Правовое регулирование экономической несостоятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей курсовой работы являются:

1. рассмотреть понятие экономической несостоятельности и банкротства.

2. изучить отношения субъектов хозяйствования, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством).

3. исследовать порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).

Работа состоит из  1 файл

Курсовая для сайта.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

     При республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии но предупреждению экономической несостоятельности (банкротства). Целью создания таких комиссий является: разработка и внесение в республиканский орган государственного управления, местный исполнительный и распорядительный орган предложений о принятии мер по досудебному оздоровлению (наряду с лицами, которые в соответствии с законом об экономической несостоятельности (банкротстве) обязаны принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства); подбор, организация подготовки, наряду с органом государственного управления по делам о банкротстве, а также аккредитация лиц на осуществление деятельности временного (антикризисного) управляющего; подготовка предложений по проектам мировых соглашений, планов досудебного оздоровления в защитном периоде или планов ликвидации юридических лиц, прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей.

     На основании этих предложений республиканский орган государственного управления (местный исполнительный и распорядительный орган) выносит соответствующее решение [13, c. 129].

     В состав комиссии включаются представители республиканских органов государственного управления, органа государственного управления по делам о банкротстве, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и организаций, имеющие высшее преимущественно юридическое и (или) экономическое образование. На период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) в состав комиссии включаются также собственник имущества унитарного предприятия, представители учредителей (участников) юридических лиц, индивидуальные предприниматели, в отношении которых примято решение о проведении досудебного оздоровления.

     Членами комиссии не могут быть лица, имеющие судимость. Кандидатуры, представленные к включению в состав комиссии, подлежат обязательной проверке правоохранительными и другими органами.

     Если хозяйственным судом будет установлено, что взыскиваемая сумма долга не позволит юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в дальнейшем осуществлять хозяйственную (экономическую) деятельность, то хозяйственный суд выносит и направляет в адрес этого юридического лица, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, республиканского органа государственного управления, местного исполнительного и распорядительного органа, государственного органа (организации), в ведении либо подчинении которого находится должник, частное определение, обязывающее в установленный хозяйственным судом срок, либо принять меры по проведению досудебного оздоровления, либо представить обоснованное решение о его нецелесообразности.

     На период принятия мер по досудебному оздоровлению, предложенных комиссией и утвержденных соответствующим решением органа государственного управления или местного исполнительного и распорядительного органа, юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности от подачи в хозяйственный суд заявления должника.

     Налоговые и другие уполномоченные государственные органы подают в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, а та же юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, только в случае принятия должником, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями решения о нецелесообразности проведения досудебного да оздоровления [14, c. 196].

     Государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление о банкротстве должника только по согласованию с государственным органом, выступающим в соответствии с законодательством от имени собственника, в отношен» имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь или административно-территориальной единицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. САНАЦИЯ

     Если по окончании досудебного оздоровления в защитный период станет очевидным, что неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер, либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) произвести выплаты по своим обязательствам в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства), либо, если коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве должника, а также отчет временного (антикризисного) управляющего. По результатам их рассмотрения хозяйственный суд при наличии к тому оснований, выносит определение о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое определение в течение пяти дней передается хозяйственным судом дл» опубликования в средствах массовой информации. В сообщении о начале конкурсного производства указываются: дата вынесения определения об открытии конкурсного производства; наименование хозяйственного суда, вынесшего определение об открытии конкурсного производства; данные о должнике и управляющем: срок предъявления требований кредиторов и т.д.

     Определение об открытии конкурсного производства влечет открытие в отношении должника конкурсного производства [5, c. 306].

     Конкурсное производство - это процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, зашиты прав и интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимал» и освобождения его от долгов.

     Общий срок конкурсного производства при проведении санации - двадцать два месяца, а при проведении ликвидационного производства - шестнадцать месяцев. И сроки могут быть продлены или сокращены хозяйственным судом [3].

     Открытие конкурсного производства влечет комплекс юридических последствий: управление делами должника возлагается на управляющего; приостанавливаются полномочия органов управления должника; наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника и уплаты всех ранее отсроченных обязательных платежей им; приостанавливается начисление всех процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических санкций по всем видам задолженностей должника; устанавливаются ограничения на совершение сделок с имуществом должника; приостанавливается удовлетворение требований кредиторов по платежным обязательствам должника; сведения о финансовом состоянии должника на период проведения конкурсного производства не относятся уже к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; совершение сделок, связанных с имуществом должника, допускается только в порядке, установленном Законом о банкротстве; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничительные меры по распоряжению имуществом должника. Наступают и иные последствия, предусмотренные Законом о банкротстве (ст. 90 Закона) [3].

     Санация - от лат. «sanare» - оздоровление, лечение - система планомерных конструктивных мероприятий, применяемых во избежание банкротства должника. Восстановление платежеспособности и финансовая стабильность юридического лица являются конечной целью санации, которая в рамках процедуры банкротства проводится под контролем хозяйственного суда.

     При рассмотрении хозяйственными судами дел об экономической несостоятельности (банкротстве) основной задачей судопроизводства по таким делам является установление факта несостоятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и определение путей восстановления платежеспособности должника, а при невозможности восстановления платежеспособности - ликвидация должника с максимальным удовлетворением требований кредиторов. При этом суды тесно взаимодействуют с управляющими, руководителями организаций, собственниками имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, органами государственной власти и управления [4, c. 133].

     Процесс оздоровления должника начинается с выявления и анализа причин финансового кризиса. На основании сведений бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, целевом использовании полученных средств определяются внешние и внутренние факторы неплатежеспособности должника, а также глубина его кризисного состояния.

     Процедура санации в отношении должника - юридического лица может быть введена хозяйственным судом лишь при наличии существенных перспектив восстановления его платежеспособности, ликвидности и прибыльности. В этой связи при принятии кредиторами решения о введении в отношении должника процедуры санации на общем собрании кредиторов рассматривается подготовленный управляющим план санации, в котором отражаются выработанные механизмы восстановления платежеспособности должника.

     В соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) такими оздоровительными мерами могут быть:

  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами); закрытие нерентабельных производств; предоставление должнику финансовой помощи;
  • перепрофилирование производства; предоставление отсрочки по текущим налогам и сборам;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • другие меры по восстановлению платежеспособности должника.

     На основании представленных сведений о финансовом состоянии должника хозяйственным судом всесторонне оцениваются предложенные управляющим и кредиторами способы восстановления платежеспособности должника и рассматривается вопрос о целесообразности введения процедуры санации. При этом суд принимает во внимание значимость должника для конкретного региона и для экономики и социальной сферы государства в целом.

     Только в том случае, если предприятие имеет реальную возможность восстановить свою платежеспособность, решением хозяйственного суда должник признается экономически несостоятельным и в отношении него вводится процедура санации.

     Вместе с тем на примере ряда дел усматривается, что после открытия хозяйственными судами конкурсного производства не всегда санация должника оказывается результативной. По мнению автора, основополагающей причиной безрезультатности санации является разработка управляющими неэффективных планов санации.

Пример 1

     В деле об экономической несостоятельности (банкротстве) РУП «X» восстановление платежеспособности должника предусматривалось планом санации путем получения денежных средств от продажи имущества предприятия, не относящегося к основному виду производства, взыскания дебиторской задолженности, реализации остатков готовой продукции и направлением полученных средств на производство основной продукции предприятия, а также на погашение требований кредиторов. Однако после проведения первых и повторных торгов реализовано имущества на сумму, составившую всего 0,18% от предполагаемой суммы. Полученных средств хватило лишь на оплату текущих платежей. Из-за недостатка оборотных средств производственная деятельность по выпуску основной продукции не осуществлялась, требования кредиторов не погашались.

     Уже в процедуре санации на основании ходатайства управляющего собственником имущества должника проводились мероприятия по изучению финансового положения и возможностей разработки экономически целесообразных вариантов по стабилизации работы должника. Учитывая невозможность перепрофилирования предприятия на производство другой продукции в силу специфичности ранее выпускаемой продукции, на основании заключения Министерства экономики Республики Беларусь было установлено, что возобновление производственной деятельности, реконструкция и техническое перевооружение предприятия в условиях отсутствия финансовых ресурсов практически невозможно. В этой связи хозяйственным судом принято решение об открытии в отношении должника ликвидационного производства.

     Пример 2

     В период проведения процедуры санации, введенной в отношении РУП «Р», в связи с отсутствием собственных оборотных средств, отсутствием со стороны собственника дополнительного финансирования, предприятие длительное время находилось в вынужденном простое.

Информация о работе Правовое регулирование экономической несостоятельности