Бюджет модернизации экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:36, лекция

Описание

Особенности федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. заключаются в том, что это — первый трёхлетний бюджет после того, как практика разработки трёхлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Мы снова приступаем к постоянной плановой работе по модернизации экономики. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Бюджет модернизации.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

     Как известно, в кризисные годы очень  большие средства в рамках государственной поддержки были переданы крупным корпорациям, банкам с последующим их возвратом. Форма вложения этих средств была различной, различны и формы возврата.

     Во-первых, средства вкладывались в уставные капиталы банков. Такие вложения были и во Внешторгбанк (180 млрд. руб.), и в Россельхозбанк (около 40 млрд. руб.). Такие вложения будут возвращаться постепенно, по мере приватизации этих банков, то есть продажи той доли уставного капитала, которую государство нарастило бюджетными вливаниями. Уже в конце этого года или в начале следующего года будет приватизирована первая часть пакета ВТБ в размере 10 млрд. руб.

     Кстати, вложения — 180 млрд. руб. — происходили  в самый кризисный период, когда  цена на эти акции была наиболее низкой. Сегодня приобретённый государством пакет акций стоит больше, чем за него было заплачено тогда. В течение двух-трех лет планируется приватизировать (продать) часть акций Внешторгбанка, постепенно сократив пакет до 50% плюс одна акция. Таким образом, государство в течение примерно двух-трех лет получит значительно больше средств, чем им было вложено в поддержку банка. То же самое будет происходить и с акциями Россельхозбанка. Таким образом, все вложенные в период кризиса средства будут возвращены в бюджет.

     Второй  вид бюджетной поддержки банковской системы — это субординированные кредиты банкам. Это было размещение средств Фонда национального благосостояния. Это — не расходы бюджета, а временное размещение средств Фонда национального благосостояния в этих банках в виде субординированных кредитов (как кредиты под проценты). Эти кредиты стали уже возвращаться, например, Сбербанк часть кредитов уже вернул.

     Хотя  эти кредиты даны на 10 лет, и никто  банки торопить не будет, ожидается, что значительная часть этих средств  будет возвращена в ближайшие пять лет, поскольку ставки по этим кредитам достаточно высоки

     ФИНАНСЫ №1,2011

     и, когда инфляция станет ниже, банкам будет выгоднее эти кредиты вернуть  в бюджет и заимствовать на рынке  более дешевые ресурсы.

     Третий  вид финансовой поддержки — это средства Центрального банка (а не бюджета, не полномочия Правительства), которые также выделялись банкам в виде, как субординированных кредитов, так и ликвидности (так называемые беззалоговые кредиты). Беззалоговые кредиты выделены были почти на 2 трлн. руб., они практически все возвращены, за исключением двух-трех случаев, включая Межпромбанк. Под эти невозвращен-ные средства есть залоги в виде предприятий, поэтому все оставшиеся средства также будут возвращены в бюджет.

     В своём Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации анонсировал ряд очень серьезных, глубинных изменений, прежде всего в социальной сфере, которые обязательно повлияют на федеральный бюджет, на бюджет Пенсионного фонда.

     Предложения Президента можно разделить на две  части. Первая часть — это налоговые инициативы, из них с 1 января следующего года в силу вступит только одна из всех этих инициатив, связанная с тем, что ранее было принято решение о том, что малому бизнесу, находящемуся на упрощенной системе, с 1 января 2011 г. надо будет платить 34% (сейчас 14%). Предложение Президента заключается в том, что ближайшие два года из числа предприятий малого бизнеса, находящихся на упрощенной системе, малым предприятиям производственного и социального направления разрешается платить не 34, а 26%.

     Предприятия производственного и социального  направления составляют около 20% от всего количества малого бизнеса. По предварительным расчетам, сумма  выпадающих доходов Пенсионного  фонда, ОМС и соцстраха в связи  с этим составит в текущем году примерно 20 млрд. руб., а в 2012 г. — около 21 млрд. руб. Эти средства надо будет изыскать в течение следующего года в ходе исполнения бюджета и внести изменения в бюджет, чтобы увеличить субсидию в виде компенсации этим фондам социального характера за уменьшение налогов на эту часть малого бизнеса. Если возникнет необходимость, федеральный бюджет дополнительно компенсирует Пенсионному фонду, фонду ОМС и Фонду социального страхования эти расходы.

     Другая  часть инициатив связана с  расходами, которые также можно разделить на две части — те, которые затронут федеральный бюджет текущего года, и те,

     которые не затронут. Федеральный бюджет 2011 г. в основном без изменений позволяет  реализовать все социальные инициативы, включая глубокую диспансеризацию детей, соответствующую вакцинацию, другие мероприятия, связанные с социальными вопросами, и, прежде всего, с материнством и детством. Эти все расходы будут осуществлены в пределах общего объема расходов, которые предусмотрены Минздравсоцраз-вития.

     Другие  инициативы Президента связаны с тем, что субъектам рекомендовано строить детские сады, рассмотреть возможность предоставления земельных участков, предоставления или создания регионального материнского капитала. Это — рекомендации, которые субъекты могут осуществлять в рамках своих полномочий по своим схемам в собственных объемах, и, соответственно, они не затрагивают федеральный бюджет.

     Есть  еще одна часть инициатив Президента, связанная с укреплением обороны  и армии, с ее модернизацией. Такая программа сейчас готовится, государственная программа вооружения будет принята в ближайшее время, и основные расходы лягут не на 2011 г., а на последующие годы. Бюджет на текущий год не придется изменять по этому разделу, поскольку все расходы по этим инициативам предварительно уже согласованы.

     В дискуссиях по формированию бюджетной  политики часто приходится слышать, что прогнозы сегодня ещё недостаточно достоверны, что цены на нефть прогнозируются на слишком низком уровне. Однако не следует забывать уроки прошедшего мирового кризиса, в том числе и то, что никто из критиков осторожной политики Минфина, несмотря на обещания сделать более тщательный прогноз, не смог своевременно предсказать этот кризис.

     Экономический рост в России сегодня является ещё  не вполне устойчивым. Мировая экономика, от состояния которой он в значительной мере зависит, только ещё выходит из кризиса и может преподнести немало сюрпризов. Поэтому фактические показатели ВВП России могут оказаться отличными от тех, что были запланированы.

     Но  в любом случае задача ответственной бюджетной политики заключается в том, чтобы обеспечить выполнение всех важнейших задач государства, его социальных обязательств в любых условиях, с учетом всех вызовов, которые сегодня стоят перед страной и будут стоять в ближайшее время.

     ФИНАНСЫ №1,2011

Информация о работе Бюджет модернизации экономики России