Экологическая сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

В данной работе я хочу рассмотреть явление экологической сертификации производств, которая имеет большое значение в обеспечении благоприятной экологической обстановки и дальнейшего существования нас на этой планете.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В УКРАИНЕ……………....6
1.1. История развития экологической сертификации……………………………..6
1.2. Проблемы обязательной экологической сертификации……………………...9
2. ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
В УКРАИНЕ……………………………………………………………………...14
3. СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ………………………………..21
3.1. Организационная структура системы сертификации……………………….21
3.2. Аккредитация органов по сертификации…………………………………….22
3.3. Порядок проведения сертификации………………………………………….23
3.4. Инспекционный контроль…………………………………………………….24
3.5. Приостановление или аннулирование действия сертификата……………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Сертификация.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

Существует неопределенность и  с нормами по отдельным экологическим  показателям, а также с перечнем продукции, подлежащей обязательной экологической  сертификации.

В настоящее время для продукции текстильной и легкой промышленности существует номенклатура продукции, в отношении их законодательными актами Украины предусмотрена обязательная сертификация. Поскольку закон «О защите окружающей среды» принят недавно, данная номенклатура не учитывает продукцию, подлежащую обязательной экологической сертификации. Для выхода из этой ситуации можно использовать уже утвержденную номенклатуру, однако из-за технической сложности проведения испытаний по экологическим показателям не представляется возможным подвергать сертификации всю продукцию, указанную в ней. На наш взгляд, необходимо ограничить обязательную сертификацию продукцией детского ассортимента, а также продукцией, имеющей непосредственный контакт с кожей человека, а для остальной продукции предусмотреть декларацию соответствия экологическим требованиям.

Следующим препятствием на пути обязательной экологической сертификации являются разногласия между различными организациями, осуществляющими сертификацию продукции.

Приведенный выше пример по стойкости окраски почти наверняка будет оспорен органами по сертификации ГОСТ, поскольку затрагивает их сферу деятельности — оценку соответствия обязательным требованиям стандартов. Оценка содержания свободного формальдегида в текстильной продукции — область интересов санэпиднадзора. Налицо конфликт интересов. Однако можно поставить вопрос — неужели содержание формальдегида в продукции вредит только здоровью человека, а стойкость окраски важна только для внешнего вида изделий? Конечно же нет. Наличие формальдегида или токсичного соединения в красителе, безусловно, оказывает влияние на окружающую среду, поскольку в процессе стирки они могут попадать в воду, тем самым загрязняя ее (или при утилизации отслужившей свой срок продукции, при сжигании загрязняя воздушный бассейн). Кроме того, то или иное соединение, будучи безопасным для человека, может наносить ущерб окружающей среде, а этот аспект вообще не учитывается при проведении испытаний в органах санэпиднадзора. Еще одним аргументом в пользу передачи экологам несвойственных медикам функций, по оценке соответствия экологическим показателям, может являться тот факт, что во всех развитых странах не принято отделять человека от окружающей среды. Примером тому — системы сертификации, которые функционируют в Европе и США, на соответствие техническим требованиям и на безопасность для окружающей среды.

Все вышеперечисленное позволяет  говорить о том, что одни и те же показатели могут быть позиционированы  и как экологические, и как  показатели качества. Здесь уместен  вопрос, а не расширить ли перечень показателей для традиционной обязательной сертификации экологическими показателями, к тому же часть показателей уже и так содержится в принятых ГОСТах. Ведь таким образом можно избежать излишней сертификации и, следовательно, лишних расходов для производителя. К сожалению, подобный подход несостоятелен. Основная причина — отсутствие должной квалификации и приборной базы у сертификационных центров системы ГОСТ Р. Кроме того, показатели качества и показатели экологической безопасности различны по своей сути и служат для разных целей. Поэтому необходимо проводить две разные сертификации.

Скорее всего производители  продукции без энтузиазма воспримут  необходимость получения двух сертификатов. Поэтому необходимо дать некоторые  разъяснения. Во-первых, с точки зрения затрат на сертификацию производитель вовсе не несет никаких затрат, поскольку стоимость этой процедуры в полном объеме можно отнести на себестоимость продукции. Во-вторых, наличие подобного сертификата позволит производителю эффективнее рекламировать свою продукцию и уже на законных основаниях говорить о соблюдении экологических требований, вовсе не такое уж большое бремя для производителей товаров.

Все рассмотренные выше проблемы являются препятствием для введения обязательной экологической сертификации продукции. Однако обязательную экологическую сертификацию необходимо не только ввести в повседневную практику, но и активно расширять по мере появления новых экологических сертификационных центров. Это необходимо сделать по целому ряду причин:

1. Повышение ответственности производителей  перед потребителем. Не секрет, что  сами производители не вкладывают  средства для улучшения экологических  свойств продукции, поскольку  во главу угла ставится понижение  себестоимости, а сертификация — дополнительные затраты.  
2. Повышение конкурентоспособности продукции. Отечественная продукция не пользуется спросом за рубежом подчас только из-за неспособности производителя доказать ее «экологичность», хотя остальные показатели могут превосходить зарубежные аналоги.

3. Предотвращение появления экологически  опасной продукции, поступающей  из-за рубежа. Многие обращают  внимание на низкую цену продукции,  произведенной в странах юго-восточной  Азии, однако не многие знают,  что эта продукция представляет серьезную опасность для здоровья человека и для природы. Примеры — нижнее белье из хлопка, зараженного диоксинами, продукция, при изготовлении которой были использованы запрещенные в нашей стране красители.

4. Возможность потребителя получить  гарантии при приобретении продукции в части ее соответствия экологическим требованиям. Таким образом, проанализировав текущее состояние обязательной экологической сертификации у нас в стране, можно с уверенностью сказать, что с введением дополнительного контроля по экологическим показателям можно добиться существенных выгод как для потребителя, так и для производителя продукции.

2. ПРАКТИКА  ВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕРТИФИКАЦИИ  В УКРАИНЕ

Cогласно классическому определению  ИСО/МЭК, принятому во всем  мире, сертификация соответствия – это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу, где третья сторона – лицо (или орган), независимое от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон (поставщик – покупатель).

Таким образом, "третья сторона", которая действует в процессе сертификации, – это не контролер, который идет к предпринимателю, а наоборот, это лицо (орган), к  которому добровольно идет сам предприниматель для того, чтобы получить от него сертификат соответствия, с которым он может не только расширить свой рынок, но и дороже продать свою продукцию.

Отсюда видно, что сертификация не является бюрократическим барьером для развития предпринимательства.

Сертификация – это часть  механизма, называемого "подтверждением соответствия", в котором доказывать соответствие продукции установленным  требованиям можно без участия  третьей стороны – посредством  принятия изготовителем продукции  декларации о соответствии.

Впервые в Украине для практической апробации 1 мая 1992 г. была введена сертификация "в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья человека и его имущества" (ст.1 Закона Украины "О сертификации продукции и услуг"). (Шрифтом выделено мною – В.В.) Сертификация была введена взамен существовавших ранее командно-административных методов регулирования экономики.

Постановлением Правительства Украины от 13.08.97 № 1013 были утверждены Перечни товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, на основе которых Госстандартом Украины в 1998 г. была подготовлена и опубликована Номенклатура продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами Украины предусмотрена их обязательная сертификация (далее – Перечень по сертификации).

Позднее постановлением Правительства Украины от 07.07.99 № 766 был утвержден Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (далее – Перечень по декларациям).

Для уменьшения "избыточности" обязательной сертификации и в связи  со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию Госстандарт Украины летом 2001 г. провел работу по сокращению номенклатуры продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Эту работу проводили 39 специально созданных экспертных групп, сформированных на основе технических комитетов по стандартизации.

В результате из Перечня  по сертификации многие виды продукции  были исключены и переведены в  Перечень по декларациям, который возрос более чем в 5 раз. В свою очередь, из Перечня по декларациям была исключена продукция, для реализации и использования которой не будет требоваться ни декларация, ни сертификат (например, лопаты, зубила слесарные и т.п.).

Однако работы, проводимые в рамках Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, зарегистрированной в Госреестре Госстандарта Украины 01.10.96, что даже такое радикальное сокращение объектов обязательной сертификации не дает возможности достигнуть основной цели, для которой Законом Украины "О сертификации продукции и услуг" в 1993 г. была введена сертификация в Украине, – контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья человека и его имущества.

Это происходит потому, что  в номенклатуре продукции и услуг Госстандарта Украины не выделены объекты, которые подлежат обязательной экологической сертификации. Для многих предприятий отсутствие экологического сертификата соответствия препятствует расширению рынка для своей продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Данное утверждение  подтверждают результаты согласования с министерствами предложений по реализации закона "Об охране атмосферного воздуха".

В ст. 15 (пп. 3 и 4) этого  закона установлено, что производство и использование на территории Украины топлива, установок, двигателей, транспортных средств допускается только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха и техническим нормативам выбросов (максимально допустимым удельным массам выброса). Из изложенного ясно, что речь идет об экологических сертификатах соответствия.

В целях реализации ст. 15 этого закона распоряжением Правительства Украины от 08.08.99 №1264-р бывшему Госкомэкологии было поручено (совместно с другими министерствами) разработать нормативный правовой акт Правительства Украины, устанавливающий порядок выдачи упомянутых выше экологических сертификатов. Данное распоряжение было своевременно выполнено, и Порядок был направлен на согласование в министерства, определенные Правительством Украины.

Анализ ответов показал, что одни министерства (МПС, Минэнерго, Минпромнауки) не возражают против введения экологической сертификации топлива и транспортных средств, а вот другие (Минтранс, МВД и  Минсельхоз) категорически возражают, утверждая, что экологическая сертификация – это "дополнительная", излишняя сертификация, так как экологические требования якобы уже учитываются при действующих системах обязательной сертификации – нефтепродуктов, автотранспорта и авиатехники.  
Если рассмотреть эти возражения по существу, то можно сделать следующие выводы.

1. По автотранспорту. Низкое качество наших автомобилей давно известно – по годовому суммарному выбросу вредных веществ наши автомобили в среднем хуже американских в 3 раза (1117 и 338 кг, соответственно), по токсичности – в 9 раз. Наши автомобили достигнут норм Евро-2 не ранее 2004 г., Евро-3 – не ранее 2008 г., а Евро-4 – неизвестно когда (нормы Евро-3 в Европе введены с октября 2000 г.).

2. По авиатехнике. В 2004 г. наши самолеты не смогут садиться на зарубежных аэродромах, так как не удовлетворяют международным требованиям по шуму и загрязняющим выбросам.

3. По нефтепродуктам. По телевидению "ЛУКОЙЛ" рекламирует свои нефтепродукты, ссылаясь на их сертификацию, сделанную Американским институтом нефти, а не отечественными органами по сертификации.

Таким образом, приходится признать, что ведомственные системы  обязательной сертификации не обеспечивают надлежащего качества ни автотранспорта, ни самолетов, ни нефтепродуктов именно по экологическим показателям, отвергая в то же время экологическую сертификацию перечисленных объектов, тогда как цель сертификации – обеспечить надлежащее качество продукции.

Держатели этих систем, исходя из ведомственного интереса, отвергают  экологическую сертификацию нефтепродуктов, автотранспорта и авиатехники.

В результате согласование Порядка выдачи экологических сертификатов так называемыми заинтересованными  министерствами был провален, и вместо нормативного правового акта Правительства Украины на эту тему вышло не постановление Правительства Украины, а почему-то новое распоряжение Правительства Украины от 07.05.01 № 641-р, повторяющее текст ст.15 закона "Об охране атмосферного воздуха", т.е. распоряжение Правительства Украины от 08.08.99 №1264-р осталось не выполненным. Поэтому можно утверждать, что перечисленные выше системы сертификации работают вхолостую и являются "избыточными" и "дополнительными".

В отличие от них, Система  эколо-гической сертификации УКР.001.01.ЭТОО (далее – Система) по своему характеру является результирующей "сверхсистемой" сертификации.

Информация о работе Экологическая сертификация