Экологическая сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

В данной работе я хочу рассмотреть явление экологической сертификации производств, которая имеет большое значение в обеспечении благоприятной экологической обстановки и дальнейшего существования нас на этой планете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В УКРАИНЕ……………....6
1.1. История развития экологической сертификации……………………………..6
1.2. Проблемы обязательной экологической сертификации……………………...9
2. ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В УКРАИНЕ……………………………………………………………………...14
3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ………………………………..21
3.1. Организационная структура системы сертификации……………………….21
3.2. Аккредитация органов по сертификации…………………………………….22
3.3. Порядок проведения сертификации………………………………………….23
3.4. Инспекционный контроль…………………………………………………….24
3.5. Приостановление или аннулирование действия сертификата……………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Сертификация.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

Подтверждение соответствия объекта сертификации осуществляется в этой Системе путем сопоставления  показателей сертифицируемого объекта  с показателями соответствующего нормативного документа (стандарт, регламент, утвержденный в установленном порядке норматив, международный стандарт, правило ЕЭК ООН, директива ЕС, евронорма и др.).

В случае, если для объекта  сертификации имеется несколько  нормативных документов, указанных  выше, то подтверждение соответствия производится путем сопоставления с документом, имеющим более "жесткие" показатели. При добровольной форме экологической сертификации сопоставление производится со всеми без исключения документами, имеющимися в мире по данному объекту, в том числе и с международными, и национальными документами, не введенными в Украине.

Таким образом, сертификация в Системе гарантирует мировой  уровень сертифицированного объекта.

Подтверждение соответствия объекта нормативным требованиям  осуществляется в Системе в форме  либо добровольной, либо обязательной сертификации. Затраты заявителей при добровольной форме сертификации относят на счет прибыли (дохода) от реализации сертифицированной продукции, при обязательной форме – на себестоимость продукции. Форма сертификации и факт соответствия мировому уровню указывается на выданном сертификате и лицензии на право применения экологической маркировки.

Следует отметить, что  Система успешно функционирует  с учетом требований международных  стандартов ИСО серии 14000, в ее работах  в настоящее время участвуют 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий, а также орган по подготовке специалистов.

В связи с этим вызывает недоумение факт, что продолжается регистрация многочисленных систем добровольной экологической сертификации (например, система ВНИИС Госстандарта Украины, подсистема Военного регистра, система недропользования "Зарубежгеологии", региональная система Нижегородского ЦСМ).

Более того, недавно появилась  и активно лоббируется к разработке система добровольной сертификации так называемого экологического менеджмента (управления).

На проведенной в  Госстандарте Украины научно-практической конференции 15 октября 2001 г., посвященной Всемирному дню стандартов, который прошел под девизом "Окружающая среда и стандарты: крепнущее единство", было отмечено, что подобная практика не отвечает реальным потребностям рынка этих услуг, а статус этих систем и выдаваемых ими сертификатов недостаточно высок. Это уже привело к тому, что круг заявителей на экологическую сертификацию предприятий существенно сузился, и ведет к дискредитации экологической сертификации.

Для обеспечения методического  единства работ в данной области  целесообразно все перечисленные  системы добровольной сертификации объединить в рамках Системы сертификации УКР.001.01.ЭТОО, в которой возможна работа как в обязательной, так и в добровольной форме.

Избыточна не вся сертификация, а только та, которая работает "вхолостую".

Для выявления "избыточных" систем сертификации Правительством Украины принято решение об их инвентаризации.

Чтобы реализовать это  решение необходимо:

1) перейти на сертификацию  по заявкам исключительно изготовителей  продукции;

2) избавить держателей  сертификатов от многочисленных  контролеров;

3) установить обязательную  форму сертификации только для  показателей безопасности (гигиенических и экологических), а для показателей качества – добровольную форму в соответствии с проектом закона "О техническом регулировании";

4) четко разделить  сферы применения сертификации  и лицензирования (например, перевести  объект "услуги" из сферы применения сертификации в сферу применения лицензирования);

5) упростить и удешевить  процедуру сертификации;

6) исключить ведомственный  характер сертификации;

7) повысить качество  подготовки экспертов по сертификации  до мирового уровня.

Только в этом случае будет достигнута основная цель сертификации, определенная законом "О сертификации продукции и услуг", и будет обеспечено вступление Украины во Всемирную торговую организацию.

Вероятно, это будет  учтено в новом законе о техническом  регулировании в Украине.

В настоящее время  во исполнение ст. 31 Закона "Об охране окружающей среды" специалистами  ВНИИприроды подготовлены проект постановления  Правительства Украины "О порядке проведения экологической сертификации в Украине", а также материалы, необходимые для регистрации Системы в Минюсте Украины.

Таким образом будет  создан механизм, способствующий реализации обновленного Закона Украины "Об охране окружающей среды" и тем самым – укреплению правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ  ПРОДУКЦИИ

3.1. Организационная структура системы сертификации

Организационная структура  системы включает:

- Руководящий орган  системы НКЭБ

- Методический центр  (МЦ ССП)

- Органы по сертификации (ОС ССП).

Руководящий орган системы  ССК выполняет следующие функции:

-  осуществляет общее  управление системой ССП; 

-  организует развитие  системы ССП; 

-  обеспечивает в  установленном порядке взаимодействие  в области сертификации с органами  других систем сертификации, Госстандартом Украины, Торгово-промышленной палатой Украины, территориальными и местными торгово-промышленными палатами, с зарубежными организациями и органами по сертификации, с государственными органами исполнительной власти;

- заключает договора с организациями, выразившими желание войти в систему ССК в качестве органа по сертификации, в том числе на проведение аккредитации.

Методический центр  организован на базе НКЭБ и функционирует  с привлечением сторонних специалистов.

Методический Центр ССП выполняет следующие функции:

- разрабатывает правила и порядок проведения сертификации и другие организационно-методические документы системы ССП, обеспечивает ими участников Системы сертификации, осуществляет совершенствование документов Системы ССП;

- проводит аккредитацию ОС ССП;

- осуществляет обучение и сертификацию экспертов ССП;

- рассматривает по поручению Руководящего органа апелляции;

- осуществляет методическое обеспечение и ведет учет ОС ССК, обеспечивает их бланками сертификатов ССК;

- организует ведение реестров выданных аттестатов аккредитации и экспертов.

Орган по сертификации выполняет  следующие функции:

- рассматривает заявки на сертификацию и определяет по согласованию с заявителем схемы сертификации;

- заключает с заявителями договора на проведение сертификации;

- формирует и организуют работу комиссий по сертификации;

- проводит сертификацию;

- оформляет и регистрируют в реестре сертификаты;

- ведёт учет действующих сертификатов;

- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- осуществляет взаимодействие с администрацией региона, территориальными торгово-промышленными палатами, общественными организациями.

ОС вправе предоставлять  информацию для СМИ об организациях, получивших сертификат, и об аннулированных сертификатах.

 

3.2. Аккредитация органов по сертификации

Для работы в рамках ССК  в качестве органа по сертификации (ОС) могут быть аккредитованы организации  — юридические лица и их подразделения, отделы, филиалы, представляемые для  аккредитации руководителями этих юридических лиц отечественных и зарубежных.

Аккредитация ОС проводится с целью установления компетентности организации и её готовности проводить  работы по сертификации на необходимом  уровне в соответствии с требованиями Системы ССК.

Аккредитация может проводится как на весь комплекс работ по сертификации, так и на отдельные виды работ в рамках Системы ССК.

Аккредитация ОС проводится по инициативе организаций, принявших  решение выполнять функции ОС. Организации, претендующие на аккредитацию и функционирование в качестве ОС, должны документально выразить свое признание всех правил ССК, ее символики (включая ее знак соответствия) и в дальнейшем неукоснительно соблюдать их. Аккредитация завершается выдачей аттестата аккредитации с указанием области аккредитации и срока действия.

Порядок аккредитации органов  по сертификации устанавливаются документами  Системы ССК с учетом требований ГОСТ 51.0005-96 и ГОСТ Р 51 0006-96 и соответственно зарубежного опыта.

Договор на аккредитацию включает в себя условия проведения аккредитации, а также условия взаимоотношения ОС и руководящего органа системы на этапе функционирования ОС.

 

3.3. Порядок проведения сертификации

       Проведение  сертификации включает:

- подачу заявки на  сертификацию;

- принятие решения по заявке;

- оформление хозяйственного  договора;

- проверка соответствия  фактических показателей нормативно  установленным;

- оценка (расчет) качества  и/или экологической чистоты продукции;

- принятие решения  о выдаче сертификата;

- оформление, регистрацию и выдачу сертификата;

- предоставление держателю  сертификата права на применение  знака соответствия;

- осуществление инспекционного  контроля;

- участие в разработке  корректирующих мероприятий при  нарушении установленных требований  и контроль за их выполнением.

Заявитель обращается в  аккредитованный орган по сертификации с заявкой на сертификацию.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель  вправе направить заявку в любой  орган.

Орган по сертификации, получивший заявку, рассматривает ее, не позднее 2-х недель с момента получения принимает решение по заявке и при положительном решении направляет проект договора заявителю.

После получения от заявителя  подписанного договора орган по сертификации приступает к работе по сертификации.

В случае отрицательного решения по заявке заявителю направляется аргументированный отказ.

Для проведения сертификационной проверки орган по сертификации формирует  комиссию, в состав которой включаются эксперты системы ССК, кандидаты  в эксперты (стажеры) и консультанты, при необходимости, эксперты и специалисты из конкретных отраслей, от Методического центра.

 

3.4. Инспекционный  контроль

Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированным производством  проводится органом, проводившем сертификацию, на договорной основе с заявителем (в составе Договора на сертификацию).

ИК проводится в случае поступления достоверной информации о претензиях органов государственного контроля, общественных организаций, и  других организаций.

      Инспекционный  контроль как правило содержит  следующие виды работ:  
- анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;

- создание комиссии  для проведения ИК;

- проведение проверки  производств;

- оформление результатов  контроля и принятие решения.

При проведении инспекционного контроля и при формировании выводов необходимо учитывать сущность и масштабность претензий.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в соответствии с которым дается оценка соответствия реальных факторов установленным ранее  требованиям в процессе сертификации и делается заключение о возможности (невозможности) сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются держателю сертификата, организациям, принимавшим участие в контроле, и в МЦ ССК.

Результаты инспекционного контроля отражаются в реестре выданных сертификатов.

     По результатам  инспекционного контроля может  быть принято одно из следующих  решений:

- сохранить действие  сертификата;

- приостановить действие  сертификата;

- отменить действие  сертификата.

 

3.5. Приостановление или аннулирование действия сертификата

По результатам инспекционного контроля осуществляется приостановление  действия сертификата в случае, если имеют место отклонения от установленных  при сертификации требований, которые  могут быть устранены в течение месяца. При этом предприятие совместно с органом по сертификации разрабатывает корректирующие мероприятия по устранению выявленных нарушений. После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации снимает запрет на действие сертификата и на маркирование знаком соответствия. Аннулирование действия сертификата осуществляется в случае существенного несоответствия фактических значений показателей значениям показателей, установленным в процессе сертификации, - вследствие изменения технологического процесса, невыполнения корректирующих мероприятий в течении месяца или их неэффективности. В случае аннулирования действия сертификата выдача нового сертификата осуществляется в установленном порядке.

Информация о работе Экологическая сертификация