Правовое регулирование природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание

Природопользование – это воздействие человека, посредством своей деятельности, на природную среду, приводящее к ее преобразованию.. Различают основное ( сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика), вспомогательное (водопользование в производственных процессах) и побочное (загрязнение окружающей среды) природопользование.

Работа состоит из  1 файл

статья.docx

— 22.27 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство  внутренних дел

Российской  Федерации

Краснодарский университет

 

 

 

 

Черкасова В.А.

 

 

 

 

Проблемы педагогики высшей

школы МВД глазами курсанта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природопользование – это воздействие человека, посредством своей деятельности, на природную среду, приводящее к ее преобразованию.. Различают основное ( сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика), вспомогательное (водопользование в производственных процессах) и побочное (загрязнение окружающей среды) природопользование.

Природопользование является обширной сферой экономики, обладающей сложной структурой. На макроуровне она представлена системой отраслей, специализирующихся на выявлении, учете, охране и воспроизводству природных ресурсов, а также на защите окружающей среды. Состав этих отраслей постоянно усложняется.

Одна из основных целей  природопользования - преодоление ведомственного подхода и интеграция отраслей экономики с целью достижения рационального взаимодействия общества и природы. При правильной реализации  она должна обеспечить переход общества на модель «устойчивого роста». Усто́йчивый рост — это развитие  в процессе которого достигается наиболее рациональное использование природных ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей при научно-техническом развитии. Более конкретные задачи науки заключаются в поиске приемлемых форм экономической реализации собственности на ресурсы природы, в формировании экономического механизма природопользования на платной основе.

 Отношение человека к природе определило противоречие между экономическим и экологическим развитием. Деятельность направленная на развитие экономической сферы повлекла за собой масштабные экологические проблемы. Для решения  этой проблемы необходимо развитие в новых направлениях экономики, способствующее рациональному природопользованию ,т е сочетающихся с экологическим развитием, например-применение альтернативных ресурсов  или разработка методов быстрого возобновления используемых природных запасов. Таким образом становится необходимым достижение экологизации экономики, т.е экономики учитывающей экологические факторы в производстве и технологии.

 Для формирования взаимосвязи  экономического и экологического  благополучия используется государственное  регулирование природопользования  которое осуществляется через   формирование экологической политики, выработку стратегии природопользования, создание информационно -правового обеспечения управления природопользованием, формирование инфраструктуры для обеспечения регулирования в сфере природопользования.

Предприятия  в процессе производства  используют различные химические или  иные опасные для экологии  средства, предусматривая это, государство разработало  ряд законов, регулирующих отношения  в сфере природопользования. Например предусматривающих ответственность за преступления которые ведут к порче, т.е. качественному ухудшению состояния земель в результате хозяйственной или иной деятельности.

Порча земли  выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. По этой причине необходимо усиление контроля за производством, который обеспечивается техническим руководителем  организации и инспекциями, периодически осуществляющими проверки.

     Нормативно-правовой базой функционирования системы управления промышленной безопасностью России в данном примере  является Федеральный закон: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Земельный кодекс.

       Строительство и эксплуатация  подземных сооружений тоже является частью экономического развития затрагивающего экологию, т.к в этом процессе задействуют недра земли. Согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.1 недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в пределах территории России, включая подземное пространство, и содержащиеся там полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

 В  соответствии с лицензией на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств. Преступление выражается в нарушении естественных свойств недр, нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба.

Нарушение правил охраны и использования недр может состоять в действиях снижающих  качество полезных ископаемых и промышленных ценность месторождений. В загрязнении  недр. В нарушениях порядка консервации  и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. Застройке площадей залегания полезных ископаемых, а  также размещении в местах их залегания подземных сооружений без разрешения соответствующего федерального органа, что снижает возможность извлечения полезных ископаемых.

Итак, ответственность налагаемая за уголовные преступления в сфере природопользования представляет собой способ защиты общества от экологических преступлений. Так уголовные наказания применяются за умышленные экологические преступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства (ст. 243 УК РФ), за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охраняемым природным объектам. Ответственность за совершение экологических преступлений наступает после предварительного проведения следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке. Основанием для назначения уголовного наказания является приговор суда.

 Таким  образом соблюдение федеральных законов и ужесточение методов государственного регулирования природопользования позволит достичь сбалансированного и высокого развития в экономической и экологической сферах.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823


Информация о работе Правовое регулирование природопользования