Контрольная работа по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:24, контрольная работа

Описание

Ранее отмечалось, что правовое регулирование осуществляется либо через установление субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, либо через установление правосубъектности (применительно к гражданским правоотношениям - правоспособности), т. е. возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется прежде всего за счет установления в правовых нормах общего дозволения - права на осуществление предпринимательской деятельности.

Содержание

Теоретический вопрос: Основные требования, предъявляемые для осуществления хозяйственной деятельности……………………………….3
Практические задания:
Как осуществляется оформление права собственности
иностранного юридического лица на приобретении
бездокументарных ценных бумаг?.......................................................16
Разрешает ли российское законодательство отнести опцион к
категории ценных бумаг?......................................................................17
В каких случаях открытое акционерное общество должно
обнародовать в печатном органе информацию об увеличении
своего установленного капитала и выпуске дополнительных
акций в связи с переоценкой основных фондов?................................19
Библиографический список……………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

Хоз.пр. 2.docx

— 37.62 Кб (Скачать документ)

План 

Теоретический вопрос: Основные требования, предъявляемые для осуществления хозяйственной деятельности……………………………….3

Практические  задания:

  1. Как осуществляется оформление права собственности

    иностранного  юридического лица на приобретении

    бездокументарных  ценных бумаг?.......................................................16

  1. Разрешает ли российское законодательство отнести опцион к

    категории ценных бумаг?......................................................................17

  1. В каких случаях открытое акционерное общество должно

     обнародовать  в печатном органе информацию  об увеличении

     своего  установленного капитала и выпуске  дополнительных

     акций в  связи с переоценкой основных  фондов?................................19

    Библиографический список……………………………………………….20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Основные  требования, предъявляемые  для осуществления  хозяйственной деятельности

   Ранее отмечалось, что правовое регулирование осуществляется либо через установление субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, либо через установление правосубъектности (применительно к гражданским правоотношениям - правоспособности), т. е. возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права.

   Правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется прежде всего за счет установления в правовых нормах общего дозволения - права на осуществление предпринимательской деятельности.

   Данное право закреплено в п.1 ст.34 Конституции РФ, ст. ст. 23 и 50 Гражданского кодекса и составляет основной элемент правосубъектности (правоспособности) предпринимателя. При этом данное право не случайно установлено прежде всего нормами Конституции РФ, поскольку реализуется не только в частноправовых, но и в публично-правовых отношениях. Причем в силу п.3 ст.56 Конституции РФ оно ограничению не подлежит[2].

   Право на осуществление предпринимательской деятельности означает, как минимум, возможность выбора организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, вида (сферы) предпринимательства, территории осуществления предпринимательства.

   В общедозволительном типе правового регулирования выражается правовой режим предпринимательской (хозяйственной) деятельности и при ее осуществлении, т. е. предприниматель в своей деятельности руководствуется принципом: “дозволено все, кроме того, что прямо запрещено”.

    Практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом вовсе не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решить его по своему усмотрению.

   Общедозволительный тип правового регулирования базируется на признании свободы предпринимателя как товаропроизводителя и проявляется не только при приобретении и прекращении статуса предпринимателя, конкретных прав и обязанностей гражданско-правового характера, но и при осуществлении защиты нарушенных прав. Кроме того, дозволение как способ правового регулирования широко используется и при определении содержания конкретных правоотношений.

    Вместе с тем следует отметить, что общедозволительный тип правового регулирования хотя и доминирует, но тем не менее не исключает использования разрешительного типа правового регулирования. Помимо установления общего дозволения правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется и через установление в правовых нормах общих запретов для предпринимателей. Кроме того, существует достаточно большое количество случаев использования таких способов правового регулирования как обязывания, через которые устанавливается содержание конкретных правоотношений. Через данные приемы правового регулирования реализуется государственное регулирование экономики. Наиболее ярким выражением этого регулирования в праве является установление через указанные приемы системы обязательных требований к осуществлению предпринимательской (хозяйственной) деятельности, подлежащими выполнению всеми ее субъектами. Все эти требования могут быть разделены на несколько групп.

     Требования, предъявляемые в виде предпосылок осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности. К ним относятся такие требования организационного характера как необходимость государственной регистрации предпринимательской (хозяйственной) деятельности, лицензирования отдельных видов деятельности, обеспечение ведения бухгалтерского учета, обеспечение производства энергоснабжением, обеспечение применения контрольно-кассовых аппаратов при принятии наличных денег от населения и др.

    Требования, предъявляемые к процедуре осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Данные требования бывают двух видов:

1) общие, предъявляемые ко всем видам деятельности (например, по охране труда работников, соблюдению правил пожарной безопасности, правил природопользования, санитарных норм);

2) специальные, предъявляемые только к определенным видам деятельности (например, строительные нормы и правила, ветеринарные правила).

   Требования, предъявляемые к результатам предпринимательской (хозяйственной) деятельности. Это требования в области защиты прав потребителей (стандартизации, сертификации, предоставление необходимой и достоверной информации о предприятии, реализуемых им товарах, работах, услугах), по соблюдению правил работы с отходами, по учету результатов предпринимательской (хозяйственной) деятельности и предоставлению по ним отчетности, по уплате налогов и сборов.

   В отличие от предпринимателей в отношении государственных органов преобладает разрешительный тип правового регулирования (“запрещено все, кроме прямо разрешенного”). Для них действует общий запрет - воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю осуществлять свои права. В частности, как указывалось ранее, такой общий запрет вытекает из п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которому гражданские права могут быть ограничены только на основании федеральных законов и только в определенных целях.

   Установленные таким образом пределы вмешательства в деятельность предпринимателей со стороны государства наряду с процедурой принятия решений государственными и муниципальными органами и есть не что иное как компетенция власти в отношении предпринимателей.

   Такое сочетание типов правового регулирования в отношениях “государство - предприниматель” позволяет упорядочить деятельность государственных органов, устраняет основания для их произвола в отношении предпринимателей.

   Метод правового регулирования - это совокупность способов (приемов) воздействия на общественные отношения (деятельность их участников), которая предопределяет правовое положение (статус) участников этих отношений по отношению друг к другу.

   Выделяют два метода правового регулирования.

1. Централизованное, императивное регулирование (метод  субординации), при котором правовое  положение субъектов по отношению  друг к другу характеризуется  как отношения субординации, т.  е. прямого подчинения.

2. Децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод  координации), при котором участники  общественных отношений выступают  как равноправные стороны. 

   Применительно к отдельным отраслям права могут выделяться также такие методы как метод автономии и процессуального равенства сторон, метод поощрения, метод рекомендаций и некоторые другие, что по сути является некорректной попыткой выразить своеобразие рассматриваемых отношений. На самом деле речь в этих случаях идет либо о принципах правового регулирования (автономия и процессуальное равенство сторон), либо о социально-политических, а не юридических явлениях (поощрение и рекомендация), поскольку здесь отсутствует общеобязательность и возможность применения государственного принуждения.

   Еще одним интересным примером некорректного выделения иного метода правового регулирования является так называемый коллизионный метод, который выделяется в международном частном праве и применяется во взаимодействии с вышеуказанными методами. В данном случае понятие “метод правового регулирования” вообще отождествляется с приемом юридической техники (правотворческой и правоприменительной), а также принципами правового регулирования.

   Наличие таких попыток является следствием подхода, что у каждой отрасли должен быть свой метод. В связи с этим данное понятие в большинстве случаев превратилось в чисто умозрительную конструкцию, объединяющую в себя все элементы юридического режима правового регулирования.

   По сути, когда речь идет о юридическом равенстве или неравенстве субъектов правоотношений (именно определение этого и составляет смысл выделения понятия “метод правового регулирования”) имеется в виду, что эти субъекты либо вступают в отношение и участвуют в нем своей волей и в своем интересе (метод координации), либо вступают в него и участвуют в нем вне зависимости от своей воли (метод субординации). В первом случае первоначально правовое положение субъекта определяется через установление общего дозволения, а для возникновения конкретного правоотношения необходимо его волевое действие. При этом субъект вправе определять по своему усмотрению, например, контрагентов, объект правоотношения и т. д. Во втором случае правоотношение возникает сразу при наступлении определенного юридического факта вне зависимости от воли субъектов в силу закона. В этом случае для управомоченного лица уже заранее устанавливается круг обязанных перед лиц и объем их обязанностей. Например, права налоговых органов (по сути это конкретные дозволения в рамках общего запрета) устанавливаются для обеспечения реализации и контроля за исполнением обязанностей налогоплательщиками, на которых и распространяются властные полномочия налоговых органов.

   Существует точка зрения, согласно которой в понятие метода правового регулирования включаются непосредственно и сами средства правового воздействия (правовой инструментарий), система которых составляет механизм правового регулирования. Соответственно в этом случае метод характеризуется не только через правовое положение (статус) участников регулируемых общественных отношений (вида деятельности) по отношению друг к другу, но и через особенности возникновения правовых связей между ними (характеристика юридических фактов); специфику разрешения возникающих конфликтов и особенности применения мер принудительного воздействия на нарушителей (признаки актов реализации прав и обязанностей, а также актов применения права).

   Однако с таким подходом как основанном на смешении понятий “способ (прием) осуществления воздействия” и “средство воздействия” согласится трудно. Кроме того, некоторые виды правоотношений, подпадающие в сферу гражданско-правового регулирования, обладают определенными отличительными признаками. В частности, юридическим фактом, порождающим возникновение правоотношений по возмещению вреда (ущерба) могут быть только действия (как правило, неправомерные); акты государственных органов, нарушающие права собственников и других законных владельцев, в большинстве случаев могут быть обжалованы не только в судебном, но и административном порядке; для обязательственных правоотношений характерна возможность применения такого вида способов защиты прав как меры оперативного воздействия. При таком подходе получается, что правовое регулирование соответствующих общественных отношений (видов деятельности) осуществляется с помощью разных методов.

    При правовом регулировании предпринимательской (хозяйственной) деятельности в зависимости от вида регулируемых отношений используются оба из них: и метод координации, и метод субординации. Там, где речь идет о реализации и охране частных интересов применяется, как правило, первый из них, а там, где о публичных - второй. Тем самым с помощью этих методов обеспечивается соблюдение (реализация) при правовом регулировании соответственно частноправовых и публично-правовых принципов. Правила сочетания этих методов устанавливаются через специальные принципы предпринимательского (хозяйственного) права.

Понятие и задачи предпринимательского (хозяйственного) права [3]:

Понятие “предпринимательское (хозяйственное) право” может использоваться в пяти значениях.

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"