Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и переживание нормативно-правового акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание

Целью исследования является исследование историко-теоретических проблем действия нормативно-правовых актов во времени как в дореволюционный период, так и в современном законодательстве и поиск путей их решения.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты и пределы действия нормативно-правовых актов во времени.
2. раскрыть понятия обратная сила и «переживание» нормативно-правового акта.
3. проанализировать проблемы законодательной регламентации действия нормативно-правового акта;
3. изложить возможные пути решения проблем действия нормативно-правового акта во времени.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….......4
1 Теоретические основы действия во времени нормативно-правого акта.…….6
Исторический аспект действия законов во времени……………..……...6
Пределы действия нормативно-правовых актов. Научное
трактование понятия «действия во времени нормативно-правовых актов»…...14
Принципы действия во времени. Ретроактивность и ультраактивность...18
2 Проблемы законодательной регламентации действия нормативно-
правового акта во времени…………………………………………………….......25
2.1 Определение времени вступления и утраты нормативно-правовым
актом юридической силы……………………………………………………….….25
2.2 Проблемы обратной силы и «переживания» нормативного акта…...……...29
3 Возможные пути совершенствования действия нормативного акта во
времени…………………………………………………………………………......34
Заключение……………………………………………………………………….....37
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая право3.docx

— 88.23 Кб (Скачать документ)

Необходимо дать определение понятию "обратное действие закона". С.С. Алексеев указал, что обратная сила закона означает "распространение действия нового акта на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие новых норм". Он выделяет два проявления обратной силы закона - распространение действия нового нормативного акта: а) на факты прошлого, по которым окончательные правовые последствия еще не наступили (простая обратная сила); б) на факты, по которым окончательные юридические последствия наступили ( Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 2. С. 128, 142.)

По мнению Д.П. Бахраха - авторитетного  специалиста в области темпоральных норм, "обратная сила... это ревизионная  сила нормы" (> Бахрах Д.П. Очерки... С. 146.). Такая норма "предполагает пересмотр (ревизию) уже урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав и обязанностей" (<7> Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 147). Норма обратного действия изменяет возникшие ранее правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере выплат, привлечении к уголовной ответственности, признании права собственности и т.п. с более ранней даты, чем дата вступления нормы в силу.

А.А. Тилле указал, что  под "обратным действием (ретроактивностью, обратной силой) закона надо понимать такое его действие на правоотношение, при котором новый закон предполагается существовавшим в момент возникновения  правоотношений". Отсюда вытекает, что  последствия, которые были произведены  при старом законе, признаются неправильными, подлежат изменению в соответствии с нормами нового закона ( Тилле А.А. Время, пространство, закон. М., 1956. С. 979).

Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный  акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его  вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время.

Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и мировой практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104 Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», что является свидетельством отражения в белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).

Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое  продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке  придается законам, смягчающим или  устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме того, новым  нормативно – правовым актами может  быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно – правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов.

По степени завершенности  наступивших в соответствии с  прежним нормативным правовым актом  правовых последствий различают  простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативно-правового акта распространяется на факты, по которым  юридические последствия уже  наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Так, в  связи с принятием в 60-х гг. нового гражданского законодательства требовался пересмотр договоров  купли-продажи жилого дома с условием пожизненного содержания (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и  права: Учебник для вузов. – 2-е  издание, исправленное и дополненное  – Москва: Спарк, 2000, стр. 305-307).

Обратная сила – это  ревизионная сила нормы. Такая норма  предполагает пересмотр (ревизию) уже  урегулированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством  прав и обязанностей. Норма обратного  действия изменяет возникшие ранее  правоотношения, обязывает пересмотреть правоприменительные акты о размере  выплат, привлечении к уголовной, административной ответственности, признании  права собственности и так  далее с более ранней даты, чем  дата вступления нормы в силу.

Когда речь идет о выплатах, обратная сила означает их перерасчет за прошлое время.

Если не связывать себя с существующими стереотипами юридического мышления и языка права, то можно  сказать, что норма, которая устраняет  или смягчает ответственность (уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную), имеет обратное (ревизионное) действие, то есть требует пересмотра уже принятых правоприменительных актов о  применении санкции. Но если по правонарушению решение (приговор, приказ, постановление) еще не принято, то новая норма  действует в отношении таких  фактов немедленно.

От придания правовой норме  обратной силы следует отличать применение закона к правоотношениям, возникшим  до его издания, но продолжающим действовать  после его издания. Здесь следует  добавить: если правоприменительный акт, содержащий юридическую оценку этим деяниям, отношениям, не был принят до вступления новой нормы в силу.

Обратная сила нормы означает, что она может применяться  и как норма немедленного, и  как норма обратного действия. Безусловно, она распространяется и  на новые факты. Значит, органично  включает в себя возможность ревизионного, немедленного и перспективного действия, обладает максимальной силой действия во времени.

Опираясь на уже имеющиеся  исследования, можно выделить следующие  трактовки способов действия новой  нормы во времени:

а). перспективное – распространяющееся на факты, права и обязанности, возникшие  после вступления нормы в силу, и порожденные ими новые правоотношения;

б). немедленное – распространяющееся на факты прошлого и ранее возникшие  правоотношения, изменяющие права и  обязанности их участников с даты вступления нормы в силу, а также  на факты, отношения, возникшие после  ее вступления в силу (здесь даты вступления в силу и начала действия идеально совпадают);

в). Обратное – распространяющееся на факты и правоотношения, которые  возникли до вступления нормы в силу: с какой-то более ранней даты или  даже с любого момента их возникновения  независимо от того, сколько времени  прошло с той даты. Норма обратного  действия частично или полностью  пересматривает ранее возникшие  правоотношения с более ранней даты, чем дата вступления ее в силу. Примером полной ревизии может служить  действие закона, отменяющего уголовную  ответственность и снимающего судимость  с лиц, ранее осужденных за такое  преступление. Пример частичной ревизии  – Указ Президента РФ от 21 января 2003 года №65, который обязал Правительство  РФ обеспечить перерасчет с 1 июля 2002 года ежемесячной доплаты к пенсиям  ряду категорий лиц.

Необходимо особо подчеркнуть, что нормы немедленного и обратного  действия распространяются и на факты, происходящие после их вступления в  силу, то есть включают в себя и перспективное  действие. Пределы действия этих норм шире, ибо они регулируют не только новые факты и отношения (перспективное  действие), но и факты, отношения, принадлежащие  прошлому.

При решении вопросов, связанных  с привлечением физических лиц к  ответственности, дается юридическая  оценка содеянному в прошлом, производится квалификация ранее совершенного неправомерного деяния (как преступления, проступка, объективно – противоправного деяния). Здесь возможны три варианта решений  о применении санкции за правонарушения, совершенные до вступления новой  нормы в силу:

1). Деяние квалифицируется  и санкция применяется на основе  старой нормы (перспективное действие  более суровой нормы и переживание  старой);

2). Производство по уголовному, административному делу прекращается  либо деяние квалифицируется  и санкция применяется на основе  новой, смягчающей ответственность  нормы (немедленное действие новой  нормы, немедленное прекращение действия старой нормы на ранее совершенные деяния, то есть на деяния, которые окончились, когда старая норма действовала).

3). Изменяется ранее принятый  акт (приговор, постановление, решение  о квалификации деяния и назначении  санкции за него), деяние квалифицируется  и санкция применяется на основе  новой нормы, смягчающей ответственность,  либо акт о привлечении к  ответственности отменяется и  виновный вообще освобождается  от ответственности на основе  новой нормы, устраняющая ответственность  за соответствующие деяния. Если  издается такая норма обратного  действия, то одновременно решается  вопрос, снимается ли судимость  (состояние наказанности) с лиц,  которые освобождены от дальнейшего  исполнения наказания.

Новые регулятивные материальные нормы тоже могут быть и перспективного, и немедленного, и обратного действия. Например, норма о включении в  стаж необходимого для назначения пенсии времени обучения в вузе может  быть распространена:

-только на тех, кто  учится или еще будет учиться,  или на тех, кто ранее обучался  в вузе, но еще не получает  пенсию (перспективное действие  нормы);

- и на тех, кто уже  получает пенсию, в связи с  чем производится перерасчет (увеличение) размера пенсии со дня вступления  новой нормы в силу (немедленное  действие нормы);

-и на тех, кто уже  получает пенсию с перерасчетом (увеличением) ее размера с  более ранней даты, чем ее вступление  в силу.

Обратное ревизионное  действие правовой нормы может быть минимальным (перерасчет пенсий за ограниченное время) или максимальным (перерасчет пенсий с даты их назначения). Такой  максимализм можно считать правовой фантастикой. Но в жизни бывает всякое. Конечно, решая вопросы об избрании при принятии нового закона одного из вариантов существующей темпоральной, коллизионной триады, законодатель учитывает  многие факторы: интересы граждан, интересы и финансовые возможности государства, идею справедливости и так далее (Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. – Москва: Норма, 2004 год, стр. 168-172).

Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных  юридических последствий не предполагает.

Рассматривая вопросы  действия нормативных правовых актов  во времени, следует остановиться и  на явлении, противоположном обратной силе – на так называемом «переживании»  нормативно-правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после  утраты им юридической силы. Он как  бы «переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым  нормативным правовым актом требуется  определенный срок.

Сходное с переживанием нормативных  правовых актов явление наблюдается  в революционные периоды развития общества. В этом случае вообще все  «старое» законодательство, принятое на предыдущем этапе развития общества, государства и правовой системы, может быть отменено одним росчерком  пера. Однако для принятия огромного  количества нормативно-правовых актов, которые могли бы эффективно регулировать разнообразные общественные отношения, требуется немало времени. Поэтому  «революционерам» и «преобразователям», как правило, приходится пролонгировать действие норм права, содержащихся в  уже отмененных нормативно-правовых актах. В отечественной истории  только в XX веке подобная ситуация возникла два раза – в 1917 и в 1991 годах.

Таким образом, принимая во внимание обратную силу (ретроактивность) и переживание действия (ультраактивность) нормативно-правового акта, при изучении действия норм права во времени следует  обращать внимание на два обстоятельства. Во-первых, на сроки календарного действия правовых норм: они ограничены моментом вступления в юридическую силу нормативно-правового  акта и моментом утраты им юридической  силы. И, во-вторых, на те факты и отношения, на которые нормы права распространяют свое действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы законодательной регламентации действия нормативно-правового акта во времени

 

 

2.1. Определение  времени вступления и утраты нормативно-правовым актом юридической силы.

 

 

Для применения нормативного правового акта во времени необходимо определить начало и окончание его  действия.

Нормативные правовые акты начинают действовать с момента  вступления их в силу и до момента  утраты ими юридической силы. Для  каждого вида нормативного правового  акта существуют свои правила вступления в силу.

Вступление закона в силу означает, что с этого момента  им должны руководствоваться, исполнять  его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане.

Информация о работе Проблемы действия нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила и переживание нормативно-правового акта