Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание

Целями охраны земель закон признает:

- предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

- обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению и т.д.

Содержание

Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве.

1.1 Понятие и основные направления охраны окружающей среды в сельском хозяйстве................................................................................................................ 4

1.2.Эксплуатация объектов сельскохозяйственного назначения......................6

1.3. Требования при мелиорации земель.............................................................9

1.4. Экологические требования в области химизации сельского хозяйства...14

1.5. Охрана окружающей среды при осуществлении генно - инженерной деятельности..........................................................................................................18

Заключение............................................................................................................22

Список используемых источников......................................................................

Работа состоит из  1 файл

Охрана среды..docx

— 47.09 Кб (Скачать документ)

Мелиоративные системы индивидуального пользования  находятся в собственности гражданина (физического лица) или юридического лица либо переданы в установленном порядке в пользование этим лицам.

Мелиоративные системы и отдельно расположенные  гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством РФ могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель состоят из специально уполномоченного федерального органа в области мелиорации земель и его территориальных органов, а также соответствующих органов субъектов РФ. Основными направлениями их деятельности закон признает:

- разработку и реализацию федеральных и региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель;

- организацию финансирования мелиорации земель;

- организацию эксплуатации государственных мелиоративных систем и отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

- распределение в установленном порядке водных ресурсов, забираемых из водных объектов;

- паспортизацию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

- организацию учета и проведения мониторинга мелиорированных земель;

- организацию разработки стандартов, норм и правил в области мелиорации земель;

- проведение государственной экспертизы проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, их утверждение;

- контроль за состоянием мелиорированных земель.

Учет мелиорированных  земель представляет собой сбор данных о гидрологических, технических и иных характеристиках мелиорированных земель, которые подлежат занесению в Государственный земельный кадастр.

При проведении паспортизации мелиорированных  земель составляется паспорт на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему. Он содержит сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения.

Мониторинг мелиоративных  земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематическое наблюдение за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.8

Государственная экспертиза предпроектной и проектной  документации на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на предмет соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Государственная экологическая экспертиза в области мелиорации земель проводится в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей среды и об экологической экспертизе.

Лицензирование  деятельности в области мелиорации земель предусмотрено для граждан физических лиц и юридических лиц.

Предоставление  гражданам (физическим лицам) в собственность земельных участков в границах мелиоративной системы общего пользования допускается при условии соблюдения технологической схемы эксплуатации сооружений и устройств этой системы, являющихся общими для нескольких граждан (физических лиц). Эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт мелиоративной системы на долевой основе пропорционально объему водоподачи или площади осушенных земель с заключением соответствующих договоров и привлечением (или созданием) специализированных организаций в области мелиорации земель. Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно стоящих расположенных гидротехнических сооружений, правила содержания защитных насаждений обязательны для всех граждан (физических лиц) и юридических лиц.

Строительство на мелиорируемых землях объектов и  проведение других работ, не предназначенных для мелиорации, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв либо препятствовать эксплуатации мелиорированных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

Строительство и эксплуатация линий связи, электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых землях должны осуществляться по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель.9

Перевод мелиорированных  земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством РФ.

. Мелиоративные  мероприятия не должны приводить  к ухудшению состояния окружающей среды и должны осуществляться с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства РФ, а также законодательства РФ об охране окружающей среды, о недрах, о растительном и животном мире. Граждане (физические лица) и юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства РФ в области мелиорации земель.

При проведении мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по обеспечению водохозяйственного баланса и экономному использованию вод, охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также по предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Экологические  требования в области химизации  сельского хозяйства.

На территории РФ распространено множество вредных  организмов, наносящих ущерб сельскохозяйственному  производству. В различных регионах сельскохозяйственным культурам причиняют вред около 50 видов многоядных, свыше 100 видов специализированных вредителей и более 70 видов болезней и 300 видов сорняков.

В связи с  этим, сбалансированная химизация сельского  хозяйства является важнейшим направлением повышения урожайности сельскохозяйственных культур и, одновременно, одной из самых острых проблем в процессе обеспечения качества земель сельскохозяйственного назначения. Цель химизации - повышение урожайности и увеличение продукции сельскохозяйственного производства.

Однако наряду с позитивным воздействием на урожайность использование пестицидов и иных химических препаратов имеет и отрицательный эффект - загрязнение продуктов питания. Отсюда вытекает проблема обеспечения производства экологически чистой продукции, под которой предлагается понимать «продукцию, обладающую повышенной питательной ценностью, укрепляющую здоровье, не содержащую токсичных веществ, не оказывающую канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного воздействия на организм человека в процессе ее потребления».11

Загрязнение окружающей среды химическими веществами происходит как в процессе их производства, хранения, транспортировки и применения, так и при нарушении правил утилизации и удаления химических отходов.

При рассмотрении вопросов химизации сельского хозяйства необходимо различать два понятия: пестициды и агрохимикаты.12

Пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев , подсушивания растений.

Агрохимикаты  — удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие в соответствии со ст. 1 Закона о пестицидах и агрохимикатах не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.

Разрешается использование  только тех пестицидов и агрохимикатов, которые прошли регистрационные  испытания, все необходимые экспертизы,( включая государственную экологическую, токсиколого - гигиеническую и экспертизу регламентов применения пестицидов и агрохимикатов), а также государственную  регистрацию.

Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов  проводятся для разработки и обоснования  регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, которые обеспечивают эффективность их применения, безопастность для здоровья человека и окружающей среды. Они, как указывается в ст. 9 Закона о пестицидах и агрохимикатах, включают в себя: определение эффективности применения пестицидов и агрохимикатов и разработку регламентов их применения; оценку опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и разработку гигиенических нормативов, санитарных норм и правил; экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов; экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов.13

Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов  осуществляют юридические лица, которые  имеют необходимые для этого  научное и материально - техническое  обеспечение, специалистов соответствующего профиля и квалификации и допущены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти к проведению данных испытаний.

Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов  проводится на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.

При производстве пестицидов и агрохимикатов изготовитель обязан обеспечивать их производство в соответствии с нормативной документацией; в расфасовке, удобной для потребителей, в том числе для розничной торговли; обеспечивать выпуск аналитических стандартов (тестов) в целях контроля микроколичеств пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственной продукции, лекарственном сырье и продуктах питания, окружающей природной среде; прекращать их реализацию и осуществлять утилизацию в случаях, если безопасное их применение становится невозможным при выполнении рекомендаций о применении, транспортировке и хранении или при соблюдении ограничений по применению пестицидов и агрохимикатов.14

Хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается  в специализированных хранилищах, а  бестарное хранение пестицидов запрещено. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде.

Транспортировка пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально оборудованных транспортных средствах. При их транспортировке необходимо соблюдать требования, которые установлены законодательством РФ и издаваемыми в соответствии с ним специально уполномоченными органами исполнительной власти РФ правилами, исключающими возможность негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую природную среду.

Порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных. Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.15 Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Порядок использования пестицидов и агрохимикатов определяется санитарными правилами.

Применение токсичных  химических препаратов, не подвергающихся распаду, запрещено. Для всех же разрешенных к применению в сельском хозяйстве химических веществ установлены ПДК в объектах окружающей среды, порядок учета и хранения ядохимикатов, а также правила, согласно которым химические обработки посевов, насаждений и других угодий проводятся только после их предварительного обследования, определения степени поражения вредителями и заселения полезными видами насекомых. 

1.5. Охрана окружающей  среды при осуществлении генно  - инженерной деятельности.

В настоящее  время в мире организовано широкомасштабное производство пищевой продукции, полученной из ГМО. С 1996 по 2005 гг. общая площадь, засеянная в мире трансгенными культурами, возросла более чем в 50 раз и составила в 2005 г. 90 млн га. Доминирующими трансгенными культурами, используемыми в качестве продовольственного сырья, являются соя, рапс и кукуруза. Наибольшее количество посевных площадей засеяно трансгенными культурами в США, Аргентине, Бразилии, Китае. В мире допущено к промышленному производству более 100 линий генетически модифицированных растений.16

Информация о работе Охрана окружающей природной среды в сельском хозяйстве