Контрольная работа по "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:41, контрольная работа

Описание

Юридическое экологическое образование - самостоятельное направление деятельности государства в области правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, одна из функций государственного управления в данной сфере. В рамках этого направления решается задача не только подготовки юристов-экологов, но и более общая и существенная - экологического воспитания и формирования экологической культуры, воспитания и формирования гражданских качеств будущих юристов.

Работа состоит из  1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 35.28 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Юридическое экологическое  образование - самостоятельное направление  деятельности государства в области  правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды, одна из функций государственного управления в данной сфере. В рамках этого  направления решается задача не только подготовки юристов-экологов, но и более  общая и существенная - экологического воспитания и формирования экологической  культуры, воспитания и формирования гражданских качеств будущих  юристов.

Охрана природы - дело каждого.

Естественно, что далеко не все студенты, которые будут  пользоваться этим учебником, станут юристами-экологами. Однако, работая по юридическим специальностям в любой сфере - законодательной, исполнительной, судебной, в предпринимательских  структурах или общественных формированиях, - они будут сталкиваться с необходимостью решать экологические проблемы. Хотя юристы не дают особой клятвы типа клятвы Гиппократа, они не могут не нести  моральной ответственности перед  обществом, в том числе перед  своими родными и близкими за высоконравственное исполнение своего долга в отношении  нашей общей прародительницы - природы  как основы жизни и деятельности. Поэтому экологическое право, как  никакая другая отрасль в системе  российского права, затрагивает  коренные повседневные потребности  и интересы каждого человека. Данное обстоятельство налагает на каждого  человека, изучающего экологическое  право и связанного с его реализацией, особые обязанности. Любой юрист, не будучи экологом, должен внести свой вклад  в решение острейших экологических  проблем.

Охрана природы с давних пор рассматривается теоретиками  права в качестве одной из основных и постоянных функций государства. Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством особой важности экологического права как учебной дисциплины в учебных заведениях. С учетом этого автор подходил к подготовке учебника.

Учебник написан, исходя из мировых тенденций развития экологического права. Он основан также на анализе  действующего российского законодательства в сфере взаимодействия общества и природы. В учебнике отражены новейшие прогрессивные тенденции развития экологического права. Они касаются расширения сферы правового регулирования  экологических отношений, определения  эколого-правового статуса человека и гражданина и демократизации российского  экологического права, в частности  вовлечения граждан в механизм подготовки и принятия экологически значимых решений. Важнейшее место в учебнике уделено  освещению правовых идей и решений, касающихся предупреждения экологического вреда посредством экологического нормирования, оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологической экспертизы, использования лицензионно-договорного механизма и др.; наконец, создания экономико-правового механизма, направленного на обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, изучения законодательства о юридической ответственности за экологические правонарушения, регулирования режима особо охраняемых природных территорий.

Автор выражает сердечную  признательность доктору юридических  наук, профессору О.И. Крассову и доктору  юридических наук, профессору А.С. Шестерюку  за полезные замечания и предложения  по рукописи.

Нормативные правовые акты и названия государственных органов  приводятся в учебнике по состоянию  на 1 декабря 2008 г. 

 

1. Предмет  экологического права

 

Своеобразие любой отрасли  права характеризуется особым предметом  и методом правового регулирования. Именно эти два компонента позволяют  говорить о существовании отрасли  права как таковой.

Предметом правового регулирования  являются определенные общественные отношения. Так, предметом экологического права  выступают общественные отношения  в области охраны окружающей среды  и природопользования.

Указанные общественные отношения  можно объединить в три блока:

- Общественные отношения,  урегулированные нормами природоохранного  права. Так, в основу природоохранного  права ложится законодательство  об охране окружающей среды  (природоохранное законодательство). Основополагающим нормативным правовым  актом здесь выступает ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

По своей структуре  ФЗ "Об охране окружающей среды" состоит  из преамбулы и 16 глав:

- глава 1 - Общие положения  (ст.ст. 1 - 4);

- глава 2 - Основы управления  в области охраны окружающей  среды (ст.ст. 5 - 10);

- глава 3 - Права и обязанности  граждан, общественных и иных  некоммерческих объединений в  области охраны окружающей среды  (ст.ст. 11 - 13);

- глава 4 - Экономическое  регулирование в области охраны  окружающей среды (ст.ст. 14 - 18);

- глава 5 - Нормирование  в области охраны окружающей  среды (ст.ст. 19 - 31);

- глава 6 - Оценка воздействия  на окружающую среду и экологическая  экспертиза (ст.ст. 32 - 33);

- глава 7- Требования в  области охраны окружающей среды  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности (ст.ст. 34 - 56);

- глава 8 - Зоны экологического  бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (ст. 57);

- глава 9 - Природные объекты,  находящиеся под особой охраной  (ст.ст. 58 - 62);

- глава 10 - Государственный  мониторинг окружающей среды  (государственный экологический  мониторинг) (ст. 63);

- глава 11 - Контроль в  области охраны окружающей среды  (экологический контроль) (ст.ст. 64 - 69);

- глава 12 - Научные исследования  в области охраны окружающей  среды (ст. 70);

- глава 13 - Основы формирования  экологической культуры (ст.ст. 71 - 74);

- глава 14 - Ответственность  за нарушение законодательства  в области охраны окружающей  среды и разрешение споров  в области охраны окружающей  среды (ст.ст. 75 - 80);

- глава 15 - Международное  сотрудничество в области охраны  окружающей среды (ст.ст. 81 - 82);

- глава 16 - Заключительные  положения (ст.ст. 83 - 84).

ФЗ "Об охране окружающей среды" впервые закрепил основной понятийный аппарат (более 30-ти понятий), что имеет немаловажное значение в правоприменительной практике. В законе значительно увеличился перечень основных принципов охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Несколько иначе закон подошел к вопросам нормирования, администрирования в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы.

Следует отметить, что Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - это третий по счету закон, принятый и действующий в России. Для того, чтобы понять его особенности и преимущества, необходимо обратиться к раннее действовавшим законам.

Первый в стране закон  об охране природы был принят в 1960 году - Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР"*(4), включающий всего 22 статьи. Вместе с тем, как отмечает О.Л. Дубовик, в нем были сформулированы важные положения о подлежащих охране объектах, о планировании, учете количества и качества природных ресурсов, ответственности руководителей ведомств и предприятий в указанной сфере*(5). По истечении времени стало ясно, что положения этого закона во многом имели декларативный характер, поэтому практическая их реализация была затруднена.

Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" не стал отправным пунктом для  реализации провозглашенных в нем  положений в области охраны окружающей среды. Во-первых, потому, что в большей  части он содержал в себе природоресурсные нормы. Во-вторых, отсутствовал механизм реализации этого закона. Отдельные  природоохранные нормы оставались нереализованными. Так, определяя в  преамбуле, что охрана природы является важнейшей государственной задачей  и делом всего народа, закон  в тоже время отмечал, что природа  и ее ресурсы в Советском государстве  составляют естественную основу развития народного хозяйства, служат источником непрерывного роста материальных и  культурных ценностей, обеспечивают наилучшие условия труда и отдыха народа. Природные ресурсы, таким образом, составляли не первооснову развития жизни и деятельности народов, а рассматривались в качестве материального источника, составляющего основу развития народного хозяйства. Тем самым была предопределена государственная политика, направленная на потребительское отношение к природным ресурсам. К тому же следует отметить, что Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" не был официально опубликован.

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" включил практически все положения, однако не стал единым кодифицированным актом в области охраны окружающей среды. В целом он сыграл прогрессивную роль в развитии российского законодательства об охране окружающей среды. Вместе с тем его критика началась едва ли не сразу после принятия*(6).

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" по объему и кругу урегулированных вопросов значительно превосходил Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР"*(7). В нем было выделено 15 разделов, включающих 94 статьи. Законом устанавливались задачи и принципы охраны окружающей среды, экологические права граждан и их гарантии, дан перечень объектов охраны, определялась компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и т.д.*(8) Огромное влияние на Закон РСФСР 1991 г. оказало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране"*(9). В свою очередь, принятие Закона РСФСР от 19.12.1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" способствовало разработке и принятию ряда специальных законов, раннее не существовавших в России: Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"*(10), Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*(11), Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(12).

Таким образом, природоохранное  право регулирует общественные отношения  в области охраны окружающей среды  в целом, устанавливая определенные требования, запреты и ограничения  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, требования в  области обращения с отходами производства и потребления и  т.д.

- Общественные отношения,  урегулированные нормами природоресурсного  права, в основу которого ложится  природоресурсное законодательство. Указанные нормы регулируют общественные отношения по охране и рациональному использованию конкретных компонентов природной среды (земель, вод, лесов, недр, животного мира и т.д.) В систему природоресурсного права входят следующие нормативные правовые акты: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. N 74-ФЗ, Закон РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", ФЗ от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

- Общественные отношения,  урегулированные нормами других  самостоятельных отраслей российского  права. Так, указанные нормы  содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ, устанавливающем уголовную ответственность за экологические преступления, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающем административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и т.д.

 

 

2. Методы  экологического права

 

Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических  норм на общественные отношения. Соответственно, методы экологического права - это определенные приемы, способы и средства воздействия  на общественные отношения в области  охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в  нормативных правовых актах и  подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений.

В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат  в основе деления права на частное  и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву  характерен диспозитивный метод - это  способ регулирования отношений  между участниками, являющимися  равноправными сторонами. Диспозитивный  метод предоставляет им самим  решать вопрос о формировании своих  взаимоотношений, урегулированных  нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования  общественных отношений:

- дозволение совершить  определенные действия, имеющие  правовой характер;

- предоставление участникам  общественных отношений, урегулированных  нормами права, определенных прав;

- предоставление лицам,  участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта  своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного  воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами  права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает  государственный орган или его  должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

На наш взгляд, особенность  экологического права заключается  в том, что оно стоит на стыке  частного и публичного права. Следует  отметить, что по этому поводу ученые-правоведы  ведут дискуссии. Одни относят экологическое  право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового  регулирования в экологических  правоотношениях используется при  применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим  правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию  и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных  действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение". Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическое право"