Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 07:44, курсовая работа
При изучении темы данной курсовой работы, важное место в науке занимают, и наибольший интерес представляют работы Ивакина В.И. «К вопросу о понятии и видах экологических правонарушений», и «Понятие и состав экологического правонарушения», в которых автор подробно рассматривает понятие и виды названной правовой категории, приводит доводы других ученых-экологов по данному вопросу. Также, особый научный вклад в данную проблематику внес Журавский И.М. со своей работой «Составы экологических правонарушений и ответственность юридических лиц», где подробно описываются составы экологических правонарушений, и поднимается проблема ответственности юридических лиц за совершение экологических правонарушений.
3. Отсутствие
достаточной экономической
4. Недостатки
организационной и
5. Низкий уровень
общей экологической культуры
населения страны. Анализ практики
расследования различных
Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта. Это проявляется в ненадлежащем обеспечении проектируемого объекта средствами экологической защиты, в недостаточно глубоком и детальном анализе экологически вредных для природы последствий размещения объекта на данной территории (с учетом специфики производственной деятельности объекта-источника загрязнения для жилого массива, водоемов, лесных ресурсов, рельефа окружающей местности и сельскохозяйственных угодий), а также в допущении технических и технологических ошибок в проектировании.
К числу обстоятельств,
способствующих загрязнению окружающей
природной среды, относятся недостатки
строительно-монтажных работ, отсутствие
необходимой проектной
Недостатки, связанные с эксплуатацией объекта, также нередко выступают в качестве обстоятельств, повлекших за собой причинение вреда окружающей природной среде. Такого рода недостатки имеют место: при осуществлении производственного процесса на экологически вредном объекте с отключенным либо неисправным очистным сооружением; при эксплуатации объекта с неисправным оборудованием или с нарушением технологического процесса, вызывающими увеличение объемов или концентраций вредных выбросов и сбросов в окружающую среду; при нарушении правил хранения загрязняющих веществ, непринятии мер к их самопроизвольному распространению в окружающую среду (прорыв дамб и обвалка мест хранения отходов, смыв нефтепродуктов, химических удобрений в водоемы и т.п.); при неисправности и ненадежности канализационных устройств; при ненадлежащем режиме и порядке эксплуатации, ремонте очистных сооружений и устройств.
Нередко непосредственными (техническими) причинами загрязнения окружающей природной среды являются дефекты в технологии очистки производственных выбросов или промышленных стоков, эксплуатация неисправных природозащитных сооружений, несоблюдение требований и правил транспортировки вредных и ядовитых химических веществ, сброс или хранение загрязняющих веществ в неположенных местах (организация свалок отходов производства в водоохранных зонах, лесных массивах).
Обстоятельствами,
способствующими загрязнению
Несовершенство законодательного регулирования вопросов охраны и защиты природной среды проявляется в виде имеющегося пробела в законодательстве, несовершенстве принятой правовой нормы, а также в противоречивости действия и применения правовой нормы на практике. В настоящее время идет процесс становления экологического законодательства. С принятием Закона «Об охране окружающей среды» этот процесс значительно ускорился. Принят ряд новых важных для охраны природной среды нормативных актов, таких, как Лесной кодекс, законы «.Об экологической экспертизе», «О животном мире», «О недрах», «об особо охраняемых природных территориях)). Однако следует отметить, что и с принятием указанных выше и других законов, регулирующих общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, далеко не все проблемы решены. Нуждаются в более детальной проработке нормы, предусматривающие основания уголовной ответственности за отдельные виды экологических преступлений, связанных с комплексным воздействием на землю, атмосферную среду и иные объекты природы. Здесь следует руководствоваться стандартами, принятыми в международных нормах по охране природы. Необходимо предусмотреть в УК РФ ответственность за некоторые (умышленные и неосторожные) особо опасные посягательства на животный и растительный мир, жизнь и здоровье человека — за экологический терроризм, загрязнение территории при трансграничных перевозках особо опасных токсичных веществ, загрязнение сопредельных территорий радиоактивными веществами с тяжкими последствиями и некоторые другие виды. Целесообразно внести изменения в Ст. Ст. 250-252 УК (загрязнение вод, атмосферы, морской среды). Представляется важным расширить объект преступного посягательства, не ограничивать его сферой водного и воздушного пространства, а определить более точным понятием «окружающая среда» Этим самым в сферу уголовно-правовой защиты и ответственности будут включены все экологически ранимые объекты, требующие охраны, в том числе земельные ресурсы с наземными животными, лесным, охотничьим и рыбным хозяйством, атмосферный воздух.
Следует расширить сферу не только уголовно-правовой охраны объектов природной среды, но и административно-правовой и материальной (гражданско-правовой) ответственности за вред, причиненный природе. Важной задачей является также устранение противоречий, имеющих место в действующем федеральном экологическом законодательстве и нормативных актах субъектов Федерации, особенно в тех, которые принимаются по вопросам совместного ведения в области охраны окружающей среды. Четкое, системное, дифференцированное закрепление в действующем и принимаемом законодательстве указанных видов ответственности будет способствовать лучшему решению задач по предупреждению экологических правонарушений.
Отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований проявляется в ограниченности материально-технических средств, которые используются предприятиями-загрязнителями для охраны природной среды. Многие крупные предприятия, являющиеся серьезными загрязнителями природной среды, в условиях экономического кризиса оказались не в состоянии выделять достаточно ресурсов на выполнение нормативов по поддержанию качества природной среды, вследствие чего наметились тенденции хронического нарушения норм предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а штрафные санкции в этих условиях перестают выполнять свою превентивную роль
Практика показывает,
что предприятия-загрязнители очень
медленно внедряют энергосберегающие и экологически
чистые (безотходные) технологии. Причин
здесь много. Основными из них являются
отсутствие достаточных материально-технических
ресурсов для обновления производственно-
Широкий комплексный подход к внедрению в производственный процесс на каждом предприятии-загрязнителе новейших достижений науки и техники, обеспечивающих охрану и защиту окружающей природной среды и экологическую безопасность человека, является одной из приоритетных задач как экономической, так и социальной политики. Их решение требует значительно больших финансовых и материальных ресурсов, чем те, которые вкладываются в охрану природы. Вместе с тем деятельность предприятий-банкротов, нарушающих экологические требования, установленный режим природопользования, неспособных платить за причиненный природе вред, может быть приостановлена до устранения допущенных нарушений по инициативе государственных органов, осуществляющих охрану окружающей среды, местных органов власти (в случае нарушения экологических и санитарных норм на подведомственной им территории).
Серьезной экологической
проблемой в настоящее время
является защита окружающей природной
среды и населения от воздействия
диоксинов и диоксино - подобных
токсикантов. Диоксины образуются в
технологических процессах
Недостатки
организационной и
Указанные недостатки
выражаются в отсутствии должного реагирования
на факты экологических
Наиболее распространенным
недостатком в деятельности правоохранительных
органов и органов
Низкий уровень общей экологической культуры граждан также является одним из главных обстоятельств, способствующих экологическим правонарушениям. На современном этапе развития общества важнейшая задача в области природоохраны состоит в том, чтобы посредством настойчивой, планомерной и системной профилактической воспитательной работы обеспечить поворот сознания граждан от потребительской психологии к разумному, бережному, научно обоснованному природопользованию, гармоничному сочетанию потребностей общества, человека и объективно (субъективно) подверженных сокращению природных ресурсов в процессе полезной народнохозяйственной деятельности.
Закон «Об охране окружающей среды» и ряд других нормативных актов, регулирующих отношения природопользования, закрепили принципы непрерывности, всеобщности и комплексности экологического образования и воспитания граждан на всех уровнях. Последовательная воспитательная работа во всех сферах, особенно в учебных заведениях, на предприятиях и в организациях-загрязнителях природы, повышение общего экологического уровня образования специалистов и рядовых граждан позволят донести до их сознания непреложную истину: экологическая безопасность отдельного человека, чистота природной среды зависят от каждого члена общества, его бережного отношения к природе и соблюдения экологического законодательства. В повышении уровня экологического правосознания граждан важную роль играют, экологическая профессиональная подготовка граждан и специалистов в системе начального, среднего и высшего образования, выступления специалистов-экологов с лекциями и беседами по радио и телевидению, в печати, с разъяснениями и пропагандой экологического законодательства, его безусловное исполнение и соблюдение; распространение опыта по пресечению нарушений законодательства об охране окружающей природной среды, улучшению деятельности контролирующих природоохранных органов; показ конкретных достижений отдельных хозяйствующих субъектов в сокращении вредного воздействия на природную среду и т.д. Повышение общего уровня экологической культуры населения страны в определенной мере будет способствовать предупреждению экологических правонарушений. Положительное решение этой задачи, несомненно, будет способствовать совершенствованию деятельности названных и иных органов, что позитивно скажется на состоянии окружающей природной среды.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Информация о работе Понятие и особенности эколого-правовой ответственности