Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:12, шпаргалка

Описание

1. Правовое регулирование бухгалтерского учета.
2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
3. Лицензирование хозяйственной деятельности
4. Правовое регулирование рекламной деятельности
5. Процедуры банкротства
6. Правовое регулирование бухгалтерской отчетности
7. Способы приватизации
8. Особенности бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

Работа состоит из  1 файл

Шпоры ХП.docx

— 85.64 Кб (Скачать документ)
  1. Правовое регулирование бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных  актов, которые регламентируют организацию  и ведение бухгалтерского учета  в организациях и определяют компетенцию  государственных органов, действующих  в данной сфере. Эта система состоит  из актов нескольких уровней юридической  силы.

Первый уровень – законодательство Российской Федерации о бухгалтерском  учете. В соответствии сo ст. 71 Конституции  РФ, вопросы бухгалтерского учета  находятся в ведении Российской Федерации.

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее  – Закон о бухгалтерском учете). Он устанавливает единые правовые

и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Сферой действия названного Закона являются все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а  также филиалы и

представительства иностранных  организаций, если иное не предусмотрено  международными договорами Российской Федерации.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в ином, установленном налоговым  законодательством порядке.

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

1) обеспечение единообразного  ведения учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций, осуществляемых  организациями;

2) составление и предоставление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

Второй уровень системы  представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, определяет порядок организации и ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  отчетности, а также взаимоотношения  по этим вопросам организаций с внутренними  и внешними потребителями бухгалтерской  информации. Данный акт является комплексным, регулирующим в целом вопросы  бухгалтерского учета и отчетности.

Необходимость существования  Положений заключается в детализации  ими правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета. Кроме того, в Положениях (стандартах) говорится о тех или иных возможных  бухгалтерских приемах без раскрытия  конкретного механизма применительно  к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме.

Такое раскрытие осуществляется в документах третьего уровня системы  – методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49, типовые формы бухгалтерской  отчетности. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К  примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 149н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются  особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных  видов деятельности. В качестве примера  приведем Приказ Минфина РФ от 12 января 2001 г. № 2н «О методических рекомендациях  о порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности страховых  организаций». Один из важнейших документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его  применению, утвержденные Приказом Минфина  России от 31 октября 2000 г. № 94н. К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. В настоящее время федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В качестве примера такого регулирования можно назвать Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.

Четвертый уровень в системе  составляют локальные нормативные  акты, принимаемые организацией и  формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и  организационном аспектах. Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми  еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не

были отменены официально и если не противоречат стандартам бухгалтерского учета. 

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства  РФ происходит приближение национальных правил бухгалтерского учета к международным  стандартам финансовой отчетности (IFRS).

 

 

 

  1. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Согласно законам РСФСР  от 26 июня 1991г. " Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и от 4 июля 1991 г. " Об иностранных инвестициях в РСФСР" инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, кредиты, имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности в целях получения  прибыли и достижения положительного социального эффекта. Запрещается  инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических  и других законодательно определенных норм, наносит ущерб охраняемым законом  правам и интересам граждан, юридических  лиц и Государства.

Важнейшими стимулами  развития инвестиционной деятельности является обеспечение государством гарантий прав инвесторов, защиты инвестиций и предоставление им налоговых и  таможенных льгот.

Защита инвестиций гарантируется  законом независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями: а) инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы; б) инвестиции не могут  быть реквизированы.

В целях обеспечения стабильности прав инвесторов законом установлено, что соответствующие положения  принимаемых законодательных актов, ограничивающие эти права, не могут  вводиться в действие ранее чем  через год с момента их опубликования. Для иностранных и совместных предприятий

Указом Президента РФ от 27 сентября 1993 г. № 1466 этот срок увеличен до трех лет. Кроме того, установлено, что ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут быть введены только законами Российской

Федерации и указами Президента, нормативные акты местных органов  власти, ущемляющие права инвесторов, не подлежат применению.

Поскольку правовых гарантий не всегда бывает достаточно, возникает  необходимость в создании специальных  организаций) обеспечивающих исполнение законодательных норм. Указом Президента РФ от 2 февраля 1993 года № 184 образована Государственная инвестиционная корпорация, которая может выступать гарантом иностранным и отечественным  инвесторам. Взнос государства в  уставном фонде корпорации составляет более 1 млрд. долларов США. Также для  обеспечения финансовых гарантий иностранным  инвесторам корпорации выделено 50 млн. долларов США и 200 млрд. рублей. Указом Президента РФ от 26 февраля 1993 г. № 282 признано необходимым участие российской стороны в учреждении Международного агентства по страхованию иностранных  инвестиций в Российскую Федерацию от некоммерческих рисков.

Закон об иностранных инвестициях  предусматривает ряд таможенных льгот: имущество, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд, предназначенное  для собственного материального  производства или ввозимое иностранными работниками для собственных  нужд, освобождается от взимания импортных  пошлин, предприятия, полностью принадлежащие  иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых  иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию  для собственных нужд; валютная выручка  указанных предприятий от экспорта собственной продукции остается полностью в их распоряжении. Указом

Президента РФ от 10,июня 1994 г. № 1199 установлено, что предприятия, ввозящие оборудование (кроме подакцизных), предназначенное для производственного  развития предприятий, по контрактам, заключенным до 1 января 1993 г. освобождаются  в 1994 году от уплаты НДС и спецналога.

С выходом Указа Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1928 определилось новое направление в государственной  инвестиционной политике

- финансовое участие государства  в Частных инвестиционных проектах.

Указом предусматривается  ежегодное выделение капитальных  вложений на финансирование высокоэффективных  инвестиционных проектов при условии  размещения этих средств на конкурсных началах. Право на участие в конкурсе имеют проекты, по которым инвестор вкладывает не менее 80% собственных  и заемных средств, включая иностранные  инвестиции, при этом собственные  средства инвестора должны составлять не менее 20%. Частные инвесторы приобретают  право собственности на созданные  объекты и производства в соответствии с долей вложенных средств.

Началась разработка нового направления в инвестиционной деятельности.

Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 введено понятие  финансового лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных средств  в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам  на определенный срок.

 

  1. Лицензирование хозяйственной деятельности.

Ф.З. «о лицензировании отдельных  видов хоз.деят-ти.» Лицензированию подлежат только те виды хоз.деятельности, которые требуют высокого профессионализма и потенциально опасны для окружающих.

Принципы:

срочность (нельзя больше 5-ти лет)

возмездность- плата

принцип профессионализма

постановление правительства  «об утверждении лицензированных  видов деят-ти »(образовательные  услуги, медицинские…)

Правила выдачи лицензий утверждаются приказами министерств и ведомств.

«З-н о саморегулируемых организациях.»- организация, которая  создается коммерческими организациями  одного вида деятельности, либо участниками  одного вида деятельности (гос-во осущ-ет делегированное правотворчество).

 

  1. Правовое регулирование рекламной деятельности

Ф.З.о рекламе. =понятие  рекламы- это информация, распространяемая любым способом и в любой форме , адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная на привлечение  внимания к объекту рекламы, формирование или поддержание интереса к нему, а так же, распространяемая для  продвижения товара на рынке.

Основными целями закона являются защита от недобросовестной конкуренции  в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

Общие требования к рекламе (добросовестная и достоверная):

реклама не должна побуждать  к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками, угрожать безопасности транспорта, содержать  иностранные слова и выражения, искажающие смысл информации, демонстрировать  процессы курения и потребления  алкогольной продукции.

Недобросовестная реклама- порочит честь и достоинство, либо содержит некорректную информацию о товарах или услугах. Рекламодатель  несет ответственность за достоверность  рекламы, за нарушение и за недобросовестную рекламу, а рекламораспространитель  несет ответственность за нарушение  способов распространения рекламы  и за нарушения особенности рекламы  отдельных видов товаров. Ст. 31 «саморегулирование организации в сфере рекламы». Ответственность за регулирование  несет Федеральная антимонопольная  служба. Она может выписать предписания, осуществляемые администрацией управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"