Бюджетное право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:51, реферат

Описание

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Содержание

1. Понятие и методология бюджетного права 3
2. Бюджетная система РФ: понятие, состав 6
3. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды 13
4. Виды (система) источников бюджетного права 17
Заключение 19
Библиографический список 22

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное право РФ.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

    Местный (самостоятельный) бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административных образований.

    На  территории РФ ежегодно составляются консолидированные бюджеты.

    Ст. 6 БК РФ - Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

    Такой бюджет включает в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней - бюджеты городов, районов, областей, краев и т.д.

    Значение  такого бюджета - он используется для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.

    В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в РФ стали сводиться  с дефицитом, разбалансированность расходов и доходов свидетельствует о негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию, сокращает реальные доходы населения, уменьшает платежеспособность.

    Но, однако, есть и дефициты в других странах - США, Япония, ФРГ. Поэтому задача государства - не составление бездефицитного бюджета, а контроль за этим дефицитом, установление его пределов, допустимых в условиях стабильной рыночной экономики.

    В условиях кризиса важно обеспечить, хотя бы необходимый бюджетный минимум, или минимальный бюджет - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета, бюджета города, района, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы.

    Бюджет - это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Виды (система) источников  бюджетного права

    Среди источников бюджетного права Российской Федерации следует назвать прежде всего Конституцию РФ. В соответствии с п. «з» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Статьи 104, 106, 114 Конституции РФ устанавливают общие принципы рассмотрения и утверждения федерального бюджета. Статья 132 закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

    К числу специальных актов, регулирующих бюджетные отношения, относится  Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

    Бюджетный кодекс содержит весь комплекс мер  правового регулирования отношений, связанных с функционированием  бюджетной системы страны. Особое значение имеет раздел, определяющий ответственность. Дело в том, что ранее действовавшее законодательство практически не имело норм, содержание которых было бы связано с ответственностью участников бюджетного процесса за неполное или несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд, отказ от введения секвестра и другие бюджетные правонарушения.

    Бюджетное законодательство Российской Федерации  состоит из Бюджетного кодекса и  принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. Законы и иные правовые акты о бюджете, помимо конкретных цифр доходов и расходов, содержат также и общенормативные правила, действующие, правда, только в течение срока, на который был принят бюджет. Как и в целом в финансовом праве, в бюджетном праве признается приоритет международных договоров, если их положения имеют прямое действие на территории Российской Федерации.

    К настоящему времени постепенно складывается целостность законодательной базы бюджетной системы страны. Бюджетное  законодательство приобретает качества системности, целостности, базирующейся на единых принципах функционирования. Его можно классифицировать на несколько подсистем. Во-первых, это Бюджетный кодекс, который в целом регулирует бюджетные правоотношения. Он заменил Закон РФ от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Бюджетный кодекс входит в общую часть бюджетного права.

    Во-вторых, следует назвать нормативные  акты, определяющие параметры бюджета  того или иного уровня на очередной  год. Специфика данной группы нормативных  актов состоит в том, что они  принимаются только на один финансовый год и подлежат опубликованию немедленно после их принятия и подписания в установленном порядке. Эти законодательные акты содержат нормы, входящие в особенную часть бюджетного права. Имеют свою специфику и нормы права, регулирующие межбюджетные отношения. Данную категорию правоотношений, кстати, могут регулировать также отдельные договоры между субъектами бюджетного права.

    Что касается вертикального строения бюджетного законодательства, то следует выделить нормативные акты федерального, регионального  и муниципального уровней. В свою очередь, на федеральном уровне нормативные акты объединяются в группы по признаку уменьшения или увеличения их юридической силы. В Бюджетном кодексе специально определено место подзаконных актов в системе бюджетного законодательства. Так, в ст. 3 БК РФ говорится, что Президент РФ имеет право издавать указы по всем вопросам бюджетных правоотношений, за исключением вопросов, определяющих правовой статус субъектов бюджетных правоотношений, порядок и условия привлечения к юридической ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

    Правительство РФ имеет право и одновременно обязанность на основании БК РФ, законов и указов Президента РФ, регулирующих бюджетные правоотношения, принимать нормативные акты по бюджетным  отношениям. Другие органы исполнительной власти обладают правомочиями принимать нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, только в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и другими актами органов государственной власти общей компетенции. Причем сила этой группы нормативных актов может распространяться только на те отношения, правомочие регулирования которых нормативными актами вышестоящих органов власти было делегировано нижестоящим органам власти, принявшим эти акты.

    Все нормативные правовые акты, упомянутые выше, не должны противоречить Бюджетному кодексу РФ. В случае противоречия между данными актами и Бюджетным кодексом РФ применению подлежит БК РФ.

    На  местном уровне основные принципы организации  финансов, источники формирования и  направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти регламентирует Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. (в ред. от 9 июля 1999 г.).

    Иерархически  выстроенная система источников бюджетного права в Российской Федерации  выглядит следующим образом:

    1.Конституция  Российской Федерации.

    2. Бюджетное законодательство, которое, в свою очередь, включает следующие элементы: а) федеральное бюджетное законодательство, включающее: - БК РФ; - ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете; б) региональное бюджетное законодательство - законы о бюджетах субъектов РФ; в) нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.

    3. Подзаконные нормативные правовые  акты по вопросам, связанным с  бюджетной деятельностью и бюджетным  устройством РФ: а) акты органов общей компетенции: - указы Президента РФ; - Постановления Правительства РФ; - подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ или исполнительными органами местного самоуправления; б) акты органов специальной компетенции: - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых предусмотрено БК РФ.

    4. Локальные акты, содержащие нормы бюджетного права.

    5. Договоры Российской Федерации.

    6. Решения Конституционного Суда  РФ.

    Рассмотрим  более подробно указанные источники  бюджетного права.

    Конституция РФ как источник бюджетного права. Источниками бюджетного права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие бюджетно-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства РФ, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании бюджетной политики РФ, а также нормы, определяющие магистральные направления совершенствования и развития бюджетного права и в целом образующие конституционные основы бюджетного устройства России. К таким важным положениям Конституции РФ следует прежде всего отнести статьи: 15, 34, 35, 46, 57, 71, 72, 74, 75, 76, 90, ч. 5 ст. 101, ч. 3 ст. 104, 106, 114 и др.

    Бюджетное законодательство как источник бюджетного права включает в себя: федеральное бюджетное законодательство, состоящее из БК РФ и ежегодных федеральных законов о федеральном бюджете; региональное бюджетное законодательство - законы субъектов РФ о бюджетах этих субъектов; нормативные правовые акты о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления; иные федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения. 4. В настоящее время наиболее важные положения об организации и осуществлении бюджетной деятельности закреплены в БК РФ, который был принят 31 июля 1998 года (Федеральный закон № 145-ФЗ) и действует в редакции Федеральных законов от 24.07.2002 № 110-ФЗ, от 10.07.2002 № 86-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 05.08.2000 № 116-ФЗ, от 31.12.99 №227-ФЗ. При этом согласно Федеральному закону от 09.07.99 № 159-ФЗ (в ред. от 09.07.2002 № 83-ФЗ) указанный кодифицированный нормативный правовой акт был введен в действие с 1 января 2000 года. Как записано в преамбуле БК РФ: "Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации".

    Локальные акты, содержащие нормы бюджетного права. К источникам бюджетного права этой группы в первую очередь относят такие локальные акты, содержащие нормы бюджетного права, как уставы и решения государственных учебных заведений, государственных и муниципальных предприятий, утвержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности.

    Договоры Российской Федерации как источник бюджетного права представлены нормативными документами двух видов: 
1. международными договорами Российской Федерации. Положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем согласно Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России. 
БК РФ также предусматривает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 4 БК РФ). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ; 
2. внутригосударственными договорами - договорами между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

    Судебные  прецеденты как источник бюджетного права. Дискуссионным в российской юридической науке остается вопрос, является ли источником права судебная и арбитражная практика, в частности, акты Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. А решения Конституционного Суда РФ (КС РФ) практически уже отнесены к источникам права. Как известно, КС РФ занимается толкованием Конституции РФ, результатом чего является правовая позиция КС РФ прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части постановления КС РФ, то есть она имеет письменную форму и обладает нормативным значением, поскольку: рассчитана на неоднократное применение; осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений; распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но и адресована неограниченному кругу лиц; является официальной и обязательной.

Информация о работе Бюджетное право РФ