Понятие и типы социально-трудовых отношений в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание

Введение
Ситуация на российском рынке труда отлична не только от стран с рыночной экономикой, но и от постсоциалистических стран.
Переход нашей страны в условиях рыночной экономики обострил проблему занятости трудоспособного населения. Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. Длительное функционирование экономики в административно-государственном режиме, естественно, наложило отпечаток на все закономерности и основные характеристики рынка труда.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ПЕЧАТЬ.docx

— 52.86 Кб (Скачать документ)

      К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.

      Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

 

Глава 2. Основы социально – трудовых отношений в России.

2.1 Рынок труда.

    Рынок труда – это:

1) система общественных  отношений, связанных с куплей  и продажей рабочей силы,

2) экономическое и географическое  пространство – сфера трудоустройства,  в которой взаимодействуют покупатели  и продавцы рабочей силы.

3) механизм, обеспечивающий  согласование цены и условий  труда между работодателями и  наемными работниками. 

    В широком смысле принято говорить о совокупном рынке труда, который охватывает все совокупное предложение, все ЭАН и совокупный спрос (общую потребность экономики в рабочей силы).

    В узком смысле принято говорить о текущем рынке труда, основными характеристиками которого являются предложения рабочей силы, т.е. контингент населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности экономики в кадрах.

Текущий рынок труда состоит  из отдельных элементов:

― Открытый рынок труда  – это ЭАН, ищущее работу и нуждающееся  в подготовке и переподготовке, а  также все вакантный рабочие  места во всех секторах экономики.

― Скрытый рынок труда  – это лица, которые формально  заняты в экономике, но в то же время  в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры  могут быть высвобождены без ущерба для производства.

Оба рынка имеют официальную (зарегистрированную) и неофициальную  части.

Главными составляющими  частями совокупного рынка труда  являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и  совокупный спрос, как общая потребность  экономики в наемной рабочей  силе. Они составляют емкость совокупного  рынка труда.

К функциям рынка труда  относятся:

1. Организация встречи  продавцов и покупателей рабочей  силы;

2. Обеспечение конкурентной  среды внутри каждой из сторон  рыночного взаимодействия

3. Установление равновесных  ставок заработной платы.

4. Содействие решению  вопросов занятости населения

5. Осуществление социальной  поддержки безработных.

2.2. Стоимость рабочей  силы и факторы, влияющие на  ее формирование.

   Как и каждый товар, рабочая сила имеет потребительскую стоимость и стоимость. Одновременно рабочая сила является специфическим товаром (отличным от большинства других товаров). Его специфичность обуславливается уникальностью самого человека, его характерными чертами и особенностями. Это придает стоимостным качествам человеческой рабочей силы особенный характер и проявляется на каждой из сторон рабочей силы.

      С точки зрения потребительской стоимости специфика данного товара состоит в том, что в процессе ее потребления она не исчезает, а создает новую стоимость, большую, чем стоимость самого товара «рабочая сила». Именно потребительская стоимость этого специфического товара, как отмечает С.В. Мочерный, является источником так называемого синергического эффекта, новой продуктивной силы, возникающей в процессе ее взаимодействия со средствами производства.

     Поскольку рабочая сила является товаром, то как и любой другой товар, она требует общественно необходимых затрат на свое воспроизводство в определенных общественных условиях. Минимальная граница этих затрат определяется стоимостью жизненных благ, которые физически необходимы рабочему для поддержки жизни и восстановления трудоспособности. В то же время, воспроизводство рабочей силы требует больших затрат, нежели для создания физически необходимых рабочему жизненных средств по следующим причинам:

- во-первых, работник не  вечный и воспроизводство рабочей  силы должно включать затраты  на содержание членов его семьи;

- во-вторых, для выполнения  более сложной работы, работник  должен иметь необходимый уровень  образования и квалификации, что  требует дополнительных затрат  на рабочую силу;

- в-третьих, в отличие  от другого товара, рабочая сила  исторически развивается, потребности  работника возрастают вследствие  научно-технического прогресса.

      Таким образом, специфика стоимости товара «рабочая сила» состоит в том, что ее величина определяется не только общественно необходимыми затратами на ее воспроизводство (это общая черта товара «рабочая сила» с другими товарами), но и во-первых, необходимостью воспроизводства семьи работника. Во-вторых, эта специфичность состоит в том, что в стоимость рабочей силы входит моральный, исторический и социальный элементы.

      Моральный элемент определяется достоинством, самоуважением человека, влиянием морально-этичных факторов, усилением их роли в процессе эволюции капиталистического способа производства.

      Исторический элемент стоимости товара «рабочая сила» состоит в возрастании физических духовных и других потребностей человека, его способностей, для воспроизводства которых необходимо затрачивать все большую совокупность материальных и нематериальных благ и услуг.

     Социальный элемент стоимости данной категории определяется влиянием таких социальных факторов на стоимость рабочей силы, как классовая борьба людей наемного труда, деятельность профсоюзов, гражданских и политических движений.

        Купля-продажа рабочей силы выступает в форме купли-продажи труда, поэтому стоимость, а значит и цена рабочей силы преобразовывается в заработную плату. Поэтому стоимость рабочей силы, выраженная в денежной форме, приобретает форму цены рабочей силы.

     Таким образом, заработная плата - это денежное выражение стоимости и цены товара «рабочая сила». Ее вещественным, материальным содержанием является количество жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы наемного работника и членов его семьи.

     На формирование стоимости рабочей силы влияет, ряд факторов, которые могут способствовать как снижению стоимости товара « рабочая сила», так росту стоимости рабочей силы.

     В первую очередь, - это рыночные факторы - спрос и предложение на рынке труда. Величина вознаграждения может изменяться в соответствии с законом спроса и предложения. Так, под воздействием НТР спрос на высококвалифицированных работников полностью не удовлетворяется, а это ведет к повышению оплаты труда специалистов с высшим и средним специальным образованием. Спрос на неквалифицированную рабочую силу падает, что отрицательно сказывается на заработке людей, не обладающих средним специальным и высшим образованием. Так, например, в США люди интеллектуального труда с учеными степенями получают в 5 раз больше тех, кто не окончил среднюю школу .

      Вторым рыночным фактором, воздействующим на величину вознаграждения за труд, является конкуренция или монополия на рынке труда. Здесь соперничество ведет, естественно, к приближению уровня заработной платы к равновесной цене труда. Это означает, что конкуренция выступает уравнительницей заработков. В национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работникам определенной профессии с равным уровнем образования и квалификации. Иначе говоря, рынок труда утверждает принцип: равная оплата за равный труд.

      Правда, в современных условиях такая идеальная конкуренция явление редкое. До сих пор допускается дискриминация (ограничение или лишение права определенных групп граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т.д.).

    Свою силу на рынке труда проявляет и монополия. Прежде всего монополисты средств производства - работодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющую противоборствующую силу и дающей возможность снижать заработки. В свою очередь, организация работников в свободные, независимые профсоюзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями вести контрнаступление, отстаивать общие экономические интересы. Чтобы добиться повышения заработной платы, в западных странах профсоюзы применяют, в частности, такие меры:

- добиваются прямого повышения  ставок заработной платы при  заключении коллективных договоров  с бизнесменами;

- проявляют заботу об  обучении работников новым профессиям  и специальностям, которые пользуются  спросом на рынке труда;

- борются против попыток  работодателей использовать политику  монопсонии на рынке труда,  направленную на понижение уровня  оплаты рабочей силы.

        Столкновение между предпринимателями и профсоюзами иногда могут носить ожесточенный характер (забастовочный). Не случайно, поэтому во многих странах государство вмешивается в отношения между бизнесменами и трудящимися, их профсоюзами. Образуется своего рода «треугольник», в котором взаимодействуют союзы предпринимателей, профсоюзы и государство, который регулирует многие стороны трудовых отношений и оплату труда. Это регулирование влияет на амплитуду колебаний, которым подвержена величина заработной платы в зависимости от ряда обстоятельств. Максимальная граница вознаграждения за труд определяется верхним пределом стоимости рабочей силы, повышенным спросом на работников определенной профессии и определенной монополизацией рынка со стороны профессионального союза работников. Минимальная же граница образуется с учетом низшего предела стоимости рабочей силы, в результате возросшего предложения труда и образования монополий со стороны работодателей.

      В сторону возрастания стоимости рабочей силы действуют такие основные факторы:

- рост интенсивности труда  (физического и умственного);

- рост материальных, духовных  и социальных потребностей;

- возрастание сложности  рабочей силы (ее общеобразовательного  и квалификационного уровня, потребность  в овладении двумя и более  специальностей);

- ухудшение окружающей  среды, особенно загрязненность  больших городов, что требует  дополнительных затрат на воспроизводство  рабочей силы нормального качества;

- постепенное удорожание  услуг в сфере образования,  здоровья, коммунальных услуг и  др.;

- улучшением качества  труда.

        В сторону снижения стоимости товара «рабочая сила» способствуют такие факторы:

- возрастание общественной  продуктивности труда (прежде  всего, в отраслях, производящих  предметы личного потребления,  поскольку при этом снижается  стоимость жизненных средств,  необходимых для воспроизводства  жизненных средств, необходимых  для воспроизводства рабочей  силы наемного работника и  членов его семьи);

- снижение качества труда  (что показывает связь меновой  стоимости рабочей силы с ее  потребительской стоимостью);

- повышение налогов на  оплату труда;

- широкое использование  детского и женского труда,  труда мигрантов (более дешевого);

      Отклонение цены рабочей силы от ее стоимости вниз приводит к невозможности осуществления воспроизводства за счет реальной заработной платы рабочей силы. В этих условиях наблюдаются тенденции к увеличению социальных затрат государства. При этом, государство хотя и осуществляет социальную защиту населения, но при этом, как свидетельствует опыт, в полной мере оно не возмещает социальных затрат населения.

    Таким образом, категория рабочая сила является общеэкономической категорией. Рабочая сила является составной частью человеческой личности, поэтому является товаром специфическим и становится товаром только при условии юридической свободы человека, который может распоряжаться своей рабочей силой, продавать ее. Стоимость рабочей силы имеет, как и любой другой товар, потребительскую стоимость и стоимость. На формирование стоимости рабочей силы оказывают влияние моральный, исторический и социальные элементы, рыночные факторы спроса и предложения, конкуренция. Выделяют ряд факторов, которые при определенных условиях могут способствовать росту стоимости.

2.3. Государственные и  негосударственные формы социального  страхования.

      Принципиально важно видеть различия между социальной помощью и различными видами страхования. При этом социальное страхование (в отличие от просто страхования) страхует только от одного вида рисков - потери заработка и охватывает в первую очередь социально-трудовую сферу, где главное - взаимоотношения работодателя и застрахованного лица. Государство лишь определяет правила игры. В отношениях работодателя (страхователя) и застрахованного лица посредником является страховщик. У нас же сложилась ситуация, когда между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом есть некий посредник в лице налоговых органов. Иными словами, нарушается вся конструкция нормальных взаимоотношений застрахованного лица, страхователя и страховщика. Отсюда и все коллизии, связанные с определением тарифной политики. Ею никто всерьез не занимался и не занимается. Между тем в любой западной системе обязательно присутствуют правительственные или независимые актуарии, которые, прежде чем обсуждать и принимать бюджет того или иного фонда, докладывают свои соображения о тарифной политике. И у нас тарифную политику нужно обязательно восстанавливать.

Информация о работе Понятие и типы социально-трудовых отношений в России