Бюджетное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Содержание

1. Понятие и методология бюджетного права 3
2. Бюджетная система РФ: понятие, состав 6
3. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды 13
4. Виды (система) источников бюджетного права 17
Заключение 19
Библиографический список 22

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное право РФ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

    Важнейшим здесь становится то обстоятельство, что КС РФ в определенных пределах фактически выполняет правотворческую функцию, осуществляя конкретизацию норм Конституции РФ. КС РФ создает новые нормы, в особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции. Необходимо отметить, что акты правосудия - решения Верховного Суда. Юридические нормы должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Для этого нормы права в виде статей включаются в правоустанавливающие акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, то есть внешними формами его выражения.

    Заключение

    Нормы права, регулирующие отношения, связанные  с бюджетом и внебюджетными фондами, занимают центральное место в  системе финансового права. Как  подотрасль финансового права, бюджетное право есть совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, региональных и местных бюджетов. В свое время на этом ставили точку. Бюджетный кодекс расширил прежнее понимание предмета бюджетного права и совершенно справедливо включил в него комплекс отношений по поводу формирования и расходования средств из государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

    Конкретно нормы бюджетного права устанавливают:

    р основы бюджетного устройства;

    р структуру бюджетной системы  Российской Федерации;

    р роль и компетенцию каждого структурного звена этой системы;

    р объемы бюджетов и внебюджетных фондов на всех уровнях;

    р перечень, порядок и принципы формирования доходов и осуществления расходов, порядок их распределения между звеньями бюджетной системы;

    правовое  положение субъектов бюджетного права.

    Кроме того, данные нормы определяют бюджетный  процесс, а именно -- порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении. Таким образом, бюджетное право имеет сложное строение и выступает как система, состоящая из множества институтов -- групп правовых норм.

    В рамках бюджетного права можно также  выделить материальные нормы права, содержащие количественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, и процессуальные нормы права, определяющие порядок бюджетного процесса. Материальные нормы бюджетного права определяют в стоимостной форме состав доходов и направления расходов каждого из уровней бюджета, механизм взаимоотношении между бюджетами и т.п.

    Велика  роль в бюджетном праве процессуальных норм. Эта категория определяет формы  организации работы с бюджетом. И  именно она чаще всего оказывается без должной проработки, вследствие чего проблематичным становится достижение бюджетных целей. Возможно, поэтому нормы Бюджетного кодекса РФ детально регламентируют все стадии бюджетного процесса.

    В процессе образования и расходования, бюджетных средств у государства, субъектов Федерации, органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами складываются определенные финансовые отношения, получившие название бюджетных правоотношений.

    Бюджетные правоотношения реализуются в процессе бюджетной деятельности субъектов и представляют собой урегулированные нормами права отношения между субъектами по поводу формирования бюджетных доходов, последующего распределения и расходования средств из бюджетов, а также внебюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней. Это -- отношения по поводу функционирования всей бюджетной системы, определения бюджетного устройства, установления порядка взаимоотношения между бюджетами различных уровней, а также бюджетного процесса и контроля за исполнением бюджета. Они относятся к категории ежегодно возобновляемых, поскольку реализуются в рамках финансового года вместе с бюджетом.

    Бюджетный кодекс выделяет несколько групп  бюджетных правоотношений. В частности, отношения по поводу доходов и  расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

    Таким образом, Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества. 
 
 
 

    Библиографический список

    1. Конституция РФ. - М., 1994 (изм. 30.12.06)

    2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г.//РГ. - 12 августа 1998г. (изм. 19.12.06)

    3. Анисимов А., Крылов Т. Бюджетный  закон - ось бюджетного процесса// Хозяйство и право. - 1993. - №6. - С. 39.

    4. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.  Финансовое право: Учеб., - М., 2004.

    5. Горбунова О.Н. Финансовое право: Учебник., М.: Юристь, 2000. С. 144.

    6. Игнатьева С. В, Финансовое  право. - СПб., 2005.

    7. Карасева М.В. Финансовое право  Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. С. 94.

    8. Крохина Ю. А., Финансовое право  России: Учебник для вузов. _ М., 2004.

    9. Парыгина В. А. Финансовое право:  Учеб. - М., 2006.

10. Тедеев А.  А., Парыгина В. А. Финансовое  право: Учеб. - М., 2006.

11. Запольский  С. В. Финансовое право: Учеб. - М., 2006.

12. Павлов П. В. Финансовое право: Учеб. пособие - М., 2007.

13. Финансовый  мониторинг: Учебно - метод. Пособие  / Под ред. А. Т. Никитина. - М., 2002.

14. Химичева Н.  И. Финансовое право: Учеб. - М.: Изд-во БЕК, 1995.

15. Хурсевич С.  Н. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит // Финансы. - 1996. №4. - С. 5.

Информация о работе Бюджетное право РФ