Правовая охрана недр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание

Недра, как и земля, являются объектом правовой охраны. Значение недр и их охраны возрастает в связи с разведкой и добычей полезных ископаемых, являющихся основным источником потребляемой энергии. Минеральные ресурсы — нефть, уголь, газ в отличие от других источников энергии (ветровой, солнечной, атомной, приливной) не возобновляемы, вследствие чего обеспечение прав на них, их рациональное использование, охрана постоянно актуализируются на международном и национальном уровнях.

Содержание

1 Правовая охрана недр………………………………………………….3
1.1 Права собственности и пользования………………………………..3
1.2 Лицензирование недропользования…………………………………6
1.3 Охрана недр континентального шельфа
и захоронение отходов на нем…………………………………………...8
Задача 1……………………………………………………………………11
Задача 2……………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Экологическое право (контрольная).docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

   Роль государственной системы лицензирования.

   Задачами государственной системы лицензирования является обеспечение:

1) реализации программ  развития добывающей промышленности  и минерально-сырьевой базы; социальных, экономических, экологических интересов  населения, проживающего на данной  территории, и всех граждан России;

2) равных возможностей  всех юридических и физических

лиц в получении лицензий;

3) развития рыночных отношений,  проведения антимонопольной политики  в сфере пользования недрами;

4) необходимых гарантий  владельцам лицензий и зашиты  их права пользования недрами.

   Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на Минприроды России, Роснедра и их территориальные подразделения. Они осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов, согласовывают условия лицензии с государст-

венными органами управления промышленностью, земельными, водными  и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды.

   Лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта РФ и Минприроды России, Роснедрами или их территориальным подразделением. Оформление и регистрацию лицензии на пользование недрами осуществляют в Минприроды России, Роснедрах.

   Не требует получения разрешения и лицензии добыча песка, глины, торфа собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право по своему усмотрению в границах участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых,

не числящихся на государственном  балансе, с соблюдением требований охраны окружающей среды.

   Физические и юридические лица могут осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

   В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических и археологических объектов, представляющих интерес для науки и культуры, работы на соответствующем участке должны быть приостановлены с

сообщением органам, предоставившим лицензию.

   Лица, открывшие или разведавшие неизвестное ранее месторождение либо выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, имеют право на государственное денежное вознаграждение.

 

1.3 Охрана недр континентального шельфа

и захоронение  отходов на нем

 

   Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной

материка является продолжение  континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема (около 200 км).10

   Права России на континентальный шельф. Согласно указанному Федеральному закону Российская Федерация осуществляет:

— суверенные права на разведку шельфа и разработку его минеральных и живых ресурсов;

— исключительное право  разрешать и регулировать буровые  работы на континентальном шельфе для  любых целей;

— исключительное право  сооружать, а также разрешать  и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;

— юрисдикцию в отношении  морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки  и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

   Россия не препятствует судоходству и реализации иных прав других государств, признаваемых мировым сообществом. Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных и живых ресурсов.

   Охрана минеральных ресурсов. Лицензии на изучение шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе

соглашений о разделе  продукции, выдают специально уполномоченные на то государственные органы по геологии и использованию недр. Разрешение должно быть согласовано с федеральными органами обороны, рыболовства, охраны окружающей среды, пограничной службы, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

   В лицензию дополнительно включают сведения об экологическом обеспечении пользования участками. При выдаче лицензий согласовывают с пользователем участков и оформляют объемы инвестиций па развитие социально-производственной структуры прибрежных территорий субъектов РФ.

   Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусматривает правовую защиту и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов; конкретизирует порядок представления и содержание запроса для получения разрешений, основания для отказа в

выдаче разрешений на захоронение  отходов, права и обязанности  российских и иностранных заявителей, получивших разрешение на захоронение отходов на континентальном шельфе, основания для приостановления или прекращения захоронения отходов.

 

   Захоронение отходов на континентальном шельфе. Понятия отходов, захоронения отходов и другие даны в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия их на

здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Отходы производства и потребления — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Захоронение отходов — это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

Вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с классификацией отходов.11

   Указанный Федеральный закон предусматривает основные принципы государственной политики в области обращения с отходами (ст. 3), право собственности на отходы (ст. 4),полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 5), полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6,8), специально уполномоченные

федеральные органы исполнительной власти в области обращения с  отходами (ст. 7).

   Обязанности лиц при захоронении отходов. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

допускать строительство, реконструкцию, консервацию и ликвидацию сооружений и иных объектов только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; предусматривать места (площадки) для сбора отходов соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями.12

   Особые требования предъявляет ст. 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к транспортированию опасных отходов. Его следует осуществлять: при наличии паспорта опасных отходов и специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдении требований безопасности к транспортированию опасных отходов па транспортных средствах; наличии документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

   В ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрены требования к эксплуатации сооружений и иных объектов. Это:

— соблюдение экологических, санитарных и иных требований, установленных  законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

— разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

— внедрение малоотходных технологий на основе новейших научно-технических  достижений; проведение инвентаризации отходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

— предоставление в установленном  порядке необходимой информации в области обращения с отходами; соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятие неотложных мер по их ликвидации;

— в случае возникновения  или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб среде, здоровью или имуществу граждан либо юридических лиц, немедленное информирование об этом специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.13

 

Задача 1

Глава Самарской областной  администрации Н. подписал распоряжение о выделении гражданину А. 5 га земли для ведения фермерского хозяйства на условиях аренды в зоне Жигулевского заповедника.

Законно ли распоряжение главы  администрации? Какие меры надлежит принять, если распоряжение незаконно, и в каком порядке?

Ответ:

   Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных.

   Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.14.

На государственные природные  заповедники возлагаются следующие  задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях  сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных  комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение  Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной  системы мониторинга окружающей среды;

г) экологическое просвещение;

д) участие в государственной  экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных  и иных объектов;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в  области охраны окружающей среды15.

   Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.16

Запрещается хозяйственная  и иная деятельность, оказывающая  негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.17

   Таким образом, можно сделать вывод, что глава Самарской областной администрации Н. незаконно подписал распоряжение о выделении гражданину А. земли для ведения фермерского хозяйства.

Так как подписанное распоряжение незаконно, то нужно принять следующие  меры:

1)подать заявление в  правоохранительные органы;

2) расторгнуть договор  аренды;

3) создать рабочую группу  для оценки нанесенного заповеднику  ущерба;

4)наказать главу Самарской  областной администрации штрафом  в размере от ста тысяч до  трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за  период от одного года до  двух лет, либо лишением свободы  на срок до семи лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового18;

5) наказать гражданина  А. штрафом в размере до двухсот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного  дохода осужденного за период  до восемнадцати месяцев, либо  лишением права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью на срок до трех  лет, либо обязательными работами  на срок от ста восьмидесяти  до двухсот сорока часов, либо  исправительными работами на  срок до двух лет;19

Информация о работе Правовая охрана недр