Экологическое право РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:50, контрольная работа

Описание

Экологическое право – одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.
Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией – учение о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право.

Содержание

Введение.

Параграф I. Предмет, источники и объекты экологического права.
1.Понятие и формы проявления экологического права.
2.Экологические правоотношения.
3.Система экологического права.
4.Источники и объекты экологического права Российской Федерации.
Параграф II. Механизм экологического права.
1. Эколого-правовой механизм охраны природной среды.
2. Экологическое страхование.
Параграф III. Международное сотрудничество в целях охраны природы.
1. Международные организации системы ООН, системы мониторинга.
2. Межправительственные и неправительственные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей среды.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по праву.docx

— 51.92 Кб (Скачать документ)

    Теоретически, допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом  варианте страдает экология, при экологическом  экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан  в здоровой окружающей среде и  обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический  интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).

 

    2. Экологическое страхование.

    Экологическим страхованием называются такие отношения, которые направлены на защиту имущественных  интересов граждан и юридических  лиц при наступлении экологических  неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых  страхователями. Закон допускает  обязательное и добровольное страхование.

    Объектом  экологического страхования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий  о возмещении ущерба за загрязнение  в результате наступления страхового события. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые  привели к неожиданному выбросу  вредных веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности  или сбросу сточных вод. Непременным  условием наступления страхового события  являются внезапность и непреднамеренность. Отсутствие данных условий лишает предприятия  права на получение страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается  страхователю в размере, который  обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя следующие  показатели: компенсацию ущерба, выплату  убытков, компенсацию расходов по очистке  территории и спасению жизни и  имущества. Все споры, возникающие  в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в суде.

 

    3. Экологическая ответственность.

    Экологическая ответственность – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном  смысле – это обязанность соблюдать  нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания  экологических и экономических  интересов, в ретроспективном –  обязанность претерпевать неблагоприятные  последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений – объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами, существующее в системе «общество-природа». Экологическими нарушениями следует считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде.

    Таким образом, экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

    Экологическая ответственность выполняет три  функции:  стимулирующую, компенсационную, превентивную.

    Стимулирующая функция  проявляется в наличии  экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических  интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной  среды в форме натуральной  или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение  контрагента путем применения мер  наказания и взыскания ущерба.

    Существуют  экономическая и юридическая  формы данной ответственности. Экономическая  ответственность базируется на правомерной  деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность  порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми  методами. Экономическая ответственность  в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

    Механизм  эколого-экономической ответственности  зависит от конкретных видов данной ответственности. Эколого-правовая ответственность  – одна из разновидностей юридической  ответственности, действующая в  системе российского права.

    Первая  ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения  требований охраны природной среды.

    Вторая  часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением  соответствующих санкций за допущенные правонарушения.

    Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. Субъектами экологического правонарушения являются предприятия, объединения и т.д., а также должностные лица и граждане. Объектами нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения и разрушения. Экологические правонарушения классифицируются по предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда и общественной опасности.

    Причинами экологических правонарушений являются, например, недостатки законодательства, что проявляется в трех видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы и противоречивость правовой нормы. Основной причиной все-таки следует  признать господство потребительской  психологии. Поэтому одной из принципиальных особенностей нового подход к охране окружающей среды является экологическая  революция в сознании человека. Она  выражается в повороте его миропонимания  от потребительского отношения к  природе к рациональному использованию  ее богатств.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Параграф  III. Международное сотрудничество в целях охраны природы.

    Говоря  о, международном сотрудничестве в целях охраны природы, можно констатировать то, что человечество наконец осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. Кроме того, их создание было обусловлено и тем, что загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и усилий отдельно взятых государств стало недостаточно для их решения.

    На  данный момент в мире существует несколько  групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых это организации системы ООН, во-вторых это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные заведения занимающиеся изучением данной проблемы.

    Сегодня становится всё более очевидной  необходимость более серьёзного взаимодействия между различным  экологическими организациями для  максимально действенной охраны окружающей среды.

    Конечно, здесь приведены сведения далеко не все о всех международных организациях системы ООН в целях охраны природы.Приведены примеры лишь наиболее известных организаций,  деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организаций создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу. Кроме того, организации системы ООН, зачастую, являются самыми многочисленными по числу членов, так как во многих случаях они объединяют государства входящие в ООН.

1. Международные организации  системы ООН,

системы мониторинга. 

    ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ

    ПРООН - Программа ООН по развитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.

    КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды  и развития; поощрение проведения семинаров и конференций

    ВОЗ - Всемирная организация ООН по вопросам здравоохранения World Health Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Год создания: 1946г. Участники: государства члены ООН. Цели: охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Основная деятельность: проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечение безопасности использования химических препаратов, оценка и контроль за уровнем загрязнения, защита от радиоактивного облучения, оценка влияния изменений климата на здоровье человека; разработка Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.

    МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union.

    ИМО - Международная морская организация (специализированное агентство ООН до 22.05.82 -Межправительственная консультативная морская организация - Inter-Govemmental Maritime Consultative Organisation) - International Maritime Organisation (IMO).

    ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - United Nations Industrial Development Organisation (UNIDO

    ЭСКАТО - Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана - Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP)

    ФАО - Всемирная продовольственная организация - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (FAO).

    Международная служба труда при  Международной организации  труда – International Labour Office. International Labour Organization (ILO).

    Конференция ООН по торговле и развитию- UN Conference on Trade and Development (UNCTAD).

    Однако  все вышеперечисленные организации, а так же другие природоохранные  организации не всегда имеют возможность  следить за всеми изменениями происходящими в окружающей среде и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдения. Самые известные среди них:

      Всемирный центр мониторинга охраны природы - World Conservation Monitoring Centre (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.

    Глобальная  информационная база данных о ресурсах (ГРИД-ЮНЕП) - Global Resource Information Database (CRID-UNEP). Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН. Цели: сбор и распространение данных о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: обеспечение доступа к новейшим технологиям управления данными по окружающей среде; предоставление странам возможности использования технологии ГРИД для оценки и управления окружающей средой на национальном уровне; разработка методологии и процедуры обработки анализа данных в локальном, региональном и глобальном масштабах; предоставление данных для проведения сравнительных исследований и принятия решений.

    Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой – European Environment Information and Observation Network. Год создания: 1990г. Участники: государства члены Европейского Союза. Цели: предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер; информирование общественности о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других).

    Информационная  система по законодательству в области охраны окружающей среды - Environmental Law Information System (ELIS). Год создания: 1970г. Участники: организации члены МСОП. Цели: сбор, обработка и распространение информации о правовых аспектах, юридической литературе и документах об охране окружающей среды. Основная деятельность: создание системы библиографических ссылок и банка данных о документах, содержащихся в фонде (тип документа, область использования, сфера полномочий, доступный язык, указание на содержание); ведение списков видов фауны и флоры, упомянутых в тексте законодательных актов; формирование базы данных по охраняемым территориям; публикация обзорного издания по международным соглашениям, экологическому законодательству Европейского сообщества, предоставление информационных услуг.

Информация о работе Экологическое право РФ