Концепции взаимодействия природы и общества,экологический кризис,предмет экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:51, реферат

Описание

Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.

Работа состоит из  1 файл

семинар экологическое право.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

 
Окружающая среда (окружающая природная  среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие - дифференцированными объектами.

Основными свойствами компонентов окружающей среды как  объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Окружающая  среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Иначе можно сказать, что окружающая среда – совокупность природной среды и антропогенных объектов (определения даны в ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный  объект — как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, в состав окружающей среды в отличие  от природы включены антропогенные  объекты. Однако в соответствии со ст. 4 Закона об охране окружающей средыобъектами охраны являются:

  • земля, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

 
Т.е антропогенные объекты в список объектов охраны не включены (Прим.: ФЗ следовало бы назвать Закон об охране природной среды).

Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные объекты, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Определения ряда компонентов природной среды установлены отдельными федеральными законами.

Объектом  правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект осуществляет загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов, то на него налагается ответственность в соответствии с действующим законодательством, а также может быть подан в суд иск о прекращении его деятельности. В данном случае объектом правоотношений будет поведение субъекта.

Часто экологические  правоотношения включают совокупность приведенных объектов. Так, например, при привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту данного правоотношения относятся действия ответственного субъекта и состояние компонентов окружающей среды.

Экологические правоотношения классифицируются по тем  же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли  права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы  правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).

  • общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);
  • конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).
  • абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст. 6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд…. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);
  • относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).
  • материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);
  • процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).
  • регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);
  • охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).

 

 

 

 

 

 

 

Методы  экологического права

Экологическое право , как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.

Метод правового регулирования общественных отношений  — это особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права (в данном случае — нормами экологического права).

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный  и диспозитивный . Способами воздействия на общественные отношения являются:

  • для императивного метода — запрет и предписание;
  • для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций

Иногда в учебниках  по экологическому праву вместо императивного  и диспозитивного методов правового регулирования упоминают такие два метода, как административно-правовой метод и метод дозволения. Для административно-правового метода  регулирования природоохранных отношений характерно проявление «власти и подчинения» (например, этим методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, прокладки коммуникаций, нарушений экологического законодательства и т.д. — в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес).Метод дозволения  используется в экологическом праве, к примеру, при установлении правомочий пользователя природных ресурсов свободно действовать в процессе внутрихозяйственного использования.

.

Эти методы имеют  значение для регулирования экологических  отношений. Например, для периода  господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.

Широкое применение получает экономический механизм — в виде платы за использование природных ресурсов, экономического стимулирования рационального использования и охраны окружающей природной среды и др.

Но все же до сих пор преимущественное значение имеет императивный метод в силу социальной значимости, необходимости строгого соблюдения порядка использования и охраны окружающей природной среды.

5  Соотношение экологического права с другими отраслями права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

Формирование  экологического права как комплексной  отрасли наложило отпечаток и  на механизм действия его норм. Одним  из его элементов является применение мерюридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Часть экологического права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии, объединены задачей защиты окружающей среды.

Различные авторы рассматривают регулирование экологических  правоотношений нормами иных отраслей права либо в контексте системы  самой отрасли экологического права, либо в контексте соотношения  экологического права с иными отраслями.

Основу развития экологического права как отрасли  права составляет Конституция.

Экологическое право тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Так, например, заключение государственной экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны и использования окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления.Экологическое право в отличие от административного определяет содержаниедеятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза, мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена  ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Составы же экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право имеет также некоторые  смежные с гражданским правомпредметы регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст. 3 ЗК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах. Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному законодательству. 
В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2 «Общие положения о договорах» разд. III части первой ГК. Также, например, в соответствии со ст. 751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований. При причинении в результатеэкологического правонарушения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда.

Требования в  области охраны окружающей среды содержат также законодательные акты, регулирующие различные сферы хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, Федеральные законы от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». 
Статьей 57 Закона об охране окружающей среды правовой режим чрезвычайных экологических ситуаций приравнен к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Правовое регулирование отношений в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»,Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Соприкосновение экологического права с гражданс¬ким правом выражается в том, что в  структуре экологи¬ческих отношений  выделяют имущественные отношения, в частности, по поводу собственности  на природные ресурсы, договорные отношения  в сфере природопользования. 
Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, в определенных случаях тесно связаны с экологическими отношениями(по  использованию земельного участка для выращивания сельскохозяйственных культур, регулируемые экологическим законодатель¬ством, непосредственно связаны с отношениями соб-ственности на посевы сельскохозяйственных культур, которые регулиру¬ются гражданским правом). 
Экологическое право связано с административным правом. Административно-правовыми нормами определя¬ется правовой режим использования и охраны природных объектов, устанавливаются обязательные требования по обеспечению экологической безопасности в процессе природополъзования, меры административной ответственности за нарушение экологического законодательства.Институт дисциплинарной и материальной ответственности за совер¬шение экологических правонарушений опирается на нормы трудового права. 
Уголовное право содержит нормы, обеспечивающие со¬блюдение норм экологического права мерами уголовно-пра¬вового воздействия. 
Экологическое право тесно связано с земельным пра¬вом.Выделение земельного права в самостоятельную от¬расль права обусловлено свойством земель выступать в качестве основного средства материального производ¬ства. Поэтому в сферу правового регулирования включа¬ются не только отношения ло поводу использования зе¬мель, но и отношения по поводу организации и осуще¬ствления хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земель. 
Вопросы международно-правового сотрудничества РФ с дру¬гими государствами по актуальным экологическим проблемам относятся к ведению такой отрасли, как международное публичное право, но рассматри¬ваются они и в специальной части экологического права.

Информация о работе Концепции взаимодействия природы и общества,экологический кризис,предмет экологического права