Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:17, контрольная работа

Описание

Предпринимательство начиналось с развития малого бизнеса. Именно в малом бизнесе предприниматель активен и ориентирован, прежде всего, на какие-то достижения. Вкладывая в собственное предприятие, огромное количество энергии, отдавая ему все свое время, он демонстрирует энтузиазм, усердие и преданность делу, что не всегда наблюдается у менеджеров больших компаний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
2. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
2.1 Субъекты предпринимательской деятельности 7
2.2 Индивидуальная предпринимательская деятельность 7
2.2.1 Право гражданина на предпринимательскую деятельность 8
2.2.2 Регистрация граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица 10
2.2.3 Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности 11
2.2.4 Правовой статус предпринимательства 13
2.3 Коммерческие и некоммерческие юридические лица 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Работа состоит из  1 файл

СИП-ОСЕНЬ13-ХОЗ ПРАВО-2В.docx

— 48.69 Кб (Скачать документ)

Нарушенные имущественные  права и интересы индивидуального  предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.

Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя  совпадает с правовым статусом коммерческого  юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит  в том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые  регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются  к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают  иное регулирование деятельности индивидуального  предпринимателя, или иное регулирование  вытекает из существа правоотношений.

Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться  на учет в органы государственной  статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем  отчетность коммерческих юридических  лиц. Индивидуальный предприниматель  свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

Как и коммерческие юридические  лица, индивидуальные предприниматели  являются субъектом налогообложения. Но если коммерческие юридические лица уплачивают налог в соответствии с Законом Российской Федерации  «О налоге на прибыль предприятий», то порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя  определяется Законом Российской Федерации  «О подоходном налоге с физических лиц». Существуют особенности и в  порядке внесения индивидуальными  предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

 

2.2.4 Правовой статус предпринимательства

 

Конституционные положения  в силу их повышенной стабильности и жесткости не подходят для регулирования  рыночных отношений. Их роль - гарантировать  устойчивость и предсказуемость  законодательства о предпринимательстве, основывающегося на ст. 34 Конституции  РФ.

Самое важное изменение концептуального  подхода к предпринимательству - это помещение ст.34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Трактовка предпринимательства  через призму прав человека позволяет  утверждать, что отношения государства  и предпринимателей являются отношениями  равных партнеров и у них имеются  взаимные права и обязанности.

Если раньше в сфере  экономики существовала монополия  государства, то теперь предпринимательство  рассматривается в Конституции  как сфера, в которой приоритетом  обладает частный интерес. Поскольку  предпринимательство - это сфера  частного интереса и инициативы, Конституция  РФ не допускает монополии государства  на внешнюю торговлю.

Имущественная независимость  граждан закреплена в ст. 35 и 36 Конституции  РФ. Она, как важнейшее условие  создания рыночной Среды, означает также  равенство, свободу договора, возмещение ущерба участников торгового оборота.

Новый для российского  законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде всего сфере господства частных  интересов, трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан  означают, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство  или частное, а также на территории какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.

Единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие  к ведению Российской Федерации  установление правовых основ единого  рынка, гражданское законодательство, процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности. Единство статуса предпринимателей вытекает и из ст.19 Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.

Правила деятельности для  государственного предпринимательства  не могут отныне основываться на льготах  и привилегиях.

Все нормы текущего законодательства о государственном предпринимательстве  должны создаваться применительно  к правилам о частном предпринимательстве, исходя из того, что это основная форма деятельности. Поэтому указы  Президента РФ, предусматривающие реформу  государственных предприятий, отмену нетарифного регулирования экспорта, были направлены главным образом  на то, чтобы конституционные положения  о предпринимательстве претворялись в жизнь.

В соответствии со ст.18 Конституции  РФ конституционное право на предпринимательство  является непосредственно действующим. Прежде всего, непосредственное действие этого права проявляется в  том, что оно определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Содержание права на предпринимательскую  деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных  положений.

Конституция как свод важнейших  юридических норм, регулирующих отношения  между государством и личностью, не может не регламентировать отношения  в сфере экономики. Конституционные  гарантии предпринимательства настолько  многочисленны, что в научном  обиходе появилось условное понятие  «экономическая конституция», обозначающее проникнутую внутренним единством  совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.

Содержащиеся в ст.8 Конституции  РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении  товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе  экономической деятельности, о равенстве  разных форм собственности позволяют  уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Конституционные гарантии предпринимательства  содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются  в нормах, определяющих полномочия органов власти.

Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество  в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими  лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая  конституционная гарантия их имущественной  независимости от государства.

Содержащееся в п.3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд может  быть произведено только при условии  предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия  изъятия имущества у предпринимателей.

Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент  их конституционно-правового статуса  коррелирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции  РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских  структур, с тем чтобы они с  помощью недобросовестной рекламы  не злоупотребляли своими правами.

Осуществление предпринимательских  прав подпадает под общий конституционный  режим - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции).

Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение.

Это право применительно  к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных  организационно-правовых форм (акционерные  общества, товарищества, кооперативы  и т. д.). Регистрация объединения  означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.

Конституция РФ закрепляет очень высокое положение международных  договоров Российской Федерации  в иерархии нормативных актов. Согласно ст.15 положения международного договора даже выше положений конституционных  законов, поскольку если международным  договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права  также занимают очень важное место  в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции  в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, содержание конституционного права на предпринимательство обогащается  и дополнительно гарантируется  через подключение к внутреннему  конституционному праву положений  международного права.

При этом иностранные предприниматели  пользуются в Российской Федерации  правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Институт предпринимательской  деятельности как разрешенного и  поощряемого государством занятия - достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий.

2.3 Коммерческие и некоммерческие юридические лица

 

Помимо индивидуального  предпринимательства, коммерческую деятельность в РФ могут осуществлять также  юридические лица, именуемы в данном случае коммерческими юридическими лицами.

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

История существования юридического лица насчитывает более двух тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина «юридическое лицо», однако его конструкция, используемая как своего рода приём юридической  техники для введения в оборот имущественной массы, та или иначе  обособленной от имущества физических лиц, была чётко выражена. В самом  деле, развитие товарно-денжных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нём не только отдельных  людей-физических лиц, обладающих право-и  дееспособностью, т.е. способностью иметь  права и обязанности, в том  числе связанные с имуществом, и своими действиями приобретать  эти права и обязанности, но также  и участие в этом обороте образованных ими организаций для осуществления  какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности.

При создании подобных организаций  возникла сложная совокупность отношений, для которых необходимо особое нормативное  регулирование со стороны государства. Такое регулирование подразумевает  определение юридического статуса  объединения, его признаков, видов  объединений, их организационно -правовых форм.

Развитие капиталистической  формы хозяйствования, ускорение  производства и оборота товаров  и услуг, создание централизованного  производства и кооперированного сбыта, концентрация капитала для создания таких производств обусловили необходимость возникновения соответствующих организационно- правовых юридических форм. Конструкция юридического лица наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить или создать соответствующие потребностям экономического оборота организационно-правовые формы юридического лица,предусматривающие определённые управленческие и имущественные особенности (товарищества, общества и т.д.). При этом необходимо заметить, что понятие «юридического лицо» получило распространение только в гражданском законодательстве стран континентальной системы прав, в основном европейских государств. Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует понятие «юридическое лицо», а простоопределяет виды обыединений, которые рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнёрства, корпорации и т.д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в определённых случаях, предусмотренных законодательством.

Дать исчерпывающее и  всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков  юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность  вплне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к  формам создания и существования  коммерческих юридических лиц, но и  некоммерческих, в том числе и  с участием государства.

Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:

    • юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;
    • юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;
    • юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте;
    • юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
    • юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
    • существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.

Информация о работе Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности