Бюджет модернизации экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:36, лекция

Описание

Особенности федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. заключаются в том, что это — первый трёхлетний бюджет после того, как практика разработки трёхлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Мы снова приступаем к постоянной плановой работе по модернизации экономики. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса.

Работа состоит из  1 файл

Бюджет модернизации.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

     ФИНАНСЫ № 1,2011

 

     

     составит 34,8% ВВП. В сравнении с другими  странами это — не слишком много. Средняя налоговая нагрузка по странам  ОЭСР - 35,9%. Россия останется ниже средней  нагрузки по ОЭСР. В 27 странах ЕС средняя нагрузка - 37,5%. Налоговое бремя в России - ниже и этой позиции. А в некоторых странах налоговая нагрузка ещё выше: в Дании - 48,7%, в Норвегии - 43,6%.

     Данные  по России, связанные с налоговой  нагрузкой 34,8% ВВП следующего года, нужно рассматривать с учётом того, что значительная часть этой нагрузки приходится на сырьевые отрасли. На нефть и газ — в виде рентных платежей. Если не считать средства рентных платежей, НДПИ на газ, НДПИ на нефть, экспортную пошлину на газ и экспортную пошлину на нефть, то налоговая нагрузка в нашей стране в следующем году составит всего 26,7%. Этот уровень — один из самых низких в мире. В США - 28,4%. Без рентных платежей в России налоговая нагрузка будет даже ниже, чем в Соединенных Штатах.

     Анализируя  все возможности обеспечения бюджетной системы доходами и выполнения социальных обязательств, повышения пенсий, Правительство, Минфин учитывают уровень налоговой нагрузки и конкурентные возможности российской экономики и бизнеса в ближайшие годы. Разницу в доходах и расходах придётся покрывать в основном за счёт заимствований. Они вырастут, но долг не превысит 18% ВВП.

     Часть бюджетного дефицита будет покрываться  за счёт продажи пакетов государственных  компаний. Эти средства пойдут на реализацию программ модернизации и инфраструктуры. От приватизации в 2011 г. предполагается получить 298 млрд. руб. Список компаний в данный момент рассматривается в Правительстве.

     В текущем 2011 г. основные расходы, если смотреть по основной классификации, вырастут на образование на 16,4%, на здравоохранение - на 8,4%. Увеличитсятакже поддержка физкультуры и спорта на 25% с учётом подготовки к Олимпийским играм, к студенческой спартакиаде.

     Поддержка отраслей и субсидии экономике в  текущем году возрастут на 10% и достигнут 1 760 млрд. руб. Поддержка национальной обороны увеличится на 18,8%, национальной безопасности и правоохранительной деятельности - на 9,6%. С 2012 г. в позиции обороны и правоохранительной деятельности будут включены расходы на планируемую реформу денежного довольствия. В среднем денежное довольствие по силовым структурам с 2012 г. будет увеличено примерно на 30%. И данные средства зарезервированы в условно распределённых расходах федерального бюджета.

     Повышение денежного довольствия в текущем  году предполагаетсяна6,5%с 1апреля2011 г. для всех силовых структур. Для бюджетных учреждений — на 6,5% с июня 2011 г. Также запланировано повышение стипендиального фонда с 1 сентября 2011 г. Сегодня у университетов есть достаточно прав распределять этот стипендиальный фонд, определять поддержку и дополнительные стипендии нуждающимся. Никто не предлагает уравнивать всех студентов. У всех студентов разные условия. Систему стипендиальной поддержки наиболее талантливых или нуждающихся могут обеспечивать сами вузы.

     Расходы на дорожное строительство и дорожное хозяйство увеличатся в текущем году на 20,8%, несмотря на то, что мы переживаем сложные времена по доходам и расходам.

     По  программе государственного развития сельского хозяйства выходим  на плановую цифру, которая заложена в законе «О государственной программе развития сельского хозяйства». И это составит 125 млрд. руб. Структура программы и расходы эти должны учитывать год засухи и кризисный год.

     Будет семь новых государственных программ, включая «Чистую воду». Программа  «Информационное общество» обеспечивает расширение предоставления государственных услуг в электронном виде, ведет к сокращению очередей. Будут программы в области развития фармацевтической и медицинской промышленности. Это отрасли высоких технологий, где необходимо добиться прорыва в ближайшие годы.

     Субъекты  Российской Федерации в 2011 г. получат  дополнительную поддержку из федерального бюджета на сумму 1 259 млрд. руб. в разных формах — дотаций на выравнивание, субсидий в рамках национальных проектов и федеральных целевых программ, субвенций, иных межбюджетных трансфертов. Уровень финансирования за счёт федерального бюджета всех субъектов составит 18% от всех расходов субъектов Российской Федерации, больше, чем до кризиса, когда было 15%. Предполагается, что в следующем году уменьшится дефицит бюджетов субъектов Российской Федерации. Если по итогам 2010 г. ожидается дефицит более 400 млрд. руб., то в этом году общий дефицит субъектов составит около 300 млрд. руб. Для этого предусматриваются поддержка, в том числе кредиты на сумму 113 млрд. руб. Часть из них — на сбалансированность бюджета, часть — на дороги в размере 36 млрд. руб. Пятилетние кредиты будут предоставляться под 1/3 ставки рефинансирования. В текущем году в стране будет больше регионов с профицитными бюджетами и меньше — с дефицитными.

     (^         ФИНАНСЫ № 1,2011

     В связи с межбюджетными отношениями  необходимо отметить следующее. В текущем году акцизы на бензин законом о налогах увеличиваются на один рубль. Этот дополнительно введённый рубль, который составляет теперь 30% акциза, будет поступать в федеральный бюджет. И хотя в бюджеты субъектов Федерации теперь будет поступать только 70% акциза, абсолютная сумма этих поступлений не изменится. В бюджете субъектов останется то, что и поступало туда в прошлом году, только в процентах это будет выражаться другой цифрой — 70 вместо 100%

     С начала 2012 г. акциз увеличивается  еще на 1 рубль. Таким образом, общее увеличение акциза составит уже два рубля, и эта сумма будет поделена пополам с субъектами Российской Федерации. То есть второй рубль в 2012 г. полностью уйдет в бюджет субъекта РФ.

     Наконец, с 2013 г. акциз будет увеличен ещё  на один рубль. Общее за три года увеличение акциза составит 3 рубля и этот общий прирост будет разделён пополам, то есть 1,5 руб. из этой прибавки будет идти в субъект Федерации дополнительно ктому, что сегодня собирается, и 1,5 рубля — в федеральный бюджет. Таким образом, в связи с увеличением и перераспределением акцизов из бюджетов субъектов Российской Федерации ничего не будет изъято в федеральный бюджет, как это могло бы показаться.

     Предусмотрены основные пропорции сбалансированности между расходами федерального бюджета и субъектов Российской Федерации с главной нагрузкой на модернизацию и инновации и поддержку социальной политики.

     В бюджете на текущий год предусматривается  по разным срокам (с апреля, июня и  с сентября) повышение заработной платы федеральных служащих, денежного довольствия военнослужащих, стипендий. По сути, страна возвращается к докризисным схемам повышения денежного довольствия и заработной платы по величине инфляции.

     К ключевым изменениям следует, прежде всего, отнести покрытие дефицита Фонда  социального страхования. Для этого выделено 11,3 млрд. руб. Со статьи «Общегосударственные вопросы, зарезервированные на уплату налога на имущество и исполнение судебных исков» было снято 11,3 млрд. руб. и перенесено на покрытие дефицита Фонда социального страхования. В связи с тем, что не все меры Правительства по оптимизации расходов Фонда социального страхования были приняты, в том числе и на трехсторонней комиссии с работодателями, профсоюзами и Госдумой, пришлось

     корректировать  эту позицию в ходе обсуждения зако> нопроекта в Государственной Думе.

     Были  выделены дополнительные субсидии бюдже  там субъектов на реализацию комплексных  программ поддержки развития дошкольных учреждений — 500 млн. руб., это соответствует  положениям Послания Президента о поддержке  строительства и реконструкции детских садов.

     Принято решение о том, что из 34 млрд. руб., зарезервированных на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, собственно на дороги пойдет 11,3 млрд. руб. в крупных центрах областей и республик, а 22,7 млрд. руб. пойдет на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. Это — важная тема, требующая дополнительного внимания, учитывая то, что много лет осуществлялось недостаточное финансирование содержания внутридворовых территорий. И, конечно, это будет осуществляться на условиях софинансирования с целью мобилизации также средств территорий. Это будет помощь в выполнении полномочий субъектов.

     Принятбыл также ряддругих решений. Например, в связи с созданием Федерального дорожного фонда уже с начала текущего года разрешено в виде исключения остатки по статье «Автомобильные дороги», которые в этом году образуются в связи с неполным исполнением этой статьи расходов и полным освоением средств, перенести на следующий год. Это исключительный случай. Но впоследствии Бюджетный кодекс, изменения в котором в связи с созданием Федерального дорожного фонда сейчас обсуждаются в Государственной Думе, будет предусматривать, что остатки по этой статье и впредь всегда можно будет переносить. Тем самым в федеральном бюджете будут две статьи, остатки по которым можно будет переносить, — это Инвестиционный фонд и Федеральный дорожный фонд.

     Законом об изменении Бюджетного кодекса, который сейчас находится в Госдуме, предусмотрено создание территориальных дорожных фондов, которые будут обязательными для создания всеми субъектами Российской Федерации. За этими территориальными дорожными фондами в каждом субъекте Федерации будут закреплены как минимум два налога — это транспортный налог и акцизы на бензин. Остальные налоги субъекты смогут учитывать как источники территориального дорожного фонда по своему усмотрению. Обязательность создания Территориального дорожного фонда будет введена с 1 января 2012 г., поскольку сегодня не все регионы успели так сформировать свои бюджеты,

 

     

     чтобы предусмотреть в них соответствующие  дорожные фонды, тем более что  самого закона пока в окончательном виде еще нет.

     Ср'ёди  ключевых поправок зарезервированы 900 млн. руб. на поддержку социально  ориентированных некоммерческих организаций в связи с принятым законом о некоммерческих организациях в целях поддержки тех структур, которые обычно помогают гражданам, прежде всего пожилым и детям, исполняют другие социально значимые функции. И Правительство РФ, и Федеральное Собрание решили поддержать эти организации, готовя для них специалистов, обеспечивая им определенную правовую среду, поддерживая их в виде некоторых субсидий. Поэтому на эти цели зарезервировано 900 млн. руб. Принят также целый ряд важных решений, связанных с поддержкой материнства и детства, с поддержкой школ, с реализацией национальных проектов, обеспечением сбалансированности Пенсионного фонда, дефицит которого достигает трети бюджета и нужно искать источники снижения дефицита.

     Как известно, в так называемые «жирные, тучные годы» крупные средства Резервного фонда были размещены ^иностранных активах, в частности в американских. Сегодня ценные бумаги, в которые вложены эти средства, постепенно продаются, средства возвращаются. Ещё в 2009 г. из размещенных средств Резервного фонда было возвращено 93 млрд. дол., которые пошли на обеспечение дефицита федерального бюджета. В 2010 г. также осуществлялась продажа части ценных бумаг и вырученные средства направлялись на погашение дефицита бюджета. Остатки средств Резервного фонда будут потрачены в следующем году: возвращены и направлены на покрытие бюджетного дефицита. На какие-то дополнительные расходы социального характера их уже не останется.

     Средства  Фонда национального благосостояния сохраняются в зарубежных ценных бумагах на случай, если демографические показатели отклонятся от нашего прогноза и придется на пенсии тратить средств больше, чем предусмотрено. Поэтому средства Фонда национального благосостояния — это страховка пенсионной системы. Такое решение было принято, когда принимался закон о Фонде национального благосостояния.

     В целом сокращается общий объем  антикризисных мер. Некоторые из них перешли в обычные меры и попали в «тело» бюджета. Начиная с текущего года Правительство уже не запрашивает специальных прав на использование зарезервированных средств в рамках

     полномочий  Правительства, не спрашивая парламент, как это было в кризисный период. Два предшествующих года Правительство  пользовалось правом резервировать  определенные суммы и затем их тратить, отчитываясь по специальной процедуре в соответствии с особым законом в Государственной Думе. Эта практика завершилась. На текущий год Правительство не запросило продления дополнительных полномочий.

Информация о работе Бюджет модернизации экономики России