Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 22:01, контрольная работа

Описание

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Содержание

Оглавление 1
1. Правовые основы экологического управления в РФ. 2
2. Экологические преступления: понятие, классификация, характеристика основных составов. 6
3. Практическое задание. 16
Библиографический список 18

Работа состоит из  1 файл

КР.docx

— 46.05 Кб (Скачать документ)

      Оглавление

Оглавление 1

1. Правовые основы экологического управления в РФ. 2

2. Экологические преступления: понятие, классификация, характеристика основных составов. 6

3.    Практическое задание. 16

Библиографический список 18

 

    

    1. Правовые  основы экологического управления в РФ.

       Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного управления и правовой институт права  окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме  охраны окружающей среды, его можно  оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов  права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической  ответственности за экологические  правонарушения применяются либо в  процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных  органов.

       В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

    Экологическое право в Российской Федерации  как самостоятельная отрасль  права на сегодняшний день находится  в стадии формирования. Общий объем  экологических нормативно-правовых актов в российском законодательстве превышает две с половиной  тысячи.

    Основными экологическими нормативно-правовыми  актами являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Кодексы Российской Федерации;
  • Законы Российской Федерации;
  • Указы Президента Российской Федерации;
  • Постановления Правительства Российской Федерации;
  • Постановления Государственной Думы Российской Федерации;
  • Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
  • Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
  • Акты Минприроды Российской Федерации и Госкомэкологии России;
  • Акты Госкомсанэпиднадзора России;
  • Акты Минздрава России;
  • Акты Минсельхозпрода России;
  • Акты Государственного таможенного комитета России;
  • Акты Роскомзема России;
  • Акты Рослесхоза России;
  • местные и региональные акты. Существует также система отраслевых нормативов и ГОСТов.

    В российском экологическом законодательстве существует значительное количество недоработок. В частности, известны случаи, когда  нормативно-правовые акты разного уровня противоречат друг другу или не соответствуют  особенностям конкретных регионов. Так, на сточные воды предприятий повсеместно  действуют рыбохозяйственные нормативы, тогда как в ряде регионов вода, забираемая предприятиями для технических  нужд, уже не соответствует этим требованиям.

    Уголовный кодекс российской федерации (Раздел IX. Преступления против общественной безопасности общественного порядка. Глава 26. Экологические преступления) предусматривает ряд серьезных санкций за нарушение экологического законодательства. Разработаны системы экологических штрафов и платежей. Вместе с тем, мы постоянно сталкиваемся с разномасштабным несоблюдением экологических норм, что вызвано целым рядом причин, в частности:

    - противоречия различных стандартов, нормативов и законодательных  актов и их неопределенность  по отдельным экологическим показателям;

    - неудовлетворительная работа механизма  государственного контроля и  взыскания штрафов и платежей;

    - недостаточная информированность  предпринимателей о действующих  нормативах, законах и ответственности  за их нарушение и т.д.1

       Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию  природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями  и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

       Существенной  особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется  от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции  государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный  экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс  исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления  экологической функции государства  может использовать не только собственные  полномочия государственно-властного  характера, но и прибегать к поддержке  правоохранительных органов - прокуратуры  и суда. Основными мерами административного  принуждения при этом являются меры административного пресечения (приостановление  или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).

       Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и  текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу.

       Государственный экологический контроль проводится на определенных принципах. Основные из них - законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных  функций.

       Правовые  основы организации и осуществления  государственного экологического контроля установлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов. Законом «Об  охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) определены задачи, органы государственного экологического контроля, а также  полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охраной  природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами.

       2 

 

    1. Экологические преступления: понятие, классификация, характеристика основных составов.

       Экологическое преступление - это предусмотренное  уголовным законом и запрещенное  им под угрозой наказания виновное общественно-опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на них) как социальной ценности, приводящее к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.3

       Идентифицирующими признаками экологического преступления являются: освоение объектов окружающей среды (ее компонентов, элементов, природных  ресурсов) как операционного базиса деятельности, необходимого для поддержания  жизни, или иной (например, культурной, духовной) социальной ценности, направленность на такое использование окружающей среды или воздействие на нее, которое прямо запрещено уголовным  законом; непосредственное социально  осуждаемое изменение состояния, качества или отдельных параметров окружающей среды; нарушение конституционных  прав человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии.

       Классификация экологических преступлений не является единственной. Например, предлагаемая в Курсе российского уголовного права под авторством А. Игнатова и Ю. Красикова.4

  • Экологические преступления подразделяются ими на две группы:

       1) посягательства на общественные  отношения по реализации и  охране права каждого на благоприятную  окружающую среду (ст. 246-248 УК);

       2) посягательства на общественные  отношения по охране стабильности  окружающей среды и ее природно-ресурсного  потенциала (ст. 249-262 УК).

       Последняя группа экологических преступлений в зависимости от вида их предмета - охраняемого природно-ресурсного потенциала - делится на:

       а) посягательства на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст. 256-258 УК);

       б) посягательства на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст. 260, 261 УК);

       в) посягательства на воды (ст. 250, 252 УК);

       г) посягательства на атмосферу (ст. 251 УК);

       д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные  объекты (ст. 253, 259, 262 УК);

       е) посягательства на землю (ст. 254 УК);

       ж) посягательства на недра (ст. 255 УК);

         з) преступления в отношении рыбных запасов, растительного и иного органического мира (ст. 249, 257, 259-262 УК).

       В праве имеются и другие классификации.

  • В. Сверчков подразделяет все экологические преступления на:

       а) преступления, выражающиеся в нарушении правил общей экологической безопасности (ст. 246-248 УК);

       б) преступления в отношении базовых объектов природной среды - вод, атмосферы, почвы, недр, континентального шельфа (ст. 250-255 УК).5

  • Отечественный правовед О. Дубовик предлагает разделить экологические преступления на группы по нескольким критериям.6 Во-первых, по месту, занимаемому в Уголовном кодексе РФ. Здесь автор подразделяет экологические преступления на две группы:

       а) преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 26 Кодекса (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращении экологически опасных веществ и отходов, безопасности при обращении микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами; установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил; правил охраны и использования недр, охраны рыбных запасов; загрязнение вод, атмосферы, морской среды; порча земли; незаконная охота, добыча водных животных и растений и порубка деревьев и кустарников; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов; нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ);

       б) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы УК РФ. К ним, в частности, относятся преступления, связанные с нарушениями правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и т.п. веществ (ст. 215 главы 24 «Преступления против общественной безопасности»); нарушение санитарно-эпидемиологических правил, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей; уничтожение или повреждение памятников истории или культуры; жестокое обращение с животными (глава 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности»). Примечательно, что в ст. 237 прямо говорится о создании опасности для окружающей среды, в ст. 243 среди объектов указываются природные комплексы, а в главе 34 «Преступления против мира безопасности человечества» - экоцид.

       Окружающая  среда может быть объектом терроризма, а ее уничтожение, существенное изменение  как условия жизнедеятельности  населения региона, экологическая  катастрофа - целью террористического  акта. Вред окружающей среде может  быть причинен и в результате совершения ряда транспортных преступлений (глава 27 УК РФ), например, при нарушении  правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных  трубопроводов и др.

       Второй  критерий разделения экологических  преступлений на группы -- это объект уголовно-правовой защиты, его предметная экологическая выраженность. По этому  критерию классифицируются только преступления, предусмотренные главой 26 УК РФ.

       Здесь выделяются три группы экологических  преступлений:

       а) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которых является порядок деятельности;

       б) преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почвы, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);

       в) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.

  • Классификации другого автора, профессора А. Рароги, выступает выявление непосредственного объекта посягательства, который, по мнению А. Рароги,7 предпочтительно рассматривать в связи с предметом преступления.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"