Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:06, курс лекций

Описание

Экономика – это общественная наука, оптимальным образом распределяющая ресурсы, в условиях их ограниченности.
Природопользование - это удовлетворение человеческих потребностей за счет использования отдельных компонентов природы.

Работа состоит из  1 файл

экономика природопольз.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

1.       стоимость использования

2.       стоимость неиспользования – базируется на стоимости существования, которая является попыткой экономически оценить эстетические процессы (ценность природы самой по себе, долг по сохранению природы перед будущими поколениями и др.). Это выгода индивидуума или общества, получаемая от знания того, что эти товары и услуги существуют.

3.       возможная стоимость – консервация ресурсов для возможного использования в будущем.

4.       стоимость существования – является объективной причиной для сохранения природы в первозданном виде, реализуется по упрощенной схеме и связаны с концепцией «желания платить».

Концепция альтернативной стоимости (упущенной выгоды).

В экономике природопользования альтернативная стоимость позволяет оценить природный объект или ресурс, имеющий заниженную цену или вообще не имеющий рыночной цены, через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного ресурса в других целях.

Эта концепция в определенной степени связана с затратной концепцией, поскольку, чем меньше альтернативная стоимость природного блага, тем меньше нужно затрат для компенсации экономических потерь для сохранения блага.

Рыночная оценка. Традиционный рынок позволяет более или менее удовлетворительно оценить только одну функцию ОС – обеспечение природными ресурсами, а две другие важнейшие функции жизнеобеспечения (ассимиляция отходов и загрязнений, обеспечение людей природными услугами) не находят своего адекватного отражения в рыночной системе. Важно, что цены, складывающиеся на рынке природных ресурсов, часто дают искаженную картину их истинной ценности, поскольку не отражают реальных общественных издержек и выгоды их использования. 

Важным качеством этой оценки является возможность обеспечения наилучшего использования различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности.

Метод экспертной оценки.

Используется в условиях дефицита данных и времени на исследования. При этом, мнения специалистов широкого профиля или различных профессий выступает в качестве источника информации. Оценка получается как средняя величина оценок группы экспертов, каждый из которых применяет свой метод оценки.

Показатели стоимостной оценки различных видов природных ресурсов имеют огромное значение для экономики любой страны. Базовая цена на природные ресурсы устанавливается на основе данных государственного учета, экономической и бальной оценки, а также с учетом социально-экономической  конъектуры мирового рынка. Цена ПР может быть проведена на основе проведения аукционов торгов и т.п. В базовую цену природного ресурса должны быть также включены затраты, связанные с компенсацией негативных социально-экономических и экологических последствий.

На цену ресурса помимо экономической и социальной конъектуры оказывают влияние идеологические и психологические факторы.

Экономическая оценка природных ресурсов в отечественной науке.

Начала развиваться как наука во второй половине 20века.

С.Г.Струмилин – затратная концепция. Его заслугой является то, что в экономической теории было покончено с взглядом на природные ресурсы как даровые. Концепция альтернативная затратной была сформулировано академиком Н.П.Федоренко. По его концепции проблемы экономической оценки природных ресурсов решались с позиции теории оптимального функционирования. При этом сопоставление дополнительных затрат и дополнительного эффекта приводят в случае с ограниченными ресурсам к категории дифференциальной ренты, дисконтирование которой дает суммарный эффект, составляющий экономическую оценку природного эффекта.

Т.С.Хачатуров в основу горной ренты положил различие в чистом доходе на данном и худшем по качеству и расположению месторождениях при прочих равных условиях. Для получения оценки месторождения рента суммируется с учетом коэффициента отдаления, приводит к среднегодовой величине и капитализируется.

В условиях социально-экономический отношений ЭОПР (экономическую оценку природных ресурсов) подразделяют на 2 вида:

1) коммерческую

2) народно-хозяйственную

1) Коммерческая оценка – определение максимальной величины чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от использования природных ресурсов, остающегося в распоряжении предприятия за расчетный период времени. Такая оценка производится для выбора оптимальных решений с точки зрения отдельного предприятия и базируется на разности между притоком П и оттоком О денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.

Ф = (Пи – Ои) + (По – Оо) + (Пф-Оф).

2) Народно-хозяйственная оценка производится с позиции интересов всего общества, учитывает затраты и результаты, выходящее за рамки финансового потока предприятия и допускает изменение их величин.

R = ∑ (Zt – Зt – Зo – Kt +- Dt – Pt +_ Yt + Lt) \ (1+E)^t

T – Период оценки в годах

Zt – стоимость годового выпуска всех видов продукции и прочие доходы предприятия в t году оценки, руб.

Зt   - годовые текущие затраты на производство товарной продукции в t году (без амортизационных отчислений на реновацию, налогов и платежей, включаемых в себестоимость продукции в t году), руб.

Зo – затраты на охрану и воспроизводство природных ресурсов

Kt – капитальные затраты (с учетом прироста оборотных средств)

Dt – доходы (+) или убытки (-) от содержания социальной инфраструктуры, создаваемой в связи с использованием природного ресурса.

Rt – учет негативных рисков

Yt - неучтенный в результатах или предотвращенный ущерб от окружающей среды

Lt – ликвидационные затраты

E – Коэффициент дисконтирования

На практике используют упрощенные методы ЭОПР.

По первому методу:  На основе ВВП или дифференциальной ренты

R = ∑ (Нф + Нр +Нм + Зt + Аt + Пt \ (1+Е)^t

Н – налоги, акцизы, сборы и платежи, поступающие в соответствующие бюджеты.

Пt – прибыль (убытки), остающиеся в распоряжении предприятия.

З – зарплата

А – амортизация ОС

Данный подход к ЭОПР интересен с точки зрения анализа движения финансового подхода и позволяет определить отдельные суммы денежных средств, в частности:

А) остающуюся у предприятия R = ∑ (П+З+А) \ (1+Е)^t

Б) направляемую в федеральный бюджет Rф = Нa \ (1+Е)^t

В) региональный

Г) местный

На основании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, можно определить рыночную стоимость природного ресурса. 

R = ∑ П \ (1+Е)^t

По второму методу. Основной показатель ЭОПР определяется на основе дифференциальной ренты.

Rt = ∑ (Zt – Зt – Pt – Yt +- Lt) \ (1+Е)^t

Зt – годовые затраты на производство первичного природного товарного сырья с учетом затрат на погашение, инвестиционного кредита с процентами без платежей, налогов и взносов, включаемых в себестоимость.

Международная практика оценки природных ресурсов.

Ее основой является следующая классификация видов стоимости и методов оценки природных ресурсов:

       использование с изъятием – определяется ценность, извлекаемая при изъятии ПР из ОС (стоимость изъятия)

       использование без изъятия

Стоимость изъятия в свою очередь определяется 2 методами: рыночной и нерыночной оценки. 

Стоимость без изъятия подразделяется на 3 основные части:

- оценка выбора - это оценка ресурса с точки зрения возможности использования его в будущем

- оценка отложенного использования – это те затраты, которые нынешнее поколение оценивает для возможности использования будущими поколениями

- оценка существования – это оценка с точки зрения его существования безотносительно к возможности использования его в настоящее время или в будущем.

Экономический механизм управления природопользованием

1.       Экономический механизм землепользования

Первоначально в нашей стране было предложено оценивать земельные участки в соответствии с затратами на освоение и поддержание объектом состояния пригодного к эксплуатации (затратная концепция). В результате бедные малопригодные для земледелия территории, которые потребовали много затрат для внесения удобрения, орошения и другого оказывались более ценными чем знаменитые черноземы.

Для устранения этого несоответствия была выдвинута результативная концепция, по которой цена участка земли рассматривалась как денежное выражение продукции.

На 3 этапе делались попытки обобщения и соединения затратной и результативной концепции.

Наиболее правильным признан подход, основанный на рентной оценки природных ресурсов.

На основании земельной ренты и цены земли устанавливается и земельный налог и нормативная цена земли. Нормативная цена земли используется при передачи земли в собственность, передачи по наследству, дарении, получение банковского кредита под залог земельного участка и др. Земельный налог взимается в соответствие с НК РФ. При установлении порядка определения нормативной цены земли процентная ставка принята на уровне 2%. В связи с этим нормативная цена земли определяется в размере 50кратной ставки земельного налога, а размер земельного налога – преимуществами местоположения, качество земель, инженерно-транспортной инфраструктуры и другими определяющими конъектуру рынка земли. Никакие льготы при расчете нормативной цены не учитываются.

Взимание определяется на определении состава и классификации земель в соответствии с ЗК РФ, ФЗ №136 от 25.10.01.

С учетом целевого назначения цели подразделяются (см. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО ЛЕКЦИИ).

Право землепользования предоставляется местными органам власти, которые выдают разрешения на землепользование либо заключают договор на аренду. Отнесение земель к той или иной категории и перевод в связи с изменением целевого назначения производится также с местными органами власти в соответствии с их компетенцией.

Плата за землю: аренда и налог.

Ставки налога определяются отдельно по категориям земель, видам и подвидам угодий, природным зонам, группам почв, городам, поселкам и т.д.

Дифференциация средних размеров ЗН за с\х угодий осуществляется на основе материалов кадастровой оценки земель, при этом местные органы власти имеют право повышать ставки, но не более чем в 2 раза за земли в границах сельских населенных пунктах и земли с\х назначений.

За земли в бессрочном пользовании внутри населенных пунктов земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок налога, а его конкретная ставка определяется по формуле.

Н = к1*к2*к3*С, где

С – средняя ставка ЗН в городах и других населенных пунктах руб\м2

к1 – коэффициент увеличения ставки в курортных зонах (от 1,5 до 8),

к2 – коэффициент увеличение ставки в городах и районах с исторической застройкой (2,5 до 4)

к3 – коэффициент увеличения ставки за счет статуса города – развития социально-культурного потенциала (2,2 до 3).

Размер коэффициентов устанавливается по каждому земельному участку.

Экономический механизм водопользования.

Осуществляется в соответствии с водным кодексом, ФЗ №74. В соответствии с Кодексом промышленные предприятия вносят в бюджет плату за воду независимо от того поступает ли эта вода непосредственно из водохозяйственной системы или от других промышленных предприятий. Тарифы за воду определяются на основе затратного метода из расчета за 1м3 потребляемой воды.

Предусмотрено 2 платежа –

- за пользование водными объектами (водный налог №205 от 31.12.2005года)

- плата, направляемая за восстановление и охрану водных объектов

Экономический механизм пользования недрами

В настоящее время действует система платежей за недра:

- платежи за право пользования недрами

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (геологоразведочные работы)

- акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья

- отчисления в фонд ценового регулирования Минфина РФ при поставках нефти и природного газа

- сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами

- платежи за право пользования акваториями и участками морского дна

В системном плане налогообложение на добычу полезных ископаемых представлено в НК РФ в части 2 главы 26 ФЗ №117 от 05 августа 2000года с изм. от 21.04.2011г.

Платежи за право пользования недрами осуществляются в целях: создание у  местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории, выдача разреши на разработку (лицензии), стимулирование рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых, создание устойчивого финансирования мероприятий по развития минерально-сырьевой базы регионов.

Платежи за право пользования недрами взимаются в форме разовых взносов и\или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые платежи выплачиваются в размерах и сроки, указанные лицензией, регулярные в течение всего периода эксплуатации месторождения.

Информация о работе Экономика природопользования