Понятие и виды лицензий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:56, статья

Описание

В настоящей статье речь пойдет о лицензиях-разрешениях на использование программ для ЭВМ и баз данных, обычно заключаемых в виде двусторонних соглашений – лицензионных договоров.
Термин «Лицензия» в российском законодательстве используется в двух значениях:
Лицензия – разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности (из числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию);

Содержание

Понятие и виды лицензий.
Порядок выдачи лицензий.
Основание приостановления, переоформление и аннулирование лицензии.
Лицензионные органы.
Ответственность в сфере лицензирования.
Лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

контра.docx

— 40.06 Кб (Скачать документ)

Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная служба лесного хозяйства  России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды; Федеральное агентство  правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации; Государственная архивная служба России; Государственная инспекция по обеспечению  государственной монополии на алкогольную  продукцию при Правительстве  Российской Федерации; Комиссия по товарным биржам при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур; Инспекция негосударственных  пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации; Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За каждым из перечисленных выше органов, законодатель закрепил виды деятельности, лицензирование которой они осуществляют.

Так, например, за Министерством юстиции Российской Федерации, закреплены:

платные юридические услуги.

А за Министерством  внутренних дел Российской Федерации:

деятельность  в области пожарной безопасности;

производство  регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой специальной  продукции, необходимой для допуска  транспортных средств и водителей  к участию в дорожном движении;

установка и обслуживание технических средств  организации дорожного движения.

В компетенцию  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, были включены следующие  виды лицензионной деятельности:

сбор  и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу России);

медицинская деятельность;

фармацевтическая  деятельность;

деятельность  ломбардов;

эксплуатация  инженерных систем городов и населенных пунктов;

деятельность  по оказанию ритуальных услуг;

организация и проведение местных лотерей и другие виды деятельности.

На мой  взгляд, полномочия органов субъектов, весьма широки.

Кроме деятельности по лицензированию, большинство  из перечисленных выше органов участвуют  в разработке проектов о лицензировании отдельных видов деятельности.

  5. Ответственность в сфере лицензирования.

Почему мы вообще завели разговор о необходимости  получить лицензию? Потому, что государство  карает любое незаконное оказание таких  опасных услуг. При этом наказывается не только ведение дел без разрешения, но и с нарушением лицензионных правил. 

Так запрещены  следующие действия:

- осуществление  предпринимательской деятельности  без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая  лицензия) обязательно (обязательна),

- осуществление  предпринимательской деятельности  с нарушением условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией),

- осуществление  предпринимательской деятельности  с грубым нарушением условий,  предусмотренных специальным разрешением  (лицензией),

- промышленное  производство или оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции без соответствующей  лицензии, а равно с нарушением  условий, предусмотренных лицензией. 

В качестве наказания  применяется  штраф, конфискация  изготовленной продукции и орудий производства или административное приостановление деятельности.

В некоторых  случаях, за нарушение норм о лицензировании предусмотрена и уголовная ответственность, которая выражается в наложении  штрафа,  привлечении к обязательным работам, или наложении ареста. Так, Уголовно наказуемыми являются следующие  действия:

- осуществление  предпринимательской деятельности  без регистрации или с нарушением  правил регистрации, а равно  представление в орган, осуществляющий  государственную регистрацию юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, а также совершенное организованной группой.

Таким образом, Вы видите, что лицензирование предполагает соблюдение определенных условий и  требований  и при их нарушении  может повлечь ограничение или  запрет осуществления деятельности, для которой необходимо получение  лицензии. Поэтому,  Вам следует  строго соблюдать все условия  и порядок осуществления такой  деятельности, чтобы успешно вести  свой бизнес и сохранить при этом свою деловую репутацию.

6.  Лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности.

Лицензированию  подлежат не только определенные виды деятельности субъектов предпринимательской  деятельности- юридических и физических лиц, а и определенные виды хозяйственной деятельности юридических лиц, причем даже тех, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Верховная Рада Украины определяет основные направления  государственной политики в сфере  лицензирования, законодательные основы ее реализации, а ее реализация возложена  на Кабинет Министров Украины, а  также специально уполномоченный орган  по вопросам лицензирования. Такая  функция, в соответствии с законом, возложена на органы исполнительной власти, специально уполномоченные исполнительные советов, осуществляющие лицензирование определенных видов хозяйственной  деятельности. Орган лицензирования выполняет следующие функции:

• обеспечивает исполнение законодательства в сфере  лицензирования;

• утверждает со специально уполномоченным органом  по вопросам лицензирования лицензионные условия осуществления определенного  вида хозяйственной деятельности и  порядок контроля за их соблюдением;

• выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицензий, принимает решение  о признании лицензий недействительными;

• осуществляет контроль в пределах своей компетенции  за соблюдением лицензиатом лицензионных условий;

• выдает распоряжение об устранении нарушений  лицензионных условий;

• аннулирует лицензии;

• формирует  и ведет лицензионный реестр.

Орган лицензирования не имеет права поручать другим лицам определять возможность хозяйствующих субъектов исполнять лицензионные условия в соответствии с поданными документами. Среди важных преимуществ системы лицензирования хозяйственной деятельности можно выделить следующее: все процедурные вопросы, касающиеся выдачи лицензий, их переоформления, выдачи дубликатов лицензий, применение санкций, четко урегулированы законом. Благодаря этому обстоятельству процедуры лицензирования становятся более прозрачными, а чиновники теряют возможность устанавливать дополнительные требования к предпринимателям. В том случае, уважаемый читатель, если Ваша деятельность относится к перечню лицензированных видов хозяйственной деятельности, то перед началом такой деятельности нужно получить лицензию- как уже указывалось, документ государственного образца, который удостоверяет право на осуществление хозяйственной деятельности указанного вида на протяжении определенного срока при условии выполнения лицензионных требований. Получив такой документ, Вы становитесь лицензиатом и должны строго придерживаться организационных, квалификационных и других специальных требований, установленных в лицензионных условиях для конкретных видов хозяйственной деятельности. Как уже указывалось, лицензионными условиями являются нормативно- правовые акты, положение которых устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования, необходимые для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. В лицензионные условия включаются квалификационные требования к работникам хозяйствующего субъекта. Также в лицензионных условиях предусматриваются вопросы, связанные с необходимыми требованиями относительно зданий, помещений, оборудования, других технических средств.

Контроль  за наличием лицензии у субъекта ведения хозяйственной деятельности, и контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных условий, в соответствии с действующим законодательством, возложен на специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции, путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза на год. Внеплановые проверки осуществляются только на основании поступления в письменной форме заявления (сообщения) о нарушении лицензиатом лицензионных условий. Также внеплановые проверки могут проводиться с целью проверки исполнения распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий. Лицензиат во время проверки соблюдения им лицензионных условий предоставляет все необходимые для проведения проверки документы и обеспечивает условия для ее проведения. Орган, осуществляющий проверку, по ее результатам составляет акт в двух экземплярах, один из которых выдается лицензиату, другой сохраняется органом, который осуществил проверку. Орган лицензирования или специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, не позднее десяти рабочих дней с даты составления акта о нарушении лицензионных условий, выдает распоряжение об устранении выявленных нарушений. Лицензиат, получивший такое распоряжение, обязан в установленный срок предоставить информацию об устранении выявленных нарушений. В зависимости от степени тяжести нарушения, орган лицензирования может принять решение об аннуляции лицензии. Основанием для аннуляции лицензии является:

• заявление  лицензиата об аннуляции лицензии;

• акт  о повторном нарушении лицензиатом  лицензионных условий;

• решение  об отмене государственной регистрации  субъекта ведения хозяйственной  деятельности;

• нотариально  заверенная копия свидетельства  о смерти физического лица- субъекта предпринимательской деятельности;

• акт  о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных субъектом  ведения хозяйственной деятельности для получения лицензии;

• акт  об установлении факта передачи лицензии или ее копии другому юридическому или физическому лицу для осуществления  хозяйственной деятельности;

• акт  установления факта неподачи в установленный  срок сообщения об изменении данных, указанных в документах;

• акт  о невыполнении распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий;

• невозможность  лицензиата обеспечить исполнение лицензионных условий, установленных для определенного  вида хозяйственной деятельности;

• акт  об отказе лицензиата в проведении проверки органом лицензирования или  специально уполномоченным органом  по вопросам лицензирования.

Орган лицензирования принимает решение  об аннуляции лицензии в течении десяти рабочих дней с даты установления оснований для аннуляции лицензии и вручается (направляется) лицензиату с указанием оснований аннуляции не позднее трех рабочих дней с даты принятия такого решения. Решение об аннуляции лицензии вступает в силу через десять дней со дня принятия его решения. Если лицензиат в течении указанного срока подает жалобу в экспертно-апелляционный совет, действие решения органа лицензирования приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

Следует помнить, уважаемый лицензиат, что  в соответствии со ст. 23 Закона, вред, причиненный нарушением законодательства в сфере лицензирования, подлежит возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, определенном законом, т.е. в данном случае в порядке  административного и хозяйственно- процессуального судопроизводства. К субъектам ведения хозяйствования, за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии, применяются финансовые санкции в виде штрафов в размерах, установленных законом. Статьей 202 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за осуществление без государственной регистрации, как субъекта предпринимательской деятельности, деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, либо осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах. Санкция части первой указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа от ста до двухсот пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок. Часть вторая указанной статьи определяет, что осуществление банковской деятельности или банковских операций, а также профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, операций небанковских финансовых учреждений без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензирования), получение которого предусмотрено законом, или с нарушением условий лицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах,- наказывается штрафом от двухсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до трех лет. Здесь законодатель имеет в виду то, что получение дохода в крупном размере имеет место, если его сумма в тысячу и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан. Субъекты предпринимательской деятельности- физические лица и должностные лица юридических лиц, в частности субъектов предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность без лицензии, если ее получение предусмотрено действующим законодательством, подлежат уголовной ответственности по ст. 202 Уголовного Кодекса Украины, если в результате осуществления безлицензионной деятельности получен доход в крупных размерах. Осуществление хозяйственной деятельности с использованием лицензий, действие которых аннулировано или срок действия которых истек, лицензий, незаконно полученных от других субъектов хозяйствования, лицензий на другой, фактически не осуществляемый вид деятельности, при наличии достаточных оснований также квалифицируется по ст. 202 УК Украины. Данной статьей предусмотрена ответственность за нарушение условий лицензирования, что в данном случае подразумевает под собой несоблюдение виновным организационных, квалификационных и иных специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензировании. Примером может послужить осуществление хозяйственной деятельности на территории административно- территориальной единицы, не указанной в самой лицензии.

Информация о работе Понятие и виды лицензий