета;
    • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
    • общего покрытия расходов бюджета;
    • гласности;
    • достоверности бюджета;
    • адресности и целевого характера бюджетных средств.

     Для примера рассмотрим некоторые из них.

     Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.

     Принцип общего покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально – экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

     Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

 

      2. Роль бюджета  государства в  национальной экономике

     2.1. Влияние бюджета на макроэкономические

     показатели  развития страны

     Бюджет  государства оказывает большое  влияние на многие макроэкономические показатели страны: на уровень потребительского кредита, индекс потребительских цен, экспорт, валовой внутренний продукт, промышленное производство, индекс промышленных цен, торговый баланс, уровень безработицы и др. Это влияние во многом объясняется тем, что бюджет – это финансовый план, который учитывает все сферы жизни. Планирование бюджета позволяет избежать огромных расходов и спланировать деятельность государства на длительный период. Рассмотрим подробнее влияние бюджета на отдельные макроэкономические показатели.

     Потребительский кредит – отражает объем использования населением системы кредита через кредитные карточки, личное заимствование и покупки в рассрочку. Является индикатором потребительского спроса. Большое значение этого индикатора свидетельствует о том, что потребители не боятся «залезать в долги» для удовлетворения своих материальных потребностей. Однако цифры часто пересматриваются и имеют значительные сезонные колебания (праздники). Рост значения этого индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росу курса национальной валюты.

     Основным  источником денежного предложения  стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008г по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2008г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6% против 46,9 % за тот же период в 2007г. Ожидается, что в 2011 г. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стан – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.

     Банк  России предполагает увеличение денежного  агрегата на 19-28%. В 2011 году темпы прироста предложения денег замедлятся и могут составить 14-22%.

     Индекс  потребительских цен – определяет изменение уровня розничных цен  на «корзину» товаров и услуг. При расчете индекса учитываются  цена на импортные товары и услуги. Индекс потребительских цен является главным индикатором уровня инфляции в стране. Оказывает значительное влияние на рынок. Если экономика развивается в нормальных условиях, то рост показателей может привести к повышении основных процентных ставок в стране. Это в свою очередь, приводит к росту курса национальной валюты, так как увеличивается привлекательность вложения средств в валюту с большей процентной ставкой.

     Расчет  индекса потребительских цен  производится на базе информации, полученной из двух источников: данных об изменении цен, полученных цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке или данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год. Наблюдение за регистрацией цен и тарифов осуществляется на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности (государственная, муниципальная, частная).

     Источником  информации о потребительских расходах населения являются данные полученные в результате обследования домашних хозяйств о расходах на приобретение товаров и оплаты услуг – текущая статистика бюджетов.

     Индекс  потребительских цен в январе 2009 года составил 104,1% , а в январе 2010г. – 101,6%, что на 5,4%  ниже, чем  в 2009г. Данная статистика свидетельствует  о снижении цен на товары и услуги в январе 2010г.

     Валовой внутренний продукт – является главным  индикатором, отражающим состояние  национальной экономики. Рассчитывается как сумма  потребления, инвестиций, государственных расходов, экспорта за вычетом импорта. Выражается в  виде индекса по отношению предыдущему периоду рассмотрения, в виде абсолютного значения суммы цен на произведенные товары и услуги. Значение индикатора, оказывает значительное влияние на рынок в случае расхождения с ожиданиями. Рост ВВП приводит к росу курса национальной валюты.

     Прогнозирование ВВП имеет очень важное значение для экономики и государства в целом. Государством при разработке проекта бюджета ежегодно позитивно, либо негативно оценивают динамику ВВП. Снижение рисков работы в российской экономике позволит значительно расширить круг инвесторов всех типов. В результате снижения риска хозяйственных операций и инвестиционных проектов развития институтов рыночной инфраструктуры снизятся трансакционные издержки и стоимость привлечения внешнего финансирования.       При реализации мер в области внешнеэкономической политики и валютного регулирования увеличится объем иностранных инвестиций, прежде всего прямых. Произойдет существенное увеличение объема инвестиций крупнейшими транснациональными корпорациями и инвестиционными банками. Можно также ожидать увеличения инвестиций в интеллектуальную собственность, что приведет в долгосрочной перспективе к улучшению структуры российской экономики за счет увеличения доли высоких технологий. В отдельные годы рост может ускоряться до 8-10 процентов, в этом случае увеличение объема производимого ВВП к 2010 году может быть большим. В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый по текущему обменному курсу, к 2010 году увеличится примерно в 2.5 раза, примерно в такой же степени увеличится и среднедушевой объем ВВП.

Информация о работе Роль государственного бюджета в экономической жизни страны