Права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:38, реферат

Описание

Общая характеристика работы.
Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
В настоящее время в Российской Федерации происходит активный процесс преобразования устоявшейся политической системы власти и закрепленных в нормах Конституции РФ института прав и свобод человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ..............................................................................................6
1.1 Международно-правовые и исторические основы Конституции РФ......................................................................................................................6
1.2 Основы правового статуса личности по конституции РФ…….......9
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРАЖДАН………........................................................…15
2.1 Личные (гражданские) права и свободы…….............................…17
2.2 Политические права и свободы……………....................................…21
2.3 Экономические, социальные и культурные права и свободы……....................................................................................................…24
2.4 Основные обязанности граждан…………......................................…27
2.5 Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина…….........................................................................................…30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

Право (1).doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

     2.1 Личные (гражданские) права и свободы 

        Особенностями гражданских прав  являются;  - права и свободы каждого гражданина, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; -   неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;   - необходимость их для охраны, жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

     Основным  личным правом человека является право  на жизнь (ст.20 Конституции.)  Содержанием этой статьи является естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К факторам естественного права относиться политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, направленная борьба с преступлениями против личности и проч. Имеют важное значение и мероприятия медицинского характера; надлежащее медицинское обслуживание, предоставление льготных лекарств, служба скорой помощи и т.д. Важнейшей нормой является подход к человеческой жизни как высшей ценности, пронизывающее все отраслевое законодательство; об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах пользования оружия; признания лица умершим и др. правила.

     Плохое  состояние окружающей среды, качества медицинского обслуживания, борьба с  пьянством и беспризорностью - подобные факторы приводят к уменьшению продолжительности жизни, падению рождаемости, сокращению количества населения. Здесь могут сыграть роль федеральные целевые программы.

     С правом на жизнь связано также  и другие права и нормы.   В настоящее время в России действует мораторий согласно указу Президента РФ “О смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы”. C 1 января 1997 г. введен в действие ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”. Частности он сохраняет возможность вынесения Верховным судом смертных приговоров, которые вопреки части 3 ст.50 Конституции РФ запрещалось обжалование в кассационном порядке.

     Каждый  имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями органов) государственной власти или их должностных лиц ст. 53. конституции.     Помимо этого существует гарантия от самообвинения как разновидность личных прав.

     Человека  нельзя принуждать к даче показаний  против самого себя и своих близких (Ст.51 Конституции РФ).   Впервые в Конституции было установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основанием для его умаления ст.21. Понятие достоинство личности имеет специфическое по сравнению с другими личными правами содержание. В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или уничижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может подвергаться без добровольного на то согласия медицинским, научным и иным опытам. В связи с этим в ряде стран запрещено проводить исследования по клонированию человека.

     Значительное  место в системе личных прав занимают такие права как право на неприкосновенность частной жизни и жилища, тайна  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.22-25) Конституции РФ.  Право на неприкосновенность жилища - это  логическое продолжение прав человека и свобод и личную неприкосновенность, на защиту от незаконного или произвольного вмешательства в частную жизнь. Охрана права на неприкосновенность жилища - обязанность государства. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (ст.25 конституции).                                                                      

     Неприкосновенность  личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе, насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения, вторгаться во внутренний мир человека. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе как на основании судебного решения.  Предусматриваются различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений.

       Впервые в Конституции закреплено  право человека на защиту своей  чести и доброго имени ст.23. Право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения и использования, распространения информации о его частной жизни (ст.24). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами  и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

       Каждый, кто законно находиться на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Федеральный Закон “О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” раскрывает аспекты этой конституционной нормы.                                             Федеральный Закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (в ред.  от 29 июня 2004  года) устанавливает правила пересечения границы при въезде и выезде из страны.                                                                                                                                                                                                К личным правам относиться право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность. В соответствии с этой статьей закрепление данного права означает свободу человека ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него  родной и близкой по языку и образу жизни.    Свобода совести и свобода вероисповедания в соответствии со ст.28 каждому гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Это статья связана со ст.3 Конституции РФ, по которой Россия является светским государством. Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.                                                                                                                                                                                                   Свобода вероисповедания и распространения веры включает совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массой информации, миссионерскую деятельность и другие права. Проблемам отделения религиозных объединений от государства был посвящен закон от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. Система государственного образования и воспитания носит светский характер.      В конституции также записаны такие личные права как право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ст.29 Конституции. Никто не может быть принужден поэтому к вмешательству в мысли человека в его мозг, подвергнуться неправомерному воздействию на его сознание.           

                                                            

     2.2 Политические права и свободы 

             В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны как правило с гражданством (ст. 30, 31, 33). Вместе с тем право на объединение ст.30, свобода мысли и слова ст.29 адресованы каждому, поскольку они могут быть отнесены как к личным, так и к политическим правам.

     Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает,  соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо вытекает из ст.2 Конституции РФ.

       Естественный характер прав и  свобод гражданина обусловлен  тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской федерации является её многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.        Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования. Различают консультативный и императивный, обязательный и факультативный, конституционный и законодательный. Данные права составляют политическую систему общественных отношений.

     Референдум и выборы имеют сходные черты. Они являются высшей формой непосредственного осуществления власти народа; основываются на всеобщем равном и прямом и тайном голосовании граждан; их результаты обладают юридической силой. Отличия заключаются в характере решаемого вопроса: при выборах избираются депутаты всех уровней представительных органов и Президент, при референдуме решается конкретный вопрос государственного и местного значения. Выборы проводятся строго периодически в установленные Конституцией и законами сроки, а референдум в зависимости от наличия инициативы граждан или в иных случаях, оговоренных в Конституции и законах. На выборах действует мажоритарная и пропорциональная система избрания. На референдуме граждане голосует “за“ или “против”.

     Участие граждан в управлении делами государства  осуществляется также и путем  их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного  мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

     Конституционно  закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ст.33. Обращения делятся на заявления, жалобы или предложения  (заявление - просьба об удовлетворении какого-либо права, жалоба- требование о восстановлении нарушенных прав, обращение или предложение- инициатива граждан по различным вопросам).

       Важным правом, связанным с участием  граждан в управлении делами  государства, является право на  объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов ст.30 Конституции. Такие формы организации общества способствуют решению общих вопросов и достижению целей.  Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем ст.30 ч.20 конституции.

       Свобода деятельности общественных  объединений гарантируется. В  России деятельность общественных  объединений регулируется законом  “Об общественных объединениях”  от 19 мая 1995 года.  В зависимости  от организационно-правовой формы  и целей функционирования объединения разделяются на: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, политические партии. Отличительной формой общественной организации, а также и политической партии, является членство. В остальных формах состоящие в них лица именуются участниками. Среди общественных объединений выделяются политические партии, деятельность которых регулируется Федеральным законом “О политических партиях”. Партии создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных компаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. В России действует многопартийное демократическое начало.

     Выражением  социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31 конституции). Федеральный закон от 19 июня 2004 года “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” названные акции обобщил единым понятием “публичное мероприятие”. Оно представляет собой открытую, мирную, доступную каждому акцию, осуществляемую по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.    

Информация о работе Права граждан