Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:06, курс лекций

Описание

Экономика – это общественная наука, оптимальным образом распределяющая ресурсы, в условиях их ограниченности.
Природопользование - это удовлетворение человеческих потребностей за счет использования отдельных компонентов природы.

Работа состоит из  1 файл

экономика природопольз.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Разработанные в 1990годы основы государственной экологической политики в России, предусматривают следующие основные механизмы ее реализации:

- правовой

- административный

- экономический

- информационный

2. Правовые основы природопользования

Экологическое законодательство является главным фактором, обеспечивающим реализацию экологической политики страны. При этом, следует иметь в виду: закон не охраняет природу, а только защищает права человека!!!

Право человека на благоприятную ОС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам, закреплены в Конституции РФ, а также в одном из основополагающих законов ФЗ №7 от 23.11.2002 «Об охране окружающей среды».

Экологическое законодательство состоит из общей части и особенной.

Экологическое законодательство.

Общая часть:

1)      Закон «Об охране окружающей среды»

2)      Закон «Об экологической экспертизе»

3)      Закон « Об особо охраняемых природных территориях»

4)      Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Особенная часть:

1)      Земельный кодекс

2)      Водный кодекс

3)      Лесной кодекс

4)      Закон «О недрах»

5)      Закон «Об охране атмосферного воздуха»

Экологическое законодательство обозначает систему законодательных актов (принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов), а также любых других нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую группу общественных отношений.

На федеральном уровне:

       Законы, указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции, методики.

На региональном уровне:

       Региональные законы, законы представительной и исполнительной власти.

На местном уровне самоуправления:

       Постановления администрации

Следует иметь в виду, что законодательством предусмотрены следующие виды ответственности за экологические правонарушения:

       Дисциплинарная

       Административная

       Уголовная

       Материальная

На граждан и должностных лиц распространяются все вышеуказанные виды ответственности.

Предприятия, учреждения и организации несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Практика применения экологического законодательства свидетельствует о том, что наиболее часто применяется административные взыскания.  При этом, наиболее жесткой меры административного воздействия является решение о приостановлении производственной деятельности.

3. Государственный институциональный механизм управления природопользованием.

Управление природопользования осуществляется всеми ветвями власти:  представительной (законодательной), исполнительной, судебной. Каждая из них имеет свои функции и имеет подразделения, уполномоченные для управления в сфере природопользования.

Законодательная власть:

       определение основных направлений госэкополитики;

       утверждение федеральных экологических программ;

       организация деятельности органов управления в области природопользования и экологической безопасности;

       установление правового режима зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон бедствия и др.

Законодательная власть имеет в составе Госдумы Комитет по природным ресурсам и природопользованию и Комитет по экологии, включающий Высший экологический совет.

Исполнительная власть:

       Реализует госэкополитику

       Обеспечивает разработку и реализацию экологических программ

       Координирует деятельность министерств и ведомств в области ООС и др.

Правительство РФ является высшим исполнительно-распорядительным органом страны.

На основании и в исполнение Конституции РФ, ФЗ и Указов Президента РФ по вопросам ООС, Правительство издает постановления (ПП) и распоряжения (РП), а также обеспечивает их исполнение.

Основным исполнительным органом в Правительстве РФ решающим вопросы рационального природопользования является Министерство Природных ресурсов РФ (см. схему).

Специализированные органы исполнительной власти представлены природоохранными Прокуратурами.

При Совете Безопасности России в 1996году создан Отдел экологической безопасности и охраны здоровья населения.

Судебная власть.

Органы судебной власти, уполномоченные принимать решения по экологическим вопросам, представлены:

Органы судебной власти:

1. Конституционный суд:

- Конституционные (уставные) суды субъектов федерации

2. Высший арбитражный суд:

- Федеральные арбитражные суды округов

- Арбитражные суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных округов и т.п.)

3. Суды общей юрисдикции

- Верховный суд

- Суды субъектов Федерации

- районные городские суды

4 Информационное обеспечение управления природопользования

- это совокупность информации о природных ресурсах, природных условиях, а также о деятельности природопользователей, представленная в виде систем управления природопользования.

1. Информация о природных ресурсах – сосредоточена в отраслевых кадастрах, а также в комплексном территориальном кадастре природных ресурсов (КТКПР).

2. Информация о деятельности природопользователей – формируется на основании процедуры оценки воздействия на ОС (ОВОС). Основным содержанием этой процедуры является всесторонний учет экологических интересов с одновременным сочетанием с техническими, экономическими, социально-политическими оценками при принятии решений конкретных проектов.

Целями ОВОС являются:

       Определение масштабов воздействия и возможной потенциальной угрозы ОС в результате планируемой деятельности

       Сравнение проекта с его альтернативными вариантами вплоть до отклонения проекта

       Выявление возможных контрмер по уменьшению вероятного ущерба

3.Получение объективной информации о состоянии ОС и характере антропогенного воздействия на него за счет организации системы мониторинга – системного наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

Мониторингом ОС – регулярные выполняемые по заданной программе наблюдения и контроль за состоянием природной среды, природных ресурсов,  позволяющее оценить их состояние, а также характеризовать процессы, происходящие под влиянием антропогенной деятельности.

Виды мониторинга по содержанию:

       Биосферный

       Санитарно-токсикологический – контроль над показателями качества ОС, соблюдение которых обеспечивает существование человека, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья

       Импактный – слежение за природными процессами и явлениями и их изменениями под влиянием антропогенных факторов

       Базовый (фоновый)

       Биологический

       Экологический – цель: обеспечение системы управления экологической безопасностью своевременной и достоверной информацией.

5. Административное регулирование в области природопользования –

Предусматривает ряд методов управления, среди которых следует выделить:

       Стандарты качества окружающей среды (ПДК)

       Стандарты воздействия на окружающую среду

       Прямые запреты

       Технологические стандарты

       Стандарты качества продукции

       Экологические сертификаты

       Разрешения и лицензии

Совокупность экологических норм, определяющих стандарты качества окружающей среды, опирается на гигиенические нормы и использует понятия ПДК или ПДД (предельная допустимая доза) содержания вредных веществ.

Стандарты качества и воздействия на окружающую среду:

Экологические нормативы:

1.       ПДК вредных веществ

2.       Предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух

3.       Предельно допустимые сбросы вредных веществ в водоемы

4.       Предельно допустимый уровень радиации

5.       Предельно допустимый уровень шума, вибрации, магнитных полей

6.       предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве

7.       предельно допустимые нормы содержания химических веществ в продуктах питания

8.       предельно допустимая антропогенная нагрузка на окружающую среду

9.       предельно допустимое изъятие компонентов природной среды

10.   образование отходов производства и потребления

Экологические сертификаты и лицензии – документ на право осуществления экологически безопасной деятельности.

Разрешения и лицензии – носят временный или разовый характер, предоставляются в сферах деятельности, предусматривающих их получение, а также в случаях отсутствия нормативов и стандартов в отношении какой-либо деятельности (экспорт животных или растений).

Таким образом, установленные государством стандарты качества ОС должны рассматриваться как социально гарантированный (в законодательном, организационном, финансовом отношениях) минимум экологической безопасности.

6. Административно-контрольный механизм управления природопользования.

Включает в себя:

       экологическую экспертизу

       государственный инспекционный контроль

Экологическая экспертиза – это установление соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы (концепция приемлемого экологического риска).

Виды экологической экспертизы:

- государственная экологическая экспертиза (мин природы – экспертные комиссии). Финансируется из средств заказчика документации.

- общественная экологическая экспертиза – по инициативе граждан и общественных организаций. Из объектов общественной экспертизы исключаются те, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную тайну. Финансируется за счет собственных средств общественных организаций, добровольных денежных взносов.

 

 

ВСТАВИТЬ

 

Рента –

Собственник лучшей земли получает добавочную прибыль (поскольку цену с\х продукции определяют условия производства на худшем из возделанных участках земли) получает добавочную прибыль, которая и образует дифференциальную ренту Iрода.

Эта рента возникает не только на разных участках земли, но и на одном и том же участке земли, при последовательных вложениях капитала в один и тот же участок с целью улучшения его плодородия.

Таким образом, затраты равновеликих капиталов, последовательно вкладываемых в эксплуатацию данного участка земли имеют разную эффективность. Поскольку общественная цена производства продукции в с\х определяется ценой производства продукции при наименее производительных затратах капитала (худший участок земли), более эффективные затраты капитала приносят помимо обычной средней прибыли еще и сверхприбыль, образую дифференциальную ренту IIрода.

Результативный и воспроизводственный подход.

В соответствии с результативным подходом экономическую оценку имеют лишь те ресурсы, которые приносят доход. Применяется при экономической оценке лесных ресурсов, а также всего комплекса природных ресурсов конкретной территории.

Воспроизводственный подход – основан на установлении определенного стандарта природных ресурсов (как правило, биологических и земельных). Недостаток – может привести к завышению реальной оценки стоимости. Может быть использован для оценки такого ресурса, как ассимиляционный потенциал природной среды.

Экономическая оценка отдельных видов природных ресурсов имеет самостоятельное практическое значение, т.к. является основой для составления кадастров природных ресурсов.

Концепция общей экономической ценности.

По мнению ряда специалистов не правильно сводить эффект от использования ресурсов непроизводственной сферы только к оценке в денежном выражении. Необходимо: определять социальную эффективность использования этих ресурсов (состояние здоровья, организация отдыха и др.). В то же время соизмерить социальные эффекты в количественном выражении можно через экономические методы.

Концепция обще экономической ценности отражает общую социально-экономическую ценность ресурсного источника, которая может быть представлена суммой 4 показателей:

Информация о работе Экономика природопользования